kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внешкольное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давным-давно, в стародревние времена, жил в степи полководец, батыр по имени Кадыр. Он очень много воевал. В одном из тяжёлых боёв батыр был ранен. Истекая кровью, без воды и пищи, он длительное время оставался в степи один. Спасает Кадыра белая птица-лебедь, которая превратится потом в красивую девушку. Она поможет Кадыру добраться до озера, напоит его водой, исцелит ему раны. Вскоре батыр женится на прекрасной девушке. И у них родится сын, которого они назовут Казах. Казах- значит вольный, свободный человек. У этого казаха затем появится три наследника: А?арыс, Бекарыс, Жанарыс,которыевпоследствииподелятмеждусобойземлю. ПоправустаршемубратуА?арысу отойдут те земли, которыеназовутСтаршим, ВеликимЖузом. Среднему сыну – землиСреднегоЖуза, а младшемуЖанарысу – соответственноземлиМладшегоЖуза. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внешкольное мероприятие »

Тема : «Биржан - сала)»

(Внеклассное мероприятие)

9 класс

Учитель казахского языка и литературы: Джанабилова Н.Б.

МКОУ « Чаган-Узунская СОШ им П. И. Оськиной»

Задачи1) Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржан –сала, монологическую речь.

2) Обучить аргументированному ответу на вопрос, анализу лирического произведения, инсценированию.

3) Привить любовь и уважение к достоянию культуры казахского народа.

Оборудование: слайды, выставка книг поэтов-бардов, домбра, карта Казахстана, музыкальное сопровождение (кюй), таблички с названием групп.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

(Слайд 1. Приложение.) Звучит кюй. На интерактивной доске появляется слайд с изображением казахской степи. На фоне музыки учитель объявляет тему и её задачи.

II. Слово учителя..

Жуз - сторона, направление.

Различают три жуза: Великий, Средний и Младший.

О происхождении жузов провела исследовательскую работу Бектурганова Гульберген.

Давным-давно, в стародревние времена, жил в степи полководец, батыр по имени Кадыр. Он очень много воевал. В одном из тяжёлых боёв батыр был ранен. Истекая кровью, без воды и пищи, он длительное время оставался в степи один. Спасает Кадыра белая птица-лебедь, которая превратится потом в красивую девушку. Она поможет Кадыру добраться до озера, напоит его водой, исцелит ему раны. Вскоре батыр женится на прекрасной девушке. И у них родится сын, которого они назовут Казах. Казах- значит вольный, свободный человек. У этого казаха затем появится три наследника: Ақарыс, Бекарыс, Жанарыс,которыевпоследствииподелятмеждусобойземлю. ПоправустаршемубратуАқарысу отойдут те земли, которыеназовутСтаршим, ВеликимЖузом. Среднему сыну – землиСреднегоЖуза, а младшемуЖанарысу – соответственноземлиМладшегоЖуза.


Гульберген неслучайно поведала вам историю о жузах. Ведь сегодня у нас мероприятие необычное. Мыпроведём его в форме айтыса. А участниками нашего состязания как раз и будут представители жузов.

I группа – это представители СтаршегоЖуза –

Ақарыс,

II группа - это представители Среднего Жуза –

Бекарыс,

III группа – это представители МладшегоЖуза –

Жанарыс.

III. Айтыс.

1) Краеведческий конкурс.

Задание: Показать на карте Казахстана местонахождение жуза.

2) Разминка. На интерактивной доске слайд №2 с изображением природы . На фоне слайда появляются вопросы:

- Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.

(Поэты-барды являются авторами своих текстов, композиторами и исполнителями. Прекрасно владели музыкальными инструментами, обладали хорошим голосом. При этом выступали в роли фокусников, жонглёров, клоунов-комиков, силачей, борцов.)

- Как по – другому называют поэтов-бардов степи?

(Салы и сері)

- В чём заключается отличие салов от серi?

(Салы от серi отличаются поведением и одеждой. Серi ведут себя более сдержанно. Одеваются богато, изысканно, со вкусом. А салы экстравагантны и в поведении, и в одежде.

Носили широкие штаны, головной убор (борик), украшенный перьями филина. Верхняя одежда яркая, сшитая из лоскутков, украшенная разными безделушками из металла, камней. Подъезжая к аулу, падали с лошади. Притворялись, что не могут двинуть ни рукой, ни ногой.)

- В чём отличие творчества салов и серi от творчества жырау?

(1. Салы и серi создавали богемную лирику, а жырау – героическую.

2. Основные образы творчества бардов: любимая девушка, ловчий беркут, конь-аргамак, гончая собака. У жырау – воин – батыр, его доблесть и отвага, доспехи.

3. Ведущая роль в творчестве принадлежала мелодии и актёрской игре.

4. Не принимали участия в проведении семейных и родовых обрядов.

5. Не занимали важных государственных постов. А жырау были предводителями рода.

6. Не были обызами (предсказателями, жрецами))

- Что значит богемная лирика?

(Богема – среда, состоящая из художников, писателей, актёров, музыкантов, не имеющих материального обеспечения. Отсюда и понятие богемная лирика.)

- Что общего в творческой деятельности салов исері ирусскихскоморохов?

(Русские скоморохи также странствовали по Древней Руси, пели, танцевали, показывали фокусы, так же были пёстро одеты. Как и салы преследовались властью и церковью за сатирические песни.)

- Назовите имена наиболее известных салов и серi XIX века.

(Ахан-серi, Біржан-сал, Жаяу Мұса, Балуан-Шолақ.)


- Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как называется эта улица?

(Сегиз-серi)

Учитель: ( Слайд)

Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение народа, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.

3) Жизнь замечательных людей. (Слайд 3. Приложение.)

Задание: Расскажите кратко о жизни и деятельности Биржана-сала

I группа – Детские годы Биржана

II группа – Юношеские годы поэта

III группа – Зрелость. Последние годы жизни

Слово учителя .

Перед тем как прослушать рассказ о жизни этого замечательного человека, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг. На стеллаже мало книг, но цены им нет. Редко в какой библиотеке их можно найти. Они написаны на русском и казахском языках. Обратите внимание на газетный материал. В хрестоматии на казахском языке помещены произведения салов и серi.

Выступление групп.

I группа – ДетскиегодыБиржана

Биржан сал Кожагулулы родился в 1834 году в окрестностях Кокшетау в местечке Ербол. Тогда это место называлось аулом Кожагула – деда будущего поэта. Старый Кожагул «усыновил»внука, т.к. Турлабай, отец мальчика, жил бедно. Воспитанием Биржана занималась бабушка. Бабушка с дедушкой души не чаяли во внуке, не обременяли его домашней работой. Поэтому детские годы Биржана были радостными и беззаботными.Он с удовольствием занимался тем, что ему нравилось.: слушал сказки и предания, которых его бабушка знала великое множество, любил песни, сложенные прославленными акынами, салами и серэ. Чуткого к поэтическому слову мальчика привлекали манеры певцов, их нарядные одежды, быстрые кони, охотничьи собаки, ловчие птицы. Биржан мечтал всю свою жизнь посвятить искусству.

II группа – Юношеские годы поэта

Став юношей, Биржан окружил себя жигитами – бедняками, беззаботно веселился в аулах, пел и играл на всех тоях и вечерах. Вскоре в степи заговорили о красивом, изысканно одетом молодом певце. Ограниченному и бедному Турлыбаю, к которому Биржан переселился подростком, непонятны были увлечения сына.Тяжело переживал юноша размолвки с отцом, но противиться его воле долго не решался. Когда жизнь в родном доме стала невыносимой, молодой певец отправился в путь. Благодаря состоянию деда Биржан получил возможность заняться песенным искусством, но приумножить или хотя бы сохранить то, что ему досталось от деда, Биржан не стремился и поэтому позже обеднел.

Биржан – сал много путешествовал, побывал в далёких краях, встречался со многими прославленными людьми Казахстана. Айтыс с певицей и поэтессой Сарой – образец поэтического творчества казахских импровизаторов. Важным событием в жизни Биржана была поездка в аул Абая. Именно Абай разглядел в Биржане редкое дарование и дал его песням и исполнительскому мастерству высокую оценку. Долгие беседы с Абаем оставили неизгладимый след в душе Биржана, побудили его к созданию новых песен, новых мелодий.

Однажды Биржан- сал вернулся из поездки с девушкой по имени Апиш, ставшей его женой. Родственники надеялись, что теперь певец остепенится, перестанет надолго отлучаться из дома. Только жена понимала, как тягостно Биржану сидеть подолгу в ауле, и не препятствовала его поездкам.

III группа – Зрелость. Последние годы жизни

Шли годы. Биржан путешествовал всё реже. К шестидесяти годам певец почти перестал выезжать из аула. Теперь уже другие салы и серэ приезжали к нему. Дом Биржана всегда был полон гостей. Сам он по – прежнему был весел и беззаботен. Но вскоре жизнь в родном ауле стала казаться певцу унылой и однообразной, житейские заботы тяготили его. Сыновья- Темиртас и Калкен и дочери – Асыл и Ахык уже выросли. У них появились свои заботы и интересы.Певец чувствовал себя одиноким, старым и ненужным.

Последние годы жизни Биржана были горькими, безрадостными. От болезней, которые у него были и которых у него не было ( он страдал головными болями, а его признали психически нездоровым – «одержимым нечистой силой», как говорили раньше), его лечили невежественные люди. Целыми днями он лежал, крепко связанный арканами. К физической боли прибавлялась боль душевная.Три года пролежал певец связанным. Последние дни Биржана прошли в адских муках. Он умер от гангрены в 1894 году.

Слово учителя:

В 30-е годы XIX века в Казахстане был А. С. Пушкин, когда собирал материалы о Пугачёвском восстании. Тогда-то он и записал легенду о любви Баян – Сулу и Козы Корпеша. И мы можем вообразить, что поэт слушал и казахских бардов. И вот сегодня он у нас в гостях.

(Входит А.С.Пушкин)

Пушкин А.С. :Друзья!

Я сейчас пришёл послушать Вас,

И с вами готов вступить я в состязанье.

Учитель: Ребята, в каждой вашей группе есть акыны-импровизаторы, и мы попросим их сейчас попробовать сочинить стихи о любви в духе казахских поэтов- бардов. А пока они будут готовиться, прослушаем стихотворения Биржана - сала.

4) Выразительное чтение стихотворений

I группа – «Ляйли, мой светик»

II группа – «Рядом с голой берёзой – прохлады нет…»

III группа – «О, дети, Темиртас, Асыл, Ахык

Учитель: Наше мероприятие украшают иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века.

(Слайды4,5. Приложение.) На интерактивной доске иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века. На фоне иллюстраций появляются вопросы:

Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.

5) Стихотворный конкурс.

(Поочерёдно читаются стихи акынами – импровизаторами, после чего Пушкин вступает с ними в состязание, читая своё стихотворение.

Пушкин А.С.На вас смотрю я, как на диво,

И слушать вас я не устал,

Звук песенок игривых

Мой нежно слух ласкал.

В любовь я верю без сомненья.

Она спасёт меня всегда.

Душа моя полна стремленья,

Желанья слиться с нею до конца

IV. Подведение итогов айтыса.(Награждение победителей




































Приложение

Слайд 2.

Слайд 1.

Тема : «Великий поэт-бард степи»

Задачи: Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржана - сала

.

Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.

- Как по – другому называют поэтов-бардов степи?

- В чём заключается отличие салов от серэ?

- В чём отличие творчества салов исерэ от творчестважырау?

- Что значит богемная лирика?

- Что общего в творческой деятельности салов исерэ ирусских

скоморохов?

- Назовите имена наиболее известных салов исерэXIX века.

- Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как

называется эта улица?


Слайд 3

Биржан – сал

(род. в 1834 году)



Слайд




































Слайд 4




Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внешкольное мероприятие

Автор: Джанабилова Назгуль Баймухамбетовна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие "Путешествие по Древнему Китаю"."
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoiemieropriiatiieputieshiestviiepodrievniemukitaiu"
    ["file_id"] => string(6) "292830"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455359174"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Дорожная карта по организации внеурочной деятельности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(74) "dorozhnaiakartapoorghanizatsiivnieurochnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "307293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458305092"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ  ДЕТСКОГО ДВОРОВОГО КЛУБА «М?РАГЕР»"
    ["seo_title"] => string(72) "postupieniammastierstvavnieshkolnoirabotydietskogodvorovogoklubamuragier"
    ["file_id"] => string(6) "281664"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453563084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Организация внешкольных и внешкольных образовательных мероприятий"
    ["seo_title"] => string(70) "organizatsiia_vneshkolnykh_i_vneshkolnykh_obrazovatelnykh_meropriiatii"
    ["file_id"] => string(6) "554385"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1593587586"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Интеллетуальная игра "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(41) "intiellietual-naia-ighra-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "158019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421680727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства