Цель: - способствовать развитию креативности (творческих умений) в познании музыки, что в свою очередь воспитывает образно-ассоциативное мышление;
- развивать творческое начало и интерес к музыке;
- способствовать творческому развитию личности и воспитание коллективизма;
- активизировать память, наблюдательность и интуицию;
- обобщить знания, умения и навыки по предмету музыка.
Задачи: - развитие слухового восприятия при прослушивании музыкальных произведений, при
исполнении песен;
- актуализация знаний учащихся о нотах и музыкальном инструментарии;
- развитие концентрации и устойчивости внимания при выполнении заданий;
- развитие творческого воображения учащихся.
Оборудование:
- «Карта путешествия»,
- картинки: самолета, поезда, парохода, верблюда;
- эмблемы с изображением скрипичного ключа;
- маски: мишки, обезьяны, осла, козла, соловья;
- изображения двух скрипок, виолончели, контрабаса;
- музыкальные шумовые инструменты (бубны, маракасы, ксилофон и металофон, малый
барабан);
- цифры: 1,2,3,4;
- на доске написаны ребусы с нотами: до-рога, фа-кел, по-ми-до-р, ре-па, фа-соль, си-ре-нь, соль; фа-ми-лия.
- фонотека (Диск mp3 для 3 класса, № 3 – приложение к фонохрестоматии).
Ход мероприятия
Вход детей: музыкальный фон «Песенка Друзей» (Мы едем, едем, едем…)
Учитель: - Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: - Да.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие….. в Страну музыки!
А на чем же мы с вами поедем? Назовите, пожалуйста, на каком виде транспорта вы любите ездить?
Дети называют виды транспорта.
Учитель: - А давайте мы отправимся на поезде?! И при этом будем напевать: (играю с сопровождением на фортепиано)
«Мы едем, едем, едем в далёкие края
Хорошие соседи, счастливые друзья!»
Приехали мы в страну, название которой отгадает только тот, кто знает ноты (на доске открываю поочерёдно закрытые названия нот)
Дети называют ноты: до, ми, соль.
Учитель: - Конечно же, это страна «До – ми - солька». А в этой стране поют. И сейчас мы поиграем в игру «Песня».
Игра: «Песня» (дети поют общую песню «Вот была бы благодать» муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского. По сигналу / хлопок/ поют молча, затем по следующему сигналу / хлопок/ поют, продолжая вслух песню. И так до конца. Кто ошибётся, выходит из игры, не поёт.)
Учитель: - Молодцы, ребята! А ещё в этой стране отгадывают ребусы с нотами. Давайте и мы с вами попробуем справиться с этим заданием.
Дети: (на доске написаны ребусы) до-рога, фа-кел, по-ми-до-р, ре-па, фа-соль, си-ре-нь, соль; фа-ми-лия.
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
А сейчас мы поплывём с вами. А спутником нам будет песня «Волны» в исполнении учащихся 4 классов.
А плывём мы с вами по морю звуков! («карта путешествия»). И чтобы было веселей, поиграем!
1. Первое задание: «Отгадай, какой инструмент?»
(Звучат фрагменты инструментальных произведений со звучанием):
а) гусли («Как под яблонькой» рус.нар.песня),
б) клавесин (Бах «Менуэт»);
в) фортепиано («Итальянская полька» С.Рахманинов);
г) домбра (Таттимбет)
д) балалайка («Весёлые гуси» рус.нар.песня)
е) гитара («Альбенис - Астурия»)
ж) скрипка («Скрипичный романс» Л.Бетховен)
з) флейта («Сарабанда» И.Бах)
и) барабан
к) труба («Концертный вальс» Аренский)
л) баян («Светит месяц» рус.нар.песня)
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете звучание инструментов!
2. Второе задание «Мы – ОРКЕСТР». Для проведения следующего задания нам надо разделиться на группы. У первой группы № 1, у второй № 2, у третьей № 3, у четвертой № 4.
И так, мы с вами будем оркестрантами, которые сами исполнят:
группа №1 - поет «Во поле береза стояла»
группа №2 - играет на шумовых инструментах эту же песню,
группа №3 – играет на ударных инструментах,
группа №4 - хлопает (во время исполнения учитель показывает номер группы и исполняет музыкальное произведение та группа, чей номер указан).
Молодцы, ребята!
3.Третье задание. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Узнай по голосу». Для этого вам, дети, нужно встать тесным кругом, взяться за руки. В центре круга – водящий (глаза завязаны платком). Под музыку дети отходят назад 4 шага, затем сходятся к центру. Водящий в это время берёт кого-нибудь из играющих детей в кругу за руку. Все дети расходятся от центра. С окончанием музыки, ребёнок, чью руку держит водящий, называет его по имени и снимают платок. Игра повторяется. /Дети играют/.
Учитель: Плавание наше закончено, а впереди у нас на пути высокие горы, которые мы преодолеем самолетом.
Запеваем! « Летим, летим, летим мы…».
- Ну, а чтобы в полете нам не было скучно, предлагаю посмотреть небольшое представление: инсценирование басни Крылова «Квартет» в исполнении учащихся 5 –го класса.
4. Четвёртое задание - Вот мы перелетели высокие горы, и у нас на пути появилась пустыня. А поможет преодолеть нам этот нелегкий путь - верблюд.
Запеваем: «Мы едем, едем, едем…»
- Ох, как жарко! Как палит солнце! Как хочется пить! И как раз у нас на пути 2 колодца. Сейчас попробуем напиться из первого колодца! А это оказывается колодцы загадок!
1. Назовите, какие вы знаете русские народные песни. /Ребята называют народные песни/
2. Отгадывание загадок.
Музыкальные загадки, отгадаем их, ребятки.
1. Молодежь из разных стран лихо пляшет под …(баян) – учитель показывает картинку с изображением баяна
2. У какого инструмента есть и струны и педаль.
Что же это? Несомненно, это славный наш … (рояль) - учитель показывает картинку с изображением рояля
3. Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, его названье … (скрипка) - учитель показывает картинку с изображением скрипки.
Ну вот, все задания мы с вами выполнили, пора возвращаться домой, в школу. Запеваем!: «Мы едем, едем, едем…»
Понравилось вам путешествовать по стране музыки?
В заключении нашего путешествия предлагаю исполнить песню «Из чего же, из чего же?»
Ну а в память этого путешествия я вам дарю эмблемы!
/ Ребята получают на память эмблемы с изображением скрипичного ключа и нотного стана/
Выход детей: музыкальный фон «7 нот».
Приложение № 1 – 3 листа
Учащиеся 4-х классов исполняют песню «Волны»
Слева направо: Калинин Иван, Бадретдинов Роман, Фризен Яков, Олло Евгений
Учащиеся 5-го класса после инсценирования басни Крылова «Квартет»
(Айтмухамбетова Акниет, Кремер Ольга, Кеслер Карина, Коломина Надежда,
Морозов Расим, Шелаев Дмитрий)
Работа в группах
Исполнение заключительной песни
Приложение № 2 - 1 лист
(На доске в увеличенном варианте)
С Т Р А Н А М У З Ы К И
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-К А
-
К
Приложение № 3 – 1 лист
Эмблема с изображением скрипичного ключа и нотного стана
Приложение № 4 -3 листа
Картинки музыкальных инструментов для загадок
БАЯН
РОЯЛЬ
СКРИПКА