Просмотр содержимого документа
«час психолога "Культура поведение в общественных местах"»
Задачи:
·обсудить с учениками правила поведения домаи в образовательном учреждении;
·создать условия для комфортного обучения и пребывания ученика в школе;
·воспитывать у детей культуру поведения; ориентировать на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность.
Подготовительная работа:
Подобрать высказывания о воспитании.
"Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни" (Дж. Дьюи).
"Школа – это мастерская человечности" (Я.А. Коменский).
"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).
"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).
"Вежливость порождает и вызывает вежливость" (Э. Роттердамский).
Разместить на доске рисунки учащихся класса "Мое поведение в школе".
Предложить ученикам написать мини-сочинения на тему: "Воспитанный человек – это …"
Ход занятия
Здравствуйте, уважаемые ученики. В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Вы знаете, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.
Чтобы вы быстрее освоились в школе, привыкли к ней и стали прилежным учеником для него составлены Правила поведения в школе: Веди себя хорошо на уроках, прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на переменах: не кричи, не бегай, чтобы не мешать окружающим. Приходи в школу вовремя, не опаздывай на занятия. Приходи в школу аккуратно одетым, в начищенной обуви, аккуратно подстриженным, гладко причесанным. Если в класс входит взрослый – директор, учитель – в знак приветствия все должны встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку. В столовой, перед едой, необходимо помыть руки, после приема пищи – убрать за собой посуду. Класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Нужно мыть доску, поливать цветы, выполнять поручения учителя. А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша. Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты характера, привычки.
Читайте больше рассказов о жизни детей, поучительные истории, басни. Уместны стихи А.Л. Барто, рассказы Б.В. Заходера, С.Я. Маршака. С первых дней учитель знакомит учащихся со строчками из стихотворения С.Я. Маршака "Школьнику на память".
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Правила поведения дома:
Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время. Всегда будь чистым и опрятным; Слушайся родителей, помогай им в домашних делах.
Продумайте, как организовать свободное время, досуг, какие поручения по дому вменить в обязанность. Чередуйте любимые занятия с посильной помощью по дому. С поступлением в школу самообслуживание становится обязанностью школьника: придя домой после занятий, должен переодеться, аккуратно повесить форму, навести порядок в портфеле, на своем рабочем месте.
Правила поведения в общественных местах
Правилам поведения в общественных местах также уделяется в школе огромное значение. Проводятся инструктажи, разыгрываются различные ситуации. Во время поездки на транспорте вы должны уважать старших, не портить государственное имущество, быть чутким и заботливым к окружающим. Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства. Но эта работа дает результаты лишь тогда, когда слова педагога подтверждаются родителями. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.
Рефлексия собрания. Обсуждение с учениками затронутых проблем.
Соблюдая правила поведения дома, ученик будет соблюдать и правила поведения в общественных местах.
Цели:
формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»
развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
- знать, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
- оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
- знать правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом
Оборудование.
Запись песни «Когда мои друзья со мной», видеоклип «Дружба», карточки для строительства «Дома дружбы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
- А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь …» (отрывок)
Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».
- Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?
- Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Ты и твои друзья”.
-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)
Освоение нового знания и его применение.
Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
- Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?
Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные.
Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться.
- У кого из вас есть друг? Расскажите о своей дружбе.
- Что вам нравится в ваших друзьях?
- Знаете ли вы их увлечения?
- В чём бы вы хотели походить на друга?
- А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.
- Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?
- Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст
настоящий друг?
- А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?
- Что вы советуете им?
- Умеете ли прощать им обиды?
- Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?
- А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?
- Дружный у вас коллектив?
Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
- Где вы бываете вместе?
- Кого же вы можете назвать своим другом?
Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.
- Друг - тот, кто ...
Физминутка.
Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)
А сейчас вы послушаете, что о дружбе написал А.Старшинов в своем стихотворении.
Друг
У дружбы есть свои законы –
Она рождается не вдруг.
Вот в классе – все тебе знакомы,
Но лишь один из них – твой друг.
Другие и умней быть может,
Им в жизни многое дано,
Но быть в твоих друзьях, похоже,
Им никогда не суждено.
Друг настоящий очень редок.
Когда он есть в твоей судьбе,
То не страшны любые беды,
Любые трудности тебе.
- Что значит выражение «У дружбы свои законы»?
(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?
Сформулируйте правила друзей. (Работа в группах. Учащиеся обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)
- Так что же значит «дружить»?
- Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.
- Настоящую дружбу ничто не разрушит.
Как найти друзей? Ответ очень простой - будь хорошим другом сам.
У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, - это день рождения.
- Сегодня на уроке мы поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на его дне рождения. Как надо принимать гостей, как приглашать в гости и как развлекать гостей?
- Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.
- Кого пригласим на праздник?
(В гости приглашают близких друзей.)
- Каким образом можно пригласить друзей на праздник?
(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)
- Как вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?
- Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?
( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)
- А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?
- Какие слова говорят гости?
О чём вы думаете, когда выбираете подарок?
- Что вам хочется подарить другу?
- Чтобы вы пожелали ему в День рождения?
- Как надо принимать подарки, что говорить при этом?
(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)
- Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?
- Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?
- Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».
- Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?
- Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей.
Итог урока.
- Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.
Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.