ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДВОРОВОГО КЛУБА «М?РАГЕР»
ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДВОРОВОГО КЛУБА «М?РАГЕР»
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: Рост, реформы, развитие», огромное внимание уделяется развитию образования и воспитания подрастающего поколения [1]. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. также отмечается, что приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Однако, эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой; недостаточное количество кружков художественного, музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях [2].
Детский дворовый клуб (ДДК) «М?рагер» - филиал государственного коммунального казенного предприятия Центр внешкольной работы (ЦВР) «?улет», был открыт по инициативе отдела образования г. Кокшетау в 2001 году.
Целью ЦВР «?улет» и его филиалов состоит в том, чтобы максимально охватить, заинтересовать детей и подростков удивительным миром познания, красоты и гармонии, а также организовать досуг школьников, склонных к правонарушениям, стоящих на внутри школьном учете и учете (ОДН) города.
Приоритетная задача внешкольной работы состоит в том, чтобы не навязчиво увлечь детей разного возраста в свои кружки, познавательно-поучительные мероприятия, где формируется личность ребенка, вырабатывается определенная система ценностей, чувство ответственности за любое взятое дело. Одним словом - «распахнуть» дверцы их душ, раскрыть перед ними культуру предков, традиций и обычаев. В этом им помогают опытные, творческие и активные преподаватели дополнительного образования, на уроках которых царит творческая атмосфера.
В ДДК «М?рагер», работают кружки по интересам: «Рукоделие», «Шебер ?олдар», «Живопись», «Гитара», «Домбра», «Жас тілші», которые приучают детей видеть в каждом объекте природы живое существо со своим характером, судьбой, красотой, историей. Уметь чувствовать живое начало в природе важно с самого раннего возраста. Гуманное отношение к окружающему миру, вырабатывает особенность защищать, любить и беречь природу. Ребята постигают законы красоты декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в непринужденной игровой форме.
От урока к уроку у детей развиваются умения и навыки. Благодаря общению учителя и воспитанника, дети не испытывают напряжения и страха. Именно эта особенность позволяет ребенку чувствовать себя в творческом объединении комфортно, а значит и воспитательная деятельность будет высокоэффективна. Заинтересованно, добровольно, воспитанники участвуют в конкурсах, диспутах, спортивных мероприятиях. Все это, помогает многим ребятам избавиться от имеющихся комплексов, повысить заниженную самооценку, и таким образом, получают необходимое им признание, самоутверждение, вырабатывается волевое качество характера.
Каждый ребенок талантлив, нужно только вовремя увидеть, развить, поддержать и бережно направить в нужное русло.
В настоящее время приоритетными стали задачи построения новых отношений между личностью, обществом и государством. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем, это создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Помимо учеников городских школ, наши занятия посещают дети областной школы интернат №4 с ограниченными возможностями. Имея особые образовательные потребности, ребята с нарушениями слуха нуждаются в поддержке и развитии своих способностей. В основе обучения слабослышащих детей лежит принцип инклюзивного образования, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, исключая любую дискриминацию и создает особые условия, необходимые для учащихся с ограниченными возможностями.
Исходя из этого, учебно-воспитательный процесс мы направляем на создание обстоятельств, при которых у ребенка возникает намеренное желание овладеть навыками общения в среде слышащих детей. Активность и самостоятельность детей зависит от того, настолько привычна обстановка, в которой они находятся. Опыт, который приобретают у нас в клубе, позволяет им научиться приспосабливаться к изменениям во внешней среде, осваиваться в новом пространстве, находить друзей, приобретая культурный опыт. Другая положительная сторона инклюзивного образования – воспитание толерантного отношения и понимания со стороны слышащих детей. На занятиях ДПИ хорошо развивается творческое мышление, эстетический вкус и моторика рук. Для детей с ограниченными возможностями очень важна практическая работа, в процессе которой происходит сенсорное, интеллектуальное и речевое развитие. Объяснение нового материала нами ведется с опорой на сенсорное восприятие, развитие умения видеть, слышать, осязать. Формируется чувствительное познание. Занятия творчеством снижает уровень напряженности и агрессивности, помогая достичь душевного равновесия. Пребывание детей в речевой среде помогает верить в себя и осознавать, что ты такой же как все. Наши воспитанники стараются разговаривать и понимать жесты, этим самым не оставляя «особенных» учащихся в «своем мире». Для этого мы проводим тренинги, игровые программы, где чувствуется товарищество, поддержка и понимание. Нет разделения, мы - одна СЕМЬЯ, в которой есть дети разных слоев населения, разной национальности, возраста и пола.
Ребята занимаются лепкой из соленого теста, пластилинографией, конструированием,рисованием, вышиванием. Занимаясь в кружке «Живопись», дети познают мир, через искусство. Занятие живописью положительно сказываются на развитии их мироощущения и мировозрения. Благодаря этому развиваются и совершенствуются способности к анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению и конкретизации. Большое количество детей, приходят в клуб не умея рисовать, но со временем, шаг за шагом создают свои маленькие шедевры. Участвуют в конкурсах, выставках городского, областного и республиканского и международного значения.
Не остается без внимания и приобщение детей с ограниченными возможностями к музыке. Воспитанники посещают кружок «Гитара», обучение ведется по ритму стука ноги. За два года обучения у ребят есть свои результаты, участие в благотворительном концерте «Дар слышать сердцем», ежегодные концерты перед ветеранами ВОВ и участниками военных событий. Такие, социально направленные мероприятия, открывают ребятам окно в реальность, обогащая их духовный мир чувством сопричастности и полезности. Хочется верить, что те навыки и умения, которые ребята приобретают в процессе обучения, позволят им преодолеть жизненные трудности, придадут уверенности в стремлении.
Придя к нам в ДДК «М?рагер» дети становятся более раскрепощенными, могут разделить свои чувства обиды и одиночества. Стремятся к хорошему, здраво оценивая ситуацию и свои ошибки. Зарождение позитивных мыслей, помогает освободиться от стрессов, страха. Любую тему, дети пропускают «через себя», «проживают» ее, а значит, постепенно меняются внутри, что и помогает преодолеть негативную позицию «безразличия» и «отторжения» от жизни.
Приятно видеть, когда воспитанники справляются с поставленной перед ними задачей, занимаются в кружках с увлечением, с удовольствием, помогая друг другу. Если видишь, что ребенок идет домой довольный насыщенным днем и ждет с нетерпением следующего занятия, это значит, что поставленная цель достигнута.
Все дети отличаются друг от друга по своим интересам, склонностям, стремлениям, привычкам, и так важно с самого раннего возраста помочь каждому, обрести уверенность в своих силах, сформулировать положительное и заинтересованное отношение ко всему окружающему. Воспитательная работа, проводимая в клубе, развивает и укрепляет у кружковцев чувство уважения и любви к своей Родине, толерантное отношение к народам, проживающим в нашей стране.
И самое большое счастье – чтобы дети правильно продолжили жизнь, подхватили и понесли дальше все то лучшее, благородное, что создали человеческий разум, воля, труд. [3].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДВОРОВОГО КЛУБА «М?РАГЕР»»
ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ДВОРОВОГО КЛУБА «МҰРАГЕР»
Татьяна Ивановна Найкина.
зав. Детский дворовый клуб «Мұрагер»
руководитель кружка «Рукоделие»
Центр внешкольной работы «Әулет»
г. Кокшетау,Казахстан
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: Рост, реформы, развитие», огромное внимание уделяется развитию образования и воспитания подрастающего поколения [1]. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. также отмечается, что приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Однако, эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой; недостаточное количество кружков художественного, музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях [2].
Детский дворовый клуб (ДДК) «Мұрагер» - филиал государственного коммунального казенного предприятия Центр внешкольной работы (ЦВР) «Әулет», был открыт по инициативе отдела образования г. Кокшетау в 2001 году.
Целью ЦВР «Әулет» и его филиалов состоит в том, чтобы максимально охватить, заинтересовать детей и подростков удивительным миром познания, красоты и гармонии, а также организовать досуг школьников, склонных к правонарушениям, стоящих на внутри школьном учете и учете (ОДН) города.
Приоритетная задача внешкольной работы состоит в том, чтобы не навязчиво увлечь детей разного возраста в свои кружки, познавательно-поучительные мероприятия, где формируется личность ребенка, вырабатывается определенная система ценностей, чувство ответственности за любое взятое дело. Одним словом - «распахнуть» дверцы их душ, раскрыть перед ними культуру предков, традиций и обычаев. В этом им помогают опытные, творческие и активные преподаватели дополнительного образования, на уроках которых царит творческая атмосфера.
В ДДК «Мұрагер», работают кружки по интересам: «Рукоделие», «Шебер қолдар», «Живопись», «Гитара», «Домбра», «Жас тілші», которые приучают детей видеть в каждом объекте природы живое существо со своим характером, судьбой, красотой, историей. Уметь чувствовать живое начало в природе важно с самого раннего возраста. Гуманное отношение к окружающему миру, вырабатывает особенность защищать, любить и беречь природу. Ребята постигают законы красоты декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в непринужденной игровой форме.
От урока к уроку у детей развиваются умения и навыки. Благодаря общению учителя и воспитанника, дети не испытывают напряжения и страха. Именно эта особенность позволяет ребенку чувствовать себя в творческом объединении комфортно, а значит и воспитательная деятельность будет высокоэффективна. Заинтересованно, добровольно, воспитанники участвуют в конкурсах, диспутах, спортивных мероприятиях. Все это, помогает многим ребятам избавиться от имеющихся комплексов, повысить заниженную самооценку, и таким образом, получают необходимое им признание, самоутверждение, вырабатывается волевое качество характера.
Каждый ребенок талантлив, нужно только вовремя увидеть, развить, поддержать и бережно направить в нужное русло.
В настоящее время приоритетными стали задачи построения новых отношений между личностью, обществом и государством. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем, это создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Помимо учеников городских школ, наши занятия посещают дети областной школы интернат №4 с ограниченными возможностями. Имея особые образовательные потребности, ребята с нарушениями слуха нуждаются в поддержке и развитии своих способностей. В основе обучения слабослышащих детей лежит принцип инклюзивного образования, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, исключая любую дискриминацию и создает особые условия, необходимые для учащихся с ограниченными возможностями.
Исходя из этого, учебно-воспитательный процесс мы направляем на создание обстоятельств, при которых у ребенка возникает намеренное желание овладеть навыками общения в среде слышащих детей. Активность и самостоятельность детей зависит от того, настолько привычна обстановка, в которой они находятся. Опыт, который приобретают у нас в клубе, позволяет им научиться приспосабливаться к изменениям во внешней среде, осваиваться в новом пространстве, находить друзей, приобретая культурный опыт. Другая положительная сторона инклюзивного образования – воспитание толерантного отношения и понимания со стороны слышащих детей. На занятиях ДПИ хорошо развивается творческое мышление, эстетический вкус и моторика рук. Для детей с ограниченными возможностями очень важна практическая работа, в процессе которой происходит сенсорное, интеллектуальное и речевое развитие. Объяснение нового материала нами ведется с опорой на сенсорное восприятие, развитие умения видеть, слышать, осязать. Формируется чувствительное познание. Занятия творчеством снижает уровень напряженности и агрессивности, помогая достичь душевного равновесия. Пребывание детей в речевой среде помогает верить в себя и осознавать, что ты такой же как все. Наши воспитанники стараются разговаривать и понимать жесты, этим самым не оставляя «особенных» учащихся в «своем мире». Для этого мы проводим тренинги, игровые программы, где чувствуется товарищество, поддержка и понимание. Нет разделения, мы - одна СЕМЬЯ, в которой есть дети разных слоев населения, разной национальности, возраста и пола.
Ребята занимаются лепкой из соленого теста, пластилинографией , конструированием ,рисованием, вышиванием. Занимаясь в кружке «Живопись», дети познают мир, через искусство. Занятие живописью положительно сказываются на развитии их мироощущения и мировозрения. Благодаря этому развиваются и совершенствуются способности к анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению и конкретизации. Большое количество детей, приходят в клуб не умея рисовать, но со временем, шаг за шагом создают свои маленькие шедевры. Участвуют в конкурсах, выставках городского, областного и республиканского и международного значения.
Не остается без внимания и приобщение детей с ограниченными возможностями к музыке. Воспитанники посещают кружок «Гитара», обучение ведется по ритму стука ноги. За два года обучения у ребят есть свои результаты, участие в благотворительном концерте «Дар слышать сердцем», ежегодные концерты перед ветеранами ВОВ и участниками военных событий. Такие, социально направленные мероприятия, открывают ребятам окно в реальность, обогащая их духовный мир чувством сопричастности и полезности. Хочется верить, что те навыки и умения, которые ребята приобретают в процессе обучения, позволят им преодолеть жизненные трудности, придадут уверенности в стремлении.
Придя к нам в ДДК «Мұрагер» дети становятся более раскрепощенными, могут разделить свои чувства обиды и одиночества. Стремятся к хорошему, здраво оценивая ситуацию и свои ошибки. Зарождение позитивных мыслей, помогает освободиться от стрессов, страха. Любую тему, дети пропускают «через себя», «проживают» ее, а значит, постепенно меняются внутри, что и помогает преодолеть негативную позицию «безразличия» и «отторжения» от жизни.
Приятно видеть, когда воспитанники справляются с поставленной перед ними задачей, занимаются в кружках с увлечением, с удовольствием, помогая друг другу. Если видишь, что ребенок идет домой довольный насыщенным днем и ждет с нетерпением следующего занятия, это значит, что поставленная цель достигнута.
Все дети отличаются друг от друга по своим интересам, склонностям, стремлениям, привычкам, и так важно с самого раннего возраста помочь каждому, обрести уверенность в своих силах, сформулировать положительное и заинтересованное отношение ко всему окружающему. Воспитательная работа, проводимая в клубе, развивает и укрепляет у кружковцев чувство уважения и любви к своей Родине, толерантное отношение к народам, проживающим в нашей стране.
И самое большое счастье – чтобы дети правильно продолжили жизнь, подхватили и понесли дальше все то лучшее, благородное, что создали человеческий разум, воля, труд. [3].
Литература:
1. Послание Президента РК народу Казахстана.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
3. А.О. Пинт « Это вам родители »
Summary : The experience of out of school work of the author in the children backyard club “Murager” is summarized in this article, where the priority is formation of all-round creative personality, healthy living and work with children with disabilities, organization of leisure activity.
Резюме
В данной статье обобщается опыт внешкольной работы автора в детском дворовом клубе «Мұрагер», где приоритетными направлениями являются формирование всесторонне развитой творческой личности, здорового образа жизни, работа с детьми с ограниченными возможностями, организация досуговой деятельности.
Түйін
Мақалада автордың салауатты өмір салтын, жан-жақты дамыған тұлғаны қалыптастыруға, мүмкіндігі шектеулі балалармен жұмыс істеу, балалардың бос уақытын ұйымдастыру басым бағыт ретінде көрсетілетін «Мұрагер» балалар аула клубындағы сыныптан тыс жұмыстарды өткізу тәжірбиесі сипатталады.