kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных игровых технологий в развитии интеллектуальных способностей детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на тему "Использование современных игровых технологий в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста" предназначена для расширения представлений педагогов о современных методах активизации мышления детей старшего дошкольного возраста.  В ней представлена теоретическая часть по теме и практический материал-игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных игровых технологий в развитии интеллектуальных способностей детей »

Семинар-практикум для воспитателей


Тема: «Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей»

Дата проведения: ноябрь 2015 год

Провела: педагог-психолог Недлина Е.Н.


Стимулирование интеллектуального развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании образованности человека.

Высокий уровень развития интеллектуального развития, способность к творчеству, умение самостоятельно познавать окружающий мир – все это является основными факторами успешного обучения и предупреждение школьной дезадаптации. Развитие творческих качеств личности, культуры мышления способствуют формированию социальных, коммуникативных и учебных навыков у детей дошкольного возраста.

Игра, как основной вид деятельности дошкольника занимает особое место в становлении системы личностного, интеллектуального и творческого развития детей.

Что же такое интеллект и креативность?

Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использование своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Креативность – творческие способности человека, которые характеризуются готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Согласно американскому психологу А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственна всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы, обстоятельства необычным образом, то есть остроумное решение проблемы.

Проявление детской креативности:

  1. Оригинальность – избегание стереотипности в игровых сюжетах, замыслах, действиях

  2. Скорость (темп, быстрота) – высокий уровень адаптации к сложным ситуациям, быстрое реагирование к меняющимся условиям

  3. Гибкость – умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с известным объектом новыми способами

  4. Вариативность – поиск, выбор и применение разнообразных способов решения конкретной проблемной ситуации.


Методы активизации творческого мышления


  1. Метод проб и ошибок.

Это метод еще называют методом перебора вариантов. В шутку говорят: «Перебор вариантов еще не самое худшее, хуже, когда предлагается всего один вариант!».

Решим задачку: «Анаграммами «дорогвон» и «невежа» зашифрованы названия двух известных городов. Что это за города?

Что вы начали делать? Перебирать слоги и буквы. Это и есть Метод Проб и Ошибок.

Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогать руками, пробует на вкус, смотрит, слушает, накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Накопив опыт, ребенок переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-образному и словесно-логическому. Тогда начинает работать здравый смысл – это наша логичность, умение анализировать.

Дети решают задачи опираясь на свой жизненный опыт!

Достоинства МПиО:

  1. Этому методу не надо учиться

  2. Простота решения задач: «А что, если попробовать сделать так?

  3. Учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах

  4. С каждым новым решением человек становится умнее. Не случайно говорят «На ошибках учатся».

  1. Мышление по аналогии

Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то признакам. Аналогия – это сходство.

Виды аналогий:

  1. По свойствам

  2. По функциям

  3. По отношениям

  4. По образам

Упражнения для развития мышления по аналогиям (для педагогов)

Назовите вид аналогии

  1. Сердце – насос (функция)

  2. Солнце – горошина (Форма)

  3. Ветер – вентилятор (функция)



3.Мышление по ассоциации


Чтение рассказа. С.31

Ассоциация – это связь между отдельными предметами, при которой одно из представлений вызывает другое. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах или звук. То есть, ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких.


Виды ассоциаций

  1. По смежности, т.е. по близости в пространстве или во времени

улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз

  1. По сходству, по подобию одного или нескольких признаков

Мяч – арбуз, снег – вата

  1. По контрасту, т.е. противоположное по каким-то свойствам.

Добро – зло, искры снежинки, гора – ущелье.

Пример мышления по ассоциации может служить диалог американского журналиста с писателем. Во время интервью у писателя журналист положил ноги на стол, но спохватился и произнес:

- Простите, вас не смущает моя привычка?

- О нет, не беспокойтесь! Можете положить на стол все четыре ноги.

Хорошо находит ассоциации тот, у которого хорошо развита образная память.

Упражнения.

  1. Назовите ребенку какой-нибудь предмет или существо и попросите его по памяти описать его. Наводящие вопросы: какого он цвета, формы, как двигается, где живет, что ест, на что похож. (Слон, Луна)

  2. Перевоплощение в какого-нибудь и изобразить его: кошка, лиса, паровозик.

  3. Развивать ассоциативное мышление можно развивать путем составления ассоциативных цепочек. Цепочку начинает какое-нибудь слово-символ или образ.

«Корабль» - море, парус, яхта, одиночество и т.д.

  1. Дается два слова: «мороз» и «троллейбус». Задание: найти цепочку слов-образов, которая начинается первым словом и заканчивается вторым.

Вариант цепочки: мороз, снег, тайга, заблудившиеся туристы, вертолет со спасателями, спасатели увидели сверху лыжный след как троллейбусные провода.

  1. Детям называют пары слов и просят подобрать к ним другие слова, которые сочетались бы с данным по любому признаку.

«Красный, мягкий» - помидор, малина, слива и т.д.

Задания:

Определите, какой вид ассоциации в следующих примерах:

  • Мама: « Слезь с окна, упадешь – будешь горбатой!

Ребенок: «А верблюд, наверное, два раза падал?» (по сходству)

  • «…ударился Иван-царевич лбом о землю и сделался ясным соколом…» (не по ассоциации, а по логике, по здравому смыслу)

Ребенок: «Вот и неправда! У него на лбу шишка выросла, и все!»

  • «Мам, а крапива кусается?

- Да, сынок.

- А как она лает?» (по общности)

  1. Мышление по ассоциациям хорошо развивают игры «Данетки».

Суть этой замечательной игры в том, что ведущий загадывает слово, а дети должны разгадать слово или объясняя ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только: да, нет, и да и нет, об этом нет информации.

Цель игры – научить детей задавать вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать другого.

Достоинства игры:

- У игры нет возрастных ограничений

- Игра проста в проведении

- Легко варьировать уровень трудности игры.

Младший возраст:

«Я загадала домашнее животное»

Средний возраст:

«Я загадала животное» - Это животное дикое? – да и т.д.

Старший возраст

Умение классифицировать предметы: объекты живой или неживой природы.

Усложнение: числовые данетки (Я загадала число)

Визуальные: (Какой предмет я загадала – он лежит на столе)

Ситуативные «данетки» отвечают на вопросы: ка это могло произойти? Как выбраться и з это ситуации? Как объяснить такое поведение человека или героя сказки, рассказа?

Ситуативные «данетки» развивают причинно-следственные связи.

- «Подул ветер и человек опоздал на работу»

- «Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ему ответила отказом». Е. Онегин

  1. Методика мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из четырех шагов:

  1. Постановка задачи

  2. Выдвижение идей

  3. Обсуждение идей

  4. Принятие решения

Как использовать мозговой штурм при работе с детьми?

Сначала определим цели:

  • Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы их идея была правильной.

  • Научить детей смело высказывать свои идеи.

  • Научить детей фантазировать

  • Научить детей слушать другого, не перебивая, уважать чужое мнение

  • Поддерживать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

  • Оценить общую активность детей


Порядок проведения мозгового штурма

  1. Разделить детей на две группы: «генераторы идей» - «проницательные аналитики»

  2. Правила игры: генераторы высказывают свои идеи, любые, даже самые дикие и фантастические, смеяться никто не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею. Аналитики внимательно слушают и записывают идеи, но молчат!

  3. Постановка задачи

  4. Высказывание идей

  5. Аналитики дружелюбно оценивают каждую решение и выбирают несколько самых лучших и продуктивных, также предложат свои решения.

  6. Смена ролей

  7. Похвалите самых активных и оригинальных.

  8. Поддержите застенчивых.

Задача для педагогов

1 «Надо быстро охладить стакан с кипятком». Предложите 7 – 10 решений задачи.

С чего начать? С вопроса:

Что есть в условии задачи? – Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне – это ресурсы для решения задачи.

Решения:

  1. Добавить холодную воду или молоко

  2. Налить в блюдце

  3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на расстоянии друг от друга.

  4. Добавить много холодного молока или варенья.

  5. Погружать холодные ложки

  6. Поставить в холодильник, в снег, в кастрюлю с холодной водой.

2 «Придумайте новое природное явление. Как помочь себе фантазировать?»

Решение:

Назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния …сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте их местами… Например: дождь из конфет или игрушек… Быстрое перемещение материков…

Бывает, дети повторяют чужие идеи, не выдвигая своих. Не обостряйте ситуацию, попросите ребенка предложить свое. Когда нет идей, задайте наводящие вопросы. Если нет результата, то тема их не вдохновила.

У сильного мышления много врагов и один из серьезнейших – неумение воображать и фантазировать. А зачем и как развивать фантазию и воображение мы поговорим на следующем семинаре.


Игра «Черный ящик»

Отгадайте за десять вопросов что в черном ящике.





































ПАМЯТКА


Методика мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из четырех шагов:

  1. Постановка задачи

  2. Выдвижение идей

  3. Обсуждение идей

  4. Принятие решения

Как использовать мозговой штурм при работе с детьми?

Сначала определим цели:

  • Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы их идея была правильной.

  • Научить детей смело высказывать свои идеи.

  • Научить детей фантазировать

  • Научить детей слушать другого, не перебивая, уважать чужое мнение

  • Поддерживать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

  • Оценить общую активность детей


Порядок проведения мозгового штурма

  1. Разделить детей на две группы: «генераторы идей» - «проницательные аналитики»

  2. Правила игры: генераторы высказывают свои идеи, любые, даже самые дикие и фантастические, смеяться никто не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею. Аналитики внимательно слушают и записывают идеи, но молчат!

  3. Постановка задачи

  4. Высказывание идей

  5. Аналитики дружелюбно оценивают каждую решение и выбирают несколько самых лучших и продуктивных, также предложат свои решения.

  6. Смена ролей

  7. Похвалите самых активных и оригинальных.

  8. Поддержите застенчивых.


Темы мозгового штурма для детей.


  1. Как не ссориться с мамой?

  2. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

  3. Как спасти птиц зимой?

  4. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, если нет ложки . что делать?

  5. Как сделать цветную льдинку?

  6. Как можно поприветствовать человека?

  7. Как можно определить время, если нет часов?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Недлина Елена Николаевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Статья на тему "Применение современных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_primienieniie_sovriemiennykh_ighrovykh_tiekhnologhii_v_rabotie_"
    ["file_id"] => string(6) "468620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525631369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(113) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-umstviennoi-i-riechievoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "188434"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426678920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) ""Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании""
    ["seo_title"] => string(63) "miestointielliektualnoiighryvsovriemiennomdoshkolnomobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "259357"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448727111"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) ""Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании""
    ["seo_title"] => string(64) "miestointielliektualnoiighryvsovriemiennomdoshkolnomobrazovanii1"
    ["file_id"] => string(6) "259358"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448727118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства