Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.
Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного . Программа «Удивительный мир кукол» по времени реализации является двухгодичной.
Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.
Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
№ заня- тия | Содержание (Раздел, тема) | Характер деятельности учащихся | УУД |
1 | Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Рассказ с элементами беседы. Игра. Экскурсия в театр
Обыгрывание ситуаций. | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Формирование правильного поведения в театре. |
2 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы . Культура и техника речи. | Беседа. Практическая деятельность. Артикуляцион- ная гимнастика. | Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю). Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику: "Окошко" широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно". "Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. "Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и т.д. |
3 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Инсценировка. Ролевая игра. | Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение, общение детей |
4 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.
| Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляе- те при чтении. Чистоговорки, скороговорки. | Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией. |
5 | Распределение ролей. | Ролевая игра. Пальчиковые игры. | Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
6 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | Инсценировки. Пальчиковые игры. | Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. |
7 | Отработка чтения каждой роли. | Обыгрывание. | Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. |
8 | Презентация «Мастерская кукол». Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. | Практическая деятельность. | Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе. |
9 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляцион- ная гимнастика | Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий. |
10 | Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Репетиции. | Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Продолжить репетировать эпизоды спектакля . |
11 | Музыкальное оформление спектакля | Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. | Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. |
12 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Игра. Инсценировка. | Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
13 | Репетиция пьесы. | Практическая деятельность. | Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. |
14 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | | Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь |
15 | Показ пьесы ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся, населению в ДК | Выступление. | Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива. |
16 | Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. | Беседа. Игра. | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма. |
17 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы . Культура и техника речи. | Беседа. Практическая деятельность. Артикуляцион- ная гимнастика. | Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма). Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику: "Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. "Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения). "Киска" губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы. "Лошадка" вытянуть губы приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки). "Поймаем мышку" губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик). "Пароход гудит" губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
18 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Инсценировка. Ролевая игра. | Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение, общение детей |
19 | Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем. | Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляе- те при чтении. Чистоговорки, скороговорки. | Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией. |
20 | Распределение ролей. | Ролевая игра. Пальчиковые игры. | Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
21 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | Инсценировки. Пальчиковые игры. | Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. |
22 | Отработка чтения каждой роли. | Обыгрывание. | Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. |
23 | Презентация «Мастерская кукол». Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. | Практическая деятельность. | Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе. |
24 | Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой. | Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляцион- ная гимнастика | Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий. |
25-26 | Работа над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Репетиции. | Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Продолжить репетировать эпизоды спектакля . |
27-28 | Музыкальное оформление спектакля | Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. | Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. |
29 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Игра. Инсценировка. | Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
30-31 | Репетиция пьесы. | Практическая деятельность. | Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. |
32 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | | Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. |
33 | Показ пьесы ученикам начальных классов. | Выступление. | Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива. |
34 | Итог занятий. Обсуждение всех представленных спектаклей. | Беседа. Игра. | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма. |