kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художник в театре кукол.

План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского

Вид  занятия: комбинированный урок. 

Тема урока: Художник в кукольном театре

Цель урока: осознание роли художника в окружающей нас мире, в частности в кукольном театре

Задачи:  углубление знаний о театральном искусстве, кукольном театре и роли художника

Углубление и систематизация знаний о видах кукол, истории возникновения кукольного театра

Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и творческой активности

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия: эскизы кукол, театральные куклы (разных видов)

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, альбом, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин)

3.Объяснение нового материала(10 мин)

4. Закрепление. Практическая работа (30 мин)

5. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Уборка рабочих мест.(2 мин)

 

Ход урока

1. Организационная часть.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности.

Цель для учителя: организовать коллектив к учебной работе

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация.

Связь с предыдущими уроками, на которых изучалась роль художника в театральном искусстве вообще. Наводящие вопросы учителя для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформировать цель нового урока.

Цель для учителя: заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

- Что мы изучали на прошлых уроках? Какова роль художника в театре? Какие виды театра вы знаете?

3. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Кукла – это пластическое обобщение Живого существа (человек, животное). Кукла – это скульптура. Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно «актеров» - кукол.

Вопрос: Когда впервые возникли кукольные театры и куклы?

В древнейшие времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.

На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж – Петрушка. Такие же герои были у многих народов: в Германии – Ганс Вурст, в Англии – Панч, Франции – Полишинель, Испании – Дон Кристобаль, Италии – Пульчинелла, Чехии – Кашпарек.

Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

(Кто он? Какой он? Его поведение, характер, выразительность образа)

Петрушка – шире понятий «отрицательный» или «положительный». Народ выдумывал его себе на забаву и на страх власть предержащим. Он негативен,жестко, сатиричен, и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность. Образ его противоречив и трагикомичен: он складывается из неживой природы куклы, ожившей в гневе и смехе народном. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Вопрос: Как художник создает куклу?

Существуют несколько видов театральных кукол.

2. Демонстрация эскизов разных видов кукол и оригинальных кукол разных видов.

По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.

Перчаточная кукла – самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

4. Выполнение практической работы.

Читаем отрывок народной сказки или басни, выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.

Этапы работы

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы.

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: Подготовка материалов для изготовления театральной куклы по эскизу. На следующем уроке будет продолжено изготовление куклы с последующим театральным представлением (фрагментом спектакля).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского »

Художник в театре кукол.

План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского

Вид  занятия: комбинированный урок. 

Тема урока: Художник в кукольном театре

Цель урока: осознание роли художника в окружающей нас мире, в частности в кукольном театре

Задачи:  углубление знаний о театральном искусстве, кукольном театре и роли художника

Углубление и систематизация знаний о видах кукол, истории возникновения кукольного театра

Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и творческой активности

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия: эскизы кукол, театральные куклы (разных видов)

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, альбом, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин)

3.Объяснение нового материала(10 мин)

4. Закрепление. Практическая работа (30 мин)

5. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Уборка рабочих мест.(2 мин)



Ход урока

1. Организационная часть.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности.

Цель для учителя: организовать коллектив к учебной работе

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация.

Связь с предыдущими уроками, на которых изучалась роль художника в театральном искусстве вообще. Наводящие вопросы учителя для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформировать цель нового урока.

Цель для учителя: заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

- Что мы изучали на прошлых уроках? Какова роль художника в театре? Какие виды театра вы знаете?

3. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Кукла – это пластическое обобщение Живого существа (человек, животное). Кукла – это скульптура. Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно «актеров» - кукол.

Вопрос: Когда впервые возникли кукольные театры и куклы?

В древнейшие времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.

На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж – Петрушка. Такие же герои были у многих народов: в Германии – Ганс Вурст, в Англии – Панч, Франции – Полишинель, Испании – Дон Кристобаль, Италии – Пульчинелла, Чехии – Кашпарек.

Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

(Кто он? Какой он? Его поведение, характер, выразительность образа)

Петрушка – шире понятий «отрицательный» или «положительный». Народ выдумывал его себе на забаву и на страх власть предержащим. Он негативен,жестко, сатиричен, и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность. Образ его противоречив и трагикомичен: он складывается из неживой природы куклы, ожившей в гневе и смехе народном. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Вопрос: Как художник создает куклу?

Существуют несколько видов театральных кукол.

2. Демонстрация эскизов разных видов кукол и оригинальных кукол разных видов.

По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.

Перчаточная кукла – самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

4. Выполнение практической работы.

Читаем отрывок народной сказки или басни, выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.

Этапы работы

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы.

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: Подготовка материалов для изготовления театральной куклы по эскизу. На следующем уроке будет продолжено изготовление куклы с последующим театральным представлением (фрагментом спектакля).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского

Автор: Прунцева Светлана Станиславовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства