I. Подводящий диалог к теме урока. Формулировка проблемы. | Инициация учащихся. Интерактивная беседа. Сегодня у нас непростой урок – мы должны освоить обязательные факты и понятия, которые нам понадобятся при изучении первобытной истории родного края. Подумайте и объясните, как вы понимаете слово «прогресс». – Знакомы ли вы с такими примерами в жизни? – Посмотрите на предметы, изображённые на этих иллюстрациях. Показывает иллюстрацию - гусиное перо – авторучка – компьютер. – Можем ли мы назвать это прогрессом? – Что проще устроено: авторучка или компьютер? Фиксирует на доске: Прогресс – это развитие от простого к сложному. – Как выдумаете, можем ли мы применить понятие «прогресс» к эпохе первобытной истории? – Вот сегодня на уроке мы с вами и попытаемся доказать: заметен ли прогресс в истории первобытности нашего края в процессе изменения климата, усовершенствования орудий труда и занятий населения. Объявляет тему урока. | Первичная проверка понимания. Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы: Прогресс – это развитие в лучшую сторону. Новые знания, умения, усовершенствование чего-либо. Ответы учащихся (примерные): -появление телефонов, компьютеров и т. д; -когда мы пришли учиться в школу, многие из нас знали только буквы, а теперь мы умеем читать и писать.
– да, мы можем назвать это прогрессом, так как здесь показано, как усовершенствовалось средство для письма; – авторучкой пользоваться проще, чем компьютером.
– в первобытной истории был определённый прогресс в знаниях и умениях первобытных людей, например, усовершенствование орудий труда. | Коммуникативные УУД: -излагать свою точку зрения (позицию); - анализировать и аргументировать свои суждения; - делать выводы. Регулятивные УУД: -определять цель, проблему в деятельности; -оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей. |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | 1. Предлагает учащимся: - самостоятельно проработать текст параграфа на стр. 20, - выполнить задание № 1 на закрепление понятий. | Первичное усвоение новых знаний. Знакомятся с п.1 «Неолитическая революция», стр.20; выполняют задание № 1. Задание № 1 1. Из предложенного списка занятий выбрать правильно те, которые относятся к: 1. присваивающему типу хозяйства…………………………………. 2.производящему типу хозяйства…………………………………… Список занятий: скотоводство, охота, земледелие, бортничество, плетение, ткачество, рыболовство, изготовление глиняной посуды, собирательство. 2. Ответить на вопрос: - почему после изобретения первого орудия был сделан важный шаг к отделению человечества от животного мира? | Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию; |
| 2. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации) Просмотр слайд – фильма «Эпоха меднокаменного века» с комментариями учителя. | 1. Используя полученную информацию, выполняют задание № 2. Задание № 2 Прочитать текст и вписать по смыслу едостающие слова. В эпоху неолита родовые общины, жившие на территории нашего края, переходят к ______________________________ и начинают заниматься _____________________. Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпоху медно - ________________ века-___________________. К этому времени относятся относительно древние в Прикубанье земледельческие посёлки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине посёлка ________________________________. Оно было ограждено каменной стеной. Дома располагались вдоль стен, а центральная часть служила для загона_______________. Население занималось ___________________ земледелием и _________________. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда-_____________, ________________, _______________, __________________, _________________. 2. Прорабатывают содержание темы через ответы на вопрос № 3 стр. 21. | -определять понятия; - строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне |
III. Выражение решения проблемы | Роль учителя – координатор деятельности учащихся | Обобщение и систематизация знаний. Выполняют задания № 3,4 Задание № 3 Решить кресс-кросс - найти 5 зашифрованных названий орудий труда времён энеолита А | Т | П | У | Ф | Т | Е | С | Л | О | С | К | Р | Е | Б | О | К | Ю | Б | М | Б | О | О | Т | Ч | П | Т | Б | М | Ю | Ё | Н | Ц | А | Н | О | Ж | С | Б | А | В | С | Г | Л | Л | Р | Д | А | Ю | Х | Задание № 4 Придумать и составить рассказ об изготовлении топора эпохи энеолита. Проводят игру «Снежный ком» Примерный текст. В эпоху энеолита – медно – каменного века, продолжается развитие земледелия и скотоводства. В это период древний человек уже начал использовать медь для производства орудий труда, и других предметов быта. Однако, каменные орудия труда ещё продолжали широко использоваться и играли преобладающую роль. На территории Кубани и республики Адыгея к периоду энеолита относят группу подкурганных захоронений на правом берегу реки Кубань, закубанские поселения Мешоко, Большетегинское, Свободное; стоянки Нижешиловскую и Бочаров ручей. | Регулятивные УУД: -развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности; Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение устно (в монологе, полилоге) и письменно, аргументируя его, подтверждая фактами. |
V. Домашнее задание | Роль учителя – координатор деятельности учащихся | 1.Прочитать параграф №3 2. Ответить на вопросы № 1, 2, 4 стр. 21 | Коммуникативные УУД: -излагать своё мнение, аргументируя его. |