Муниципальное общеобразовательное учреждение – Основная общеобразовательная школа с. Робчик Унечского района Брянской области Рассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании МО учителей Зам. директора по УВР: Директор школы: Протокол № Ильина В. М. Шлык Е.М. « » 2015 г. « » 2015 г. « » 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Составитель: учитель музыки 1 квалификационной категории Фисенко Наталья Александровна 2015 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения,
Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы
– развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»;
- письмо Департамента образования и науки Брянской области №1906 – 04 – О от 26 марта 2015 года «О примерном учебном плане 5 – 9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015 – 2016 учебный год»;
- учебный план муниципального общеобразовательного учреждения – Основная общеобразовательная школа села Робчик Унечского района Брянской области
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. На изучение курса «Музыка» базисным планом в 5 классе выделено 35 часа , что соответствует 1 часу в неделю ( 35 учебных недели).
Учебная и методическая литература
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.
- Авторская программа Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной по музыке (Сборник рабочих программ. - М.: Просвещение, 2011),
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела, кол-во часов. |
Содержание учебного материала | Содержание учебного материала |
V класс (35 ч) Музыка и литература (18 ч) |
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать здесь вслушаться нужно... ' Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки... Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою... Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Обобщение материала I четверти. Всю жизнь мою несу родину в душе .. «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость... Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. Обобщение материала II четверти. Музыкальный материал Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни. Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова. Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римс-кий-Корсаков. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. «Проводы Масленицы». Сцена из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Ъопа поЫх расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Ощпаге. Г. Гендель. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. «Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подбе-резского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой Из музыки к сказке «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого. Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Кук-лина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского. Литературные произведения Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис. Листопад. И. Бунин. Из Гёте. М. Лермонтов. Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым. Музыкант-чародей. Белорусская сказка. Венецианская ночь. И. Козлов. Война колоколов. Дж. Родари. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идет. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Т. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин. Былина о Садко. Из русского народного фольклора. Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции». Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман. Произведения изобразительного искусства Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. ' Ш°ВаТааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Му- СаТ°Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем И.Левитан. Золотая осень. И. Остроухов.Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинскии. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И Репин Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Сол-тане ..* А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концер- тах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений |
Музыка и изобразительное искусство (17 ч) |
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Форел-лен-квинтет. Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко... Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло. Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение а саре11а. Солист. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Обобщение материала III четверти. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса... Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией... Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины. В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора. С веком наравне. Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор а саре!1а Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Обобщение материала IV четверти. Музыкальный материал Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Н. Толстого «Царь Федор Иоан-нович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт. Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова. Сюита-фантазия для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). СопсегЮ егошю. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. Литературные произведения Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей — то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин. Под орган душа тоскует... И. Бунин. Реквием. Р. Рождественский. Я не знаю мудрости, годной для других... | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.). Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;
- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
- выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их -развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-.ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке.
Обучение музыкальному искусству в 5 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной .идее, средствах и формах ее воплощения;
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить параллели между музыкой и другими видами искусства;
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании,, импровизации, игре на инструментах);
Передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки. библиотеки, видеотеки, самостоятельная, работа в творческих тетрадях, концертов, и др.;
Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально - эстетической жизни класса, школы.
Формы организации учебно - образовательного процесса:
- изучение нового материала, комбинированный, закрепление, систематизация знаний.
Формы контроля
- текущий, промежуточный, индивидуальный, письменный, тестовый, итоговый.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практические работы | Контрольные работы | Иные виды работ |
1 | Музыка и литература | 18 ч. | | | 1 |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 17ч. | | | 1 |
| ИТОГО: | 35 ч. | | | |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов |
1 полугодие | 18 |
2 полугодие | 17 |
ИТОГО: 35 ч. |
№ п/п | Название раздела, темы, урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во час. | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1 Музыка и литература 18 часов |
1 | Что роднит музыку с литературой | Знать: что роднит музыку с литературой; о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого | . формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном | Выявлять многосторонние связи музыки и литературы | 1 | | |
2-4 | Вокальная музыка | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: называть основные жанры русских народных песен; определять значение песни в жизни общества; отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса, песни . | | | Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать культуру слушателя и исполнителя | 3 | | |
5-6 | Фольклор в музыке русских композиторов | Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно- образный анализ музыки. Развивать умения «слышать другого | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | 2 | | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | 1 | | |
8-9 | Вторая жизнь песни | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь | определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | . Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки. | 2 | | |
10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе...» | Знать значение колокольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | 1 | | |
11-13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Знать: основные события из жизни и творчества композиторов | | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | 3 | | |
14 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Знать: понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям | | . формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же | 1 | | |
15 | Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | -Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей | Знакомство с творчеством Римского-Корсакова Народные мотивы в опере Садко | 1 | | |
16 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Знать: понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности | | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов | Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; | 1 | | |
17 | Музыка в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | | освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | 1 | | |
18 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Знать: Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов | | освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; | | 1 | | |
Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство 17 часов |
19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Анализировать, находить ассоциации между произведениями разных видов искусства | -Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства | 1 | | |
20 | «Небесное и земное» в звуках и красках | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах | Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт | 1 | | |
21 | «Звать через прошлое к настоящему» | Уметь: и музыкальных образах; определять на слух основные части кантаты | | | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | 1 | | |
22-23 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека | 2 | | |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. | 1 | | |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скрипичную музыку с живописью; - анализировать, сравнивать произведения | Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель» | 1 | | |
26 | Волшебная палочка дирижера | Знать: состав групп инструментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров | | | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов | 1 | | |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | | | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором | 1 | | |
28 | Застывшая музыка | Знать: понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | | Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства | 1 | | |
29 | Полифония в музыке и живописи | Знать: основные события из жизни и творчества И. С. Баха | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | | Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | 1 | | |
30 | Музыка на мольберте | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Различать основные нравственно-этические понятия | Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства | 1 | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз | Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Различать основные нравственно-этические понятия | Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки | 1 | | |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе...» | Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Работать с разными источниками информации | Различать основные нравственно-этические понятия | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | 1 | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры...» | Знать понятие интерпретация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности | Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества. | 1 | | |
34 | Мир композитора | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности | Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. | 1 | | |
35 | Резервный урок | | Стремление к самостоятельному общению | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении | Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки | 1 | | |