Просмотр содержимого документа
««Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна»»
«Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна»
Автор: Родина Ольга Николаевна
Преподаватель по классу народных инструментов
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Курчатовская районная ДШИ»
Игру на инструменте следует начинать с первого урока, еще до начала игры по нотам. Обучение начинается методом показа, когда ребенок «берет с рук». Начинать транспонировать на инструменте ребенок должен также с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху.
Импровизация рождается в сознании (слышим мы ее внутренним слухом) и следующая задача - исполнить ее на инструменте, т.е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно транспонировать может тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. Цель работы: развивать внутренний слух и слуховую память ребенка. Кроме обычной задачи - подбирать по слуху понравившуюся мелодию, ставим другую - учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора.
Работу по развитию ощущения высоты звука, лучше начинать одновременно, развивая гармонический и тембровый слух, со слабыми детьми пройти упрощенный материал только по соотношению высоты звука. Здесь используются специальные упражнения, которые помогают выработать все необходимое для того, чтобы, слыша скачок, ребенок не искал этот звук на соседней клавише.
Предлагая песенки для подбора, нужно следить, чтобы мелодия начиналась с первой ступени в разных тональностях. Также, основываясь на подготовленности ученика, вводить левую руку.
Нельзя ограничивать детей в подборе всего, что им нравится, любой песни, любого самостоятельного сочинения.
С самого начала обучения ребенку необходимо давать теоретические знания по гармонии в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, что он играет, из чего складывается музыка. Получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребенка. Но игнорировать работу в этом направлении с медленно продвигающимися учениками нельзя. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания преподаватель должен уделять его развитию. Именно со слабыми учениками подбор по слуху должен стоять на приоритетном месте.
Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться на таком методе, который позволяет постепенно совершенствовать музыкальный слух. Это заучивание произведений наизусть. Нотный репертуар должен в большей степени развивать слуховую память, чем пальцевую и зрительную. Рекомендуется с первых уроков предложить детям задание - выучить любую мелодию наизусть «методом подбора». По мере усложнения пьес будет развиваться мелодический и гармонический слух.
Для закрепления навыка запоминания методом подбора периодически нужно задавать на дом пьесы, которые ранее использовались при обучении чтению с листа. Особое внимание следует уделять обучению игре в транспорте. Именно транспонирование способствует закреплению навыков чтения с листа методом графического восприятия, развивает все виды памяти, совершенствует слух.
Для этого необходимо:
начинать с игры песенок в 3-4 тональностях, построенных на основных функциях лада;
играть одноголосные песенки от всех белых клавиш;
транспонировать в хорошо знакомые, а затем во все тональности пьесы;
использовать при транспонировании пьесы разных стилей;
использовать секвенции на основе 2-4 тактов.
Транспонирование - более трудоемкая работа, чем разучивание пьес по нотам. Она требует активной работы, обостренного слухового внимания, постоянной сосредоточенности. Необходимо правильно расставить акценты, понять приоритеты и определить, какие направления в занятиях ученика принесут ему наибольшую пользу в его перспективном развитии.
Именно транспонирование во многом определяет интенсификацию по всем направлениям, что приводит к огромной экономии времени и сил ученика. А приобретенные навыки и способности позволяют реализовать свои потребности, как в дальнейшем профессиональном обучении, так и любительском музицировании, ради которого ребенок и начал заниматься музыкой.
Список используемой литературы.
Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. М. «Просвещение» 1993.
Абдуллин Э.Б. Творчество учителя и ученика. М. «Музыка» 1996.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М. «Музыка» 1996.
Белецкая Л. И. Основы музыкального времени. – Омск:РЭМИС, 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.