Цель: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Задачи: Образовательные:
Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;
Формирование умений применять добытые знания в
практической деятельности.
Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.
Развивающие:
Развитие творческого мышления, памяти, внимания и воображения;
Активизация наблюдательности и самостоятельности;
Развитие навыков работы с энциклопедиями, справочниками (печатными изданиями), так и с компьютерными технологиями;
Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению:
Развитие умений поисковой и исследовательской познавательной деятельности;
Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как её реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи.
Воспитательные:
Расширение круга сведений из области театрального искусства, формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству театра кукол.
Формирование нравственных поведенческих и других общих качеств личности обучающихся: ответственность, чувство коллективизма, инициативность, целеустремлённость.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Ориентация современного художественно-эстетического образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы персонажа, слово, оформление и музыка-всё это вместе взятое, в силу образно-конретного мышления ребёнка, помогает учащимся легче, ярче и правильнее понять содержание того произведения над которым работаем в данном случае.
На уроках по предмету «Кукловождение» в большей степени, мы осваиваем технические навыки и умения изготовления кукол их разновидности даём ребёнку знания в рамках программы. Проблема в том, что на более подробной и полный дополнительный материал из истории кукольного театра, на просмотр видео-исполнений ведущих кукловодов просто физически не хватает времени.
Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, мотивировать их на самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки.
Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий преподавателя и обучающихся:
- проводится тщательная подготовка: например даются тема и предварительные задания к ней, объясняется построение урока, роль и задачи каждогоученика класса;
- особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в той или иной вид активной работы.
В процессе работы, все знания, учащиеся добывают самостоятельно, в зависимости от поставленных задач. Эти задачи решаются с помощью поискового и исследовательского методов обучения. В течении полугода работы над данной темой, обучающиеся (причём все) «перелопатили» огромное количество справочной литературы, энциклопедий, материалов в интернете.
Нетрадиционные урок – это интересная, необычная форма предоставления материала, ведь весь материал был добыт и осмыслен обучающимися. Преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, готовит репертуар и создаёт Презентацию.
Результат урока можно узнать в конце в виде постановочной работе.
Вполне естественно, постоянно проводить нестандартные уроки нецелесообразно, можно их использовать как вводные, обобщающие. С их помощью ребёнок должен почувствовать ситуацию успеха, самореализации.
Нетрадиционные уроки хорошо запоминаются, они интересны обучающимся, активизируют познавательную деятельность, творческую активность обучающихся и могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей театрального искусства, для совершенствования собственной педагогической деятельности.
СЦЕНАРИЙ
Открытого урока
по предмету «Кукловождение»
преподавателя МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Цыганковой Елены Николаевны
Форма: нетрадиционная УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема: «В мире кукол»
Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир театра и особое внимание заострим на театре кукол. Мы узнаем с вами много интересного. На нашем уроке вы продемонстрируете свои знания и умения приобретенные за годы обучения по предмету «Кукловождение».
Весь материал нашего урока вы искали самостоятельно, из разных источников информации. Был проделан большой путь в поисках материала, вы узнали много нового и интересного, что в будущем вам пригодится на уроках по «Кукловождению».
Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь…Посетив театр, ты, как будто бы, встаёшь на новую, более высокую энергетическую ступень, и какое-то время на ней находишься. А потом снова идёшь в театр, окунаешься в этот мир, заведомо зная, что это всё придумано…но так здорово!
Итак, ребята, о каких видах театра вы нам сейчас расскажите?
Слайд №1 - Ученик: Драмати́ческий театр — один из основных видов театра.
1
В отличие от оперного и балетного театра, основой представления является драматическом театре основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию. Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь.
При этом драматический театр в наибольшей степени является искусством синтетическим: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму].
Древнегреческий театр родился из обрядовых игр, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия». Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э.,
В драматическом театре непосредственным выразителем действия является актёр, создающий характер персонажа в предлагаемых пьесой обстоятельствах.]
Слайд №2 – Ученик: Моско́вский госуда́рственный теа́тр эстра́ды — московский театр, расположенный в знаменитом Доме на набережной.
Московский государственный театр эстрады открылся в июне 1954 года. Новый театр получил здание на площади Маяковского, в котором когда-то был ресторан «Альказар», а затем работал Театр сатиры. Создателем Театра эстрады стала группа ведущих артистов московской эстрады во главе с народным артистом РСФСР Н. П. Смирновым-Сокольским. В феврале 1961 года Н. П. Смирнов-Сокольский перерезал алую ленточку во второй раз — Театр эстрады переехал на Берсеневскую набережную, в бывший клуб Дома правительства, где работает и по сей день.
Слайд №3 – Ученик:Московский академический театр сатиры — драматический театр в Москве, существуют с 1924 года.
2
Театр сатиры открылся в подвальном помещении дома Нирнзее (где ныне учебный театр ГИТИСа) 1 октября 1924 года премьерой постановки «Москва с точки зрения». В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения, не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные.
И только в начале 1930-х годов основой репертуара стала бытовая комедия.
Слайд №4 – Ученик: Театр кукол
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными, горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой.
Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.
3
В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую»,
то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом).
В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Слайд № 5
Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Слайд № 6. Ученик: «Перчаточная кукла»
Первые перчаточные куклы появились ещё в глубокой древности и были известны на Востоке (больше в Китае), на Западе (в Европе). В Древнем Риме и позднее в средневековой Европе был популярен образ шута Маккуса. В начале 16 века, в самом начале эпохи Возрождения, в Италии придумали Маккус-куклу, которую назвали Пульчинеллой, что значит «петушок». И теперь он надолго поселяется на городских улицах и ярмарочных площадях. А следом появляются Полишинель во Франции и чуть позднее его собрат Гиньоль уже с женой (автором Гиньоля был ткач Леон Мурге и сегодня любое кукольное представление во Франции называется «Гиньолем»). Дальше – Касперле (или Гансвурст) в Германии, Панч с женой Джуди в Англии, Кашпарек в Чехии, Петрушка в России
4
(отсюда и слово для актёров – петрушечники). Большеголовый, с крючковатым носом, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. Схожая для всех этих персонажей внешность, но и такая яркая национальная индивидуальность в характерах и репертуаре. И немного об особенностях перчаточных кукол. Перчаточная кукла отлична прежде всего своей максимальной подвижностью и связано это с тем, что туловищем куклы становится непосредственно рука актёра, на которую одевается перчатка-костюм с прикреплённой к ней кукольной головкой.
Есть несколько способов использования актёрских пальцев в управлении такой куклой.
Мизансцена в исполнении учеников с перчаточными куклами
Слайд №7. Ученик: «Тростевая кукла»
Одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы является кукла на тростях (или тростевая кукла). Она получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже — животных.
Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает ее особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара.
Куклы на тростях начали появляться с первых шагов деятельности советских кукольных театров. Сперва они применялись эпизодически в петрушечных спектаклях.
Впервые целый спектакль был осуществлен при помощи тростевых кукол Н. Я. и И. С. Ефимовыми, поставившими в 1933 году «Макбета» Шекспира.
5
С тех пор конструкция тростевых кукол непрерывно совершенствуется.
Мизансцена в исполнении учеников с тростевыми куклами
Слайд №8. Ученик: «Кукла марионетка»
Средние века появились куклы – марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей. Самые первые кукольные представления появились в Древнем Египте. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в 16 веке. Кукольники вели бродячий образ жизни.
Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов. К началу 17-го века у актеров - марионеточников появились свои театры. Итальянцы очень полюбили свои кукольные театры. Из этой страны марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе.
Марионеток изготавливают из дерева, к ногам и рукам привязывают нити, дергая за которые кукловод приводит кукол в движение. Они могут ходить, поднимать руки. Для того чтобы кукла могла производить еще какие – либо движения, подвязывают дополнительные нити. Иногда их количество доходит до 20. Управлять марионеткой очень сложно, т.к. она должна повторять движения живых людей, а эти движения должны быть точными. Нельзя приводить в движение одновременно все конечности куклы.
Театр марионеточных кукол жив уже более трех сот лет. В каждой стране появились свои любимые народные кукольные герои, образ которых используется в кукольных представлениях и в наше время, и народ продолжает их любить.
Мизансцена в исполнении учеников с куклами марионетками.
Вывод: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театральной куклы. Сегодня мы узнали о происхождении театральной куклы, особенностях,
6
технических данных Я хочу поблагодарить вас, за вашу активность в поиске познавательной информации, которая пригодится каждому из нас на последующих занятиях по предмету «Кукловождение».
А сейчас давайте объединим наше полученные знания и технические навыки в кукольной постановке сказке «Теремок».