kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Земля - наш общий дом

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Разработка урока по окружающему миру для учащихся 5 класса, целью которого является - формирование у учащихся понятия Земля - планета земной группы. Дана комплексная характеристика планеты Земля. Урок нацелен на развитие умения прослеживать  связи между глобальными проблемами и оценивать последствия проявления каждого из них, способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Земля - наш общий дом»

ТЕМА. Земля – наш общий дом.

ЦЕЛЬ. Углубить знания учащихся о планете Земля, показать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на земле, развивать

у учащихся познавательный интерес, логическое мышление, умение высказывать и защищать свою мысль.

ХОД УРОКА

  1. Повторение изученного материала.

- Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной.

Чем они отличаются друг от друга.

2.На какой, по счету, планете земной группы живем мы. Чем отличаются

планеты земной группы от планет гигантов.


П. Мотивация учебной деятельности.


Рассказ учителя (приложение № 1)


Ш. Изучение нового материала.


- Как ты думаешь, каким образом, можно опровергнуть «доказательства» приведенные отличником.

- А сейчас, давайте посмотрим, в чем же преимущества землян.

а) На Земле тепло и светло.

Представьте себе жителей Урана. Какое бы время суток было бы на Уране постоянно. А время года. Почему на Земле есть смена дня и ночи и смена времен года.

б) На Земле есть воздух и атмосфера.

Если сравнивать Землю с космическим кораблем, то какую роль выполняет атмосфера, а ведь без атмосферы не было бы и гидросферы т.е. не было бы воды.

в) На Земле есть вода.

Докажите, что она необходима.

г) Есть собственные источники энергии.

Назовите их. Откуда они появились.

д) На Земле есть растения и животные.

Какова роль растений для жизни на Земле (учащиеся рассказывают о превращении энергии солнечных лучей в нашу пищу, каким образом человек и животные усваивают солнечную энергию).

Итак, какой из этого мы можем сделать вывод, а поможет нам в этом учебник. Откройте стр.5.

Наша Земля – это наша живая планета. Главное отличие Земли от другой планеты в том, что здесь все тесно взаимосвязано и взаимозависимо. Прочитайте стихотворение, найдите где показана взаимосвязь всего живого(приложение № 2).

Мы люди, все едины. Мы едины с природой, мы едины друг с другом. Человек – это часть природы. Мы участвуем в различных круговоротах, которые происходят в природе. А чтобы не нарушать эти круговороты давайте попробуем выработать правила поведения в природе, чтобы не губить природу, не рушить свой Дом (работа в парах).

Проверка работы – фронтальный опрос.

- Вы хорошо поработали, но чтобы выполнять все эти правила надо как можно больше знать о своем Доме, познакомиться с разными «этажами» этого Дома и почувствовать взаимосвязанность всего.

А сейчас подумайте и ответьте на следующие вопросы.

-Почему животные на могли бы существовать без растений.

-Почему растения не могли бы существовать без воды.

-Почему вода не могла бы существовать без атмосферы.

Работа в группах.

1группа. Опишите планету, где условия существования жизни были бы лучше, чем на Земле.

2 группа. Опиши планету, где условия существования жизни были бы хуже, чем на Земле.

3 группа. Чтобы ты усовершенствовал на планете Земля.

Проверка заданий. Один учащийся от группы рассказывает о своем

«проекте».


1У. Обобщение и закрепление изученного материала.

- Скажите, в каких сказках Природа приходила на помощь Человеку.

- Подумай и скажи, какая главная мысль басни И.Крылова «Дерево».


У. Итог урока.

Самооценка и аргументация оценивания.

У1. Домашнее задание.

- репродуктивное. Выучить материал.

- творческое. Нарисовать рисунок или серию рисунков на тему «На Земле все взаимосвязано», написать сочинение по мотивам стихотворения

Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса и землю,

И их помощникам я буду век за веком

Лишь от того, что я родился человеком.









Приложение № 1

Знаменитый космический путешественник Ийон Тихий попадает на неведомую планету в тот день, когда в местных школах проходили выпускные экзамены. Как почетному гостю ему показали отличника. Юный инопланетянин был великолепно образован. Используя астрономические наблюдения, он убедительно доказал, что в далекой Солнечной системе на планете Земля жизнь заведомо невозможна. «Большая часть Земли, - сказал отличник, - покрывают холодные воды, температура которых около нуля градусов из-за постоянно плавающих ледяных гор. Не только полюсы, но и окружающие их пространства – это районы жестоких вечных холодов. В течение полугода там царит ночь. Как отлично видно в астрономические приборы, сушу даже в областях с более теплым климатом несколько месяцев в году покрывает замерзший водяной пар, белым слоем лежащий на горах и в низинах. Большой спутник Земли создает на ней разрушительные приливные и отливные волны. В атмосфере Земли возникают страшные циклоны, тайфуны и бури. И все это вместе взятое полностью исключает возможность существования там жизни. А если бы какие-нибудь существа, - закончил инопланетянин, - и попытались высадиться на Земле, они неизбежно погибли бы, раздавленные огромным давлением атмосферы, достигающим на уровне моря одного килограмма на квадратный сантиметр».




Приложение № 2

Вы, моря шумного пучины,

Ты, неба вечного простор,

И ты, светил блестящий хор,

И вы, родной земли вершины,

Поля и пестрые цветы,

И с гор струящиеся воды –

Отдельно взятые черты

Всецельно дышащей природы.

Какая вас связала нить,

Одна другой светлей и краше,

Каким законом объяснить

Родство таинственное наше.

(А.К. Толстой)









Приложение № 3


И. Крылов. «Дерево»


Увидя, что топор крестьянин нес ,

«Голубчик, - Деревцо сказало молодое, -

Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес;

Я не могу расти в покое;

Ни солнца мне не виден свет,

Ни для корней моих простору нет,

Ни ветеркам вокруг меня свободы,

Такие надо мной он сплесть изволил своды.

Когда б не от него расти помеха мне,

Я в год бы сделалось красою сей стране

И тенью бы моей покрылась вся долина;

А ныне тонко я, почти кА хворостина»

Взялся крестьянин за топор

И Дереву как другу он оказал услугу

Вкруг Деревца большой очистился простор.

Но торжество его не долго было.

То солнцем Дерево печет,

То градом, то дождем сечет,

И ветром, наконец, то Дерево сломило.

«Безумное – ему сказала тут Змея, -

Не от тебя ль беда твоя.

Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,

Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,

Тебя бы старые деревья берегли;

А если б некогда деревьев тех не стало

И время их бы отошло,

Тогда в свою чреду ты столько б возросло,

Усилилось и укрепилось,

Что нынешней беды с тобой бы не случилось,

И бурю, может быть, ты б выдержать могло».












Опыт № 1

Предварительно получи ростки растения фасоли. Для этого положи на тарелку влажный слой ваты, а сверху несколько семян фасоли. Накрой их еще одним слоем влажной ваты. Подожди, пока фасоль начнет прорастать (вата должна быть все время влажной). Проросшую фасолину помести в стаканчик, покрытый марлей, а стаканчик поставь в стеклянную банку, в которую налей немного воды. Фасолинку нужно положить так, чтобы корешок и стебелек были горизонтальны.

Наблюдай с какой направлении идет дальнейший рост корешка и стебелька – в горизонтальном или же они изгибаются и принимают вертикальное положение.

Опыт № 2

Накроем свечу стеклянной банкой. Что случится. Почему появились мелкие капельки воды. Почему погасла свеча. Подумай! Откуда появилась вода на стенках банки.


Опыт № 3

Нагрей руками воздух в колбе. Обрати внимание, что из трубочки выходят пузырьки воздуха. Что происходит с воздухом в колбе при нагревании.

Охлади колбу с помощью тряпочки, смоченной в холодной воде. Обрати внимание, что в трубочку заходит вода. Почему. Что происходит с воздухом в колбе при охлаждении.


Опыт № 4

Возьми стакан с холодной водой и положи в него кусочек льда. Посмотри, лед плавает или тонет.

Сделай вывод, в каком состоянии вода легче – в жидком или твердом. Почему.


Опыт № 5

Возьми мягкую бумагу и капни на нее капельку подкрашенной воды. Наблюдай, как расплывается пятно, постепенно распространяясь по бумаге. Почему это происходит. Попробуй высказать предположение.


Опыт № 6

Налей немного воды в чашку для выпаривания и нагрей ее над пламенем спиртовки. Посмотри, что осталось на поверхности чашки. Сделай вывод о результатах опыта. Откуда появился белый налет на поверхности чашки. О чем это говорит.






Ситуативные задачи по природоведению для 5 класса.


  1. Представь, что мы имеем возможность исследовать всего 2 – 3 молекулы вещества. Сможем ли мы выяснить, с каким веществом имеем дело.


  1. Как ты думаешь, может ли угрожать загрязнением окружающей среды развитие космонавтики. Что может случиться и как это предотвратить.


  1. Представь, что у некоторой неведомой планеты четыре магнитных полюса – два «северных» и два «южных». Как может выглядеть магнитосфера этой планеты. Попробуй изобразить ее на рисунке. Разумеется, рисунок надо обосновать


  1. Земля притягивает Луну. Луна притягивает Землю. Обе силы равны и направлены в противоположные стороны. Можно ли утверждать, что их сумма равна нулю и что они тем самым уничтожают друг друга (как у лебедя, рака и щуки).


  1. Представь, что ты попадаешь на неведомую планету, где тамошнее светило светит лучами, не воспринимаемыми человеческим глазом (например, ультрафиолетовыми лучами). Опиши свои впечатления.


  1. В романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» на корабле был испорчен компас, в результате чего корабль прибыл не в Южную Америку, а в Африку. Как ты думаешь, каким образом был испорчен компас.


  1. Через каждую точку на Земле проходит своя магнитная линия (ее называют магнитным меридианом). Как экспериментально определить направление магнитного меридиана, проходящего через твой стол.


  1. Один глупый торговец вздумал возить с Земли на Луну орехи – покупать их на Земле, а продавать на Луне, причем вдвое дороже, чем они были куплены. Он закупил 300 кг. Орехов по 2 рубля за килограмм. Как могло получиться, что, продав на Луне орехи, торговец оказался в убытке, потеряв 400 рублей. Покупая и продавая орехи, он использовал для взвешивания один и тот же динамометр.


.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Земля - наш общий дом

Автор: Леонова Ольга Ефимовна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Экологический праздник, посвященный Дню Земли "Земля – наш общий дом" "
    ["seo_title"] => string(80) "ekologhichieskii-prazdnik-posviashchiennyi-dniu-ziemli-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "113075"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409121381"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час: "Земля - наш общий дом""
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi_chas_zemlia_nash_obshchii_dom_1"
    ["file_id"] => string(6) "586497"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1631296365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Земля - наш общий дом""
    ["seo_title"] => string(24) "zemlia_nash_obshchii_dom"
    ["file_id"] => string(6) "504262"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1553290972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект ''Земля -наш общий дом ""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "275499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452590090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Внеклассное мероприятие по природоведению 5 класс "Земля наш общий дом" "
    ["seo_title"] => string(83) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-prirodoviedieniiu-5-klass-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "119908"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413550973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства