kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие "возможности" деревянной ложки. Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Муниципальное общеобразовательное учреждение
 «Основная общеобразовательная школа №3»
 города Энгельса Саратовской области

 

 

 

 


Внеклассное мероприятие по курсу
«Введение в народоведение».
Творческие  «возможности» русской деревянной ложки.
Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.
Кукла «Пеленашка». Кукла «Столбушка».

 

 

 

 


Учитель высшей квалификационной категории
Кривошеина Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 


2010 год

Тема. Творческие « возможности» русской деревянной ложки.
           Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.
           Кукла «Столбушка». Кукла «Пеленашка».


Цель: систематизировать сведения о народной кукле; научить изготавливать одну из                                           разновидностей народной куклы – куклу «Пеленашку», куклу «Столбушку».
 
Задачи: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, русскими                           обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;
             побудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;
             научить подбирать материалы для изготовления кукол;
             воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

Практическая работа: изготовление куклы «Столбушка», куклы «Пеленашка».

Учебно-материальное оснащение:
• лоскуты белой ткани(55x70 см), цветной ткани 22x25 см, 32x24 см, 26x21 см для туловища, платка, пелёнки
• красные нитки для перевязывания, белые шнурки
• берёзовые и осиновые полешки длиной 17 см, диаметр 4,5 см
• деревянные ложки
• образцы народных кукол
• инструкционные карты для изготовления кукол
• электронная презентация «Народные куклы»

Ход:
I. Организационный момент.
Слайд 1.    Чем дальше в будущее входим,
 тем больше прошлым дорожим,
 И в старом красоту находим,
 хоть новому принадлежим.
 В. Шафнер.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

…Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу: береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Она скажет тебе, чем помочь несчастью.
- Почему мать велела беречь куклу после её смерти?
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадайте загадку.
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Слайд 2. (Изображение деревянной ложки)
- Деревянная ложка известна всем как столовый прибор, как уникальный ударный музыкальный инструмент. Но ложка также является одним из средств создания предметов для игры.
IV. Постановка цели занятия.
- Подумайте, почему я начала занятие  с отрывка из сказки «Василиса Прекрасная», а потом загадала загадку о ложке? Чем мы сегодня будем заниматься?
(Ответы детей)
V.Объяснение нового материала.
- Всюду, где селился человек, кукла была неизменным его спутником.
Слайд 3. Слова А.Синявского ( «Голос из Хора»)
       Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли.
- На мой взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.
Итак, мы начинаем знакомство с таинственным и загадочным миром кукол. А помогут нам ученицы 9 класса.
Ученик 1. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?
- А как вы думаете, что означает слово «кукла», как вы понимаете его значение?
(Ответы учащихся)
Ученик 2. Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla», либо произошло от древнегреческого корня «кук». Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте».
Ученик 3. Если открыть словарь С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений. Вот некоторые из них:
  - Идол. В старину говорили: «А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет».
- «Заломы», закрутки в посевах, делаемые колдунами.
- Снежная баба.
- Кулак.
- Лён в связке.
- Моток ниток.
Слайд 4.  (Ребёнок с куклой)
Ученик 1. Раньше, в обычной жизненной ситуации, когда ребёнку хотелось поиграть или он закапризничает, мама брала первое, что находилось под рукой, а это часто было небольшое полешко, а позднее ложка и кусок материи или платок, оборачивала материей черпак ложки и получалась кукла в платке.
Ученик 2. Ложка в деревенской семье изначально была сакральным предметом, то есть священным, имеющим магический смысл, поэтому применение в качестве игрушки было сначала запрещено. Но были баклуши, ложки с небольшими дефектами, а позднее и просто ложка, которая быстро превращалась в игрушку-куклу.
Ученик 3. На черпаке ложки лицо не принято было рисовать, так как по народным поверьям считалось, что кукла с лицом   обретала душу, становилась одушевлённой и могла навредить ребёнку. Поэтому такая кукла была и игрушкой и оберегом.
Учитель. То, что у куклы не было лица, объясняется также отсутствием в деревнях необходимых красок и умения красиво рисовать.
Традиционной игрушкой на ложке считается архангельская кукла на ложке.
Слайд 5.  (Архангельская кукла)
Ученик 1. В семье для игр кукол «вертели» обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя оберегает ребёнка, хранит родовую силу. Для кукол чаще всего использовали подол женских рубах и фартуков. Лоскутки рвали, а не резали ножницами.
(Показ учителем изготовления архангельской куклы на ложке при помощи заготовок).
VI. Практическая работа.
Слайд 6.  (Кукла «Пеленашка»)
Ученик 2. Кукла «Пеленашка» имела в жизни женщины много значений.  «Пеленашка»  была символом материнства. Ещё до рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она охраняла младенца от злых духов, потом её вешали над колыбелькой (Слайд 7.), а затем ребёнок в неё играл.
Слайд 8-9.
Ученик 3. В основе кукла «Столбушка» имеет берёзовое полешко, баклушу (деревянная заготовка, из которой впоследствии вырезается ложка). Раньше следили, чтобы эта кукла, которая является оберегом, стояла на  устойчивом основании для достатка в доме, для сохранения семейного счастья.
Учитель. Сейчас у вас будет возможность попробовать изготовить рукотворную куклу, которая будет самой любимой и памятной для вас. Ту, в которую вы вложите частичку своей души. В ней будет что-то такое, от чего станет теплее на сердце.
1 группа детей под руководством 1 ученика делают куклу «Пеленашку».
2 группа детей под руководством 2 ученика делают куклу «Столбушку».
Учитель. Работать мы будем по инструкционным картам.
  Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».
1. На черенок ложки намотать светлую хлопчатобумажную или льняную ткань.
2. Посередине общей длины ложки ткань завязать шнурком.
3. На голову куклы (черпак) повязать платок, сделав одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.
4. Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвкой. (Раньше это считалось дополнительным оберегом).
      «Пеленашка» готова!
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушка».
1. Обернуть полешко тканью по длине.
2. Повязать на полешко крест-накрест платок, края завести назад полешка и зафиксировать тонким шнуром.
3. Запеленать полешко и обвязать крест-накрест верёвочкой.
       Игрушка готова!
Учитель. Осталось только поговорить с малышом и покачать его.
         Люли, люли, люленьки,
          Где вы, где вы, гуленьки?
          Прилетайте на кровать
          Начинайте ворковать.
          Люли, люли, люленьки,
          Прилетели гуленьки.
          Сели в изголовьице –
          Спи-ка на здоровьице.
          Стали гули ворковать –
          Стала дочка засыпать.
VII. Итог занятия. 
- Почему кукла бала без лица?
- Хотели бы научиться изготавливать другие народные куклы?
( Показ слайдов с изображением других народных кукол)
- Отличается ли современная кукла от народной? В чём, по-вашему, «плюсы» и «минусы» этих кукол?
- Пригодится ли вами умение делать куклу в дальнейшей жизни?
VIII. Рефлексия.
- Подарите улыбки своим куклам.
 

 

 

 

 

 


Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашки»
(на ложке).

1 .На черенок нераскрашенной ложки (если ложка декорирована, то её черпак можно предварительно обмотать светлой льняной или хлопчатобумажной материей) аккуратно намотать белый лоскуток ткани, ширина которого соответствует длине черенка, а длина составляет 55-70 см.
2. Посередине общей длины ложки ткань завязать шнуром (узел раньше символизировал пуп – центр жизненной силы).
3. На голову куклы (черпак ложки) повязать платок. Кусок материи  (22х 25 см) сложить пополам и, «обрамляя» внешнюю сторону черпака ложки, сделать одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.
4. Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвочкой (раньше это являлось дополнительным оберегом).
  Кукла «Пеленашка» готова!
 

 


                 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушки»

1. Обернуть берёзовое полешко тканью по длине, превышающей длину полешка так, чтобы при сгибе ткань закрывала полешко на 1см.
2. Повязать на полешко крест-накрест платок, края которого завести назад деревяшки и зафиксировать ниткой или тонким шнуром (размер материи платка: 26х21см).
3. Запеленать полешко (размер пелёнки: 32х24см) и обвязать крест-накрест верёвочкой.
      Игрушка готова!
Другой вариант: «лицом» куклы является естественная одежда берёзы – береста.
Куклу можно положить в колыбельку (лапоть) и покачать.

 

Просмотр содержимого документа
«Творческие "возможности" деревянной ложки. Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке. »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №3»

города Энгельса Саратовской области











Внеклассное мероприятие по курсу

«Введение в народоведение».

Творческие «возможности» русской деревянной ложки.

Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.

Кукла «Пеленашка». Кукла «Столбушка».











Учитель высшей квалификационной категории

Кривошеина Ирина Николаевна















2010 год


Тема. Творческие « возможности» русской деревянной ложки.

Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.

Кукла «Столбушка». Кукла «Пеленашка».



Цель: систематизировать сведения о народной кукле; научить изготавливать одну из разновидностей народной куклы – куклу «Пеленашку», куклу «Столбушку».

Задачи: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

побудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;

научить подбирать материалы для изготовления кукол;

воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.


Практическая работа: изготовление куклы «Столбушка», куклы «Пеленашка».


Учебно-материальное оснащение:

  • лоскуты белой ткани(55x70 см), цветной ткани 22x25 см, 32x24 см, 26x21 см для туловища, платка, пелёнки

  • красные нитки для перевязывания, белые шнурки

  • берёзовые и осиновые полешки длиной 17 см, диаметр 4,5 см

  • деревянные ложки

  • образцы народных кукол

  • инструкционные карты для изготовления кукол

  • электронная презентация «Народные куклы»


Ход:

I. Организационный момент.

Слайд 1. Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

хоть новому принадлежим.

В. Шафнер.

II. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»


…Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу: береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Она скажет тебе, чем помочь несчастью.

- Почему мать велела беречь куклу после её смерти?

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Отгадайте загадку.

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Слайд 2. (Изображение деревянной ложки)

- Деревянная ложка известна всем как столовый прибор, как уникальный ударный музыкальный инструмент. Но ложка также является одним из средств создания предметов для игры.

IV. Постановка цели занятия.

- Подумайте, почему я начала занятие с отрывка из сказки «Василиса Прекрасная», а потом загадала загадку о ложке? Чем мы сегодня будем заниматься?

(Ответы детей)

V.Объяснение нового материала.

- Всюду, где селился человек, кукла была неизменным его спутником.

Слайд 3. Слова А.Синявского ( «Голос из Хора»)

Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли.

- На мой взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.

Итак, мы начинаем знакомство с таинственным и загадочным миром кукол. А помогут нам ученицы 9 класса.

Ученик 1. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

- А как вы думаете, что означает слово «кукла», как вы понимаете его значение?

(Ответы учащихся)

Ученик 2. Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla», либо произошло от древнегреческого корня «кук». Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте».

Ученик 3. Если открыть словарь С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений. Вот некоторые из них:

- Идол. В старину говорили: «А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет».

- «Заломы», закрутки в посевах, делаемые колдунами.

- Снежная баба.

- Кулак.

- Лён в связке.

- Моток ниток.

Слайд 4. (Ребёнок с куклой)

Ученик 1. Раньше, в обычной жизненной ситуации, когда ребёнку хотелось поиграть или он закапризничает, мама брала первое, что находилось под рукой, а это часто было небольшое полешко, а позднее ложка и кусок материи или платок, оборачивала материей черпак ложки и получалась кукла в платке.

Ученик 2. Ложка в деревенской семье изначально была сакральным предметом, то есть священным, имеющим магический смысл, поэтому применение в качестве игрушки было сначала запрещено. Но были баклуши, ложки с небольшими дефектами, а позднее и просто ложка, которая быстро превращалась в игрушку-куклу.

Ученик 3. На черпаке ложки лицо не принято было рисовать, так как по народным поверьям считалось, что кукла с лицом обретала душу, становилась одушевлённой и могла навредить ребёнку. Поэтому такая кукла была и игрушкой и оберегом.

Учитель. То, что у куклы не было лица, объясняется также отсутствием в деревнях необходимых красок и умения красиво рисовать.

Традиционной игрушкой на ложке считается архангельская кукла на ложке.

Слайд 5. (Архангельская кукла)

Ученик 1. В семье для игр кукол «вертели» обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя оберегает ребёнка, хранит родовую силу. Для кукол чаще всего использовали подол женских рубах и фартуков. Лоскутки рвали, а не резали ножницами.

(Показ учителем изготовления архангельской куклы на ложке при помощи заготовок).

VI. Практическая работа.

Слайд 6. (Кукла «Пеленашка»)

Ученик 2. Кукла «Пеленашка» имела в жизни женщины много значений. «Пеленашка» была символом материнства. Ещё до рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она охраняла младенца от злых духов, потом её вешали над колыбелькой (Слайд 7.), а затем ребёнок в неё играл.

Слайд 8-9.

Ученик 3. В основе кукла «Столбушка» имеет берёзовое полешко, баклушу (деревянная заготовка, из которой впоследствии вырезается ложка). Раньше следили, чтобы эта кукла, которая является оберегом, стояла на устойчивом основании для достатка в доме, для сохранения семейного счастья.

Учитель. Сейчас у вас будет возможность попробовать изготовить рукотворную куклу, которая будет самой любимой и памятной для вас. Ту, в которую вы вложите частичку своей души. В ней будет что-то такое, от чего станет теплее на сердце.

1 группа детей под руководством 1 ученика делают куклу «Пеленашку».

2 группа детей под руководством 2 ученика делают куклу «Столбушку».

Учитель. Работать мы будем по инструкционным картам.

Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».

  1. На черенок ложки намотать светлую хлопчатобумажную или льняную ткань.

  2. Посередине общей длины ложки ткань завязать шнурком.

  3. На голову куклы (черпак) повязать платок, сделав одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.

  4. Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвкой. (Раньше это считалось дополнительным оберегом).

«Пеленашка» готова!

Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушка».

  1. Обернуть полешко тканью по длине.

  2. Повязать на полешко крест-накрест платок, края завести назад полешка и зафиксировать тонким шнуром.

  3. Запеленать полешко и обвязать крест-накрест верёвочкой.

Игрушка готова!

Учитель. Осталось только поговорить с малышом и покачать его.

Люли, люли, люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать

Начинайте ворковать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели в изголовьице –

Спи-ка на здоровьице.

Стали гули ворковать –

Стала дочка засыпать.

VII. Итог занятия.

- Почему кукла бала без лица?

- Хотели бы научиться изготавливать другие народные куклы?

( Показ слайдов с изображением других народных кукол)

- Отличается ли современная кукла от народной? В чём, по-вашему, «плюсы» и «минусы» этих кукол?

- Пригодится ли вами умение делать куклу в дальнейшей жизни?

VIII. Рефлексия.

- Подарите улыбки своим куклам.












Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашки»

(на ложке).


1 .На черенок нераскрашенной ложки (если ложка декорирована, то её черпак можно предварительно обмотать светлой льняной или хлопчатобумажной материей) аккуратно намотать белый лоскуток ткани, ширина которого соответствует длине черенка, а длина составляет 55-70 см.

2. Посередине общей длины ложки ткань завязать шнуром (узел раньше символизировал пуп – центр жизненной силы).

3. На голову куклы (черпак ложки) повязать платок. Кусок материи (22х 25 см) сложить пополам и, «обрамляя» внешнюю сторону черпака ложки, сделать одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.

4. Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвочкой (раньше это являлось дополнительным оберегом).

Кукла «Пеленашка» готова!
































Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушки»


  1. Обернуть берёзовое полешко тканью по длине, превышающей длину полешка так, чтобы при сгибе ткань закрывала полешко на 1см.

  2. Повязать на полешко крест-накрест платок, края которого завести назад деревяшки и зафиксировать ниткой или тонким шнуром (размер материи платка: 26х21см).

  3. Запеленать полешко (размер пелёнки: 32х24см) и обвязать крест-накрест верёвочкой.

Игрушка готова!

Другой вариант: «лицом» куклы является естественная одежда берёзы – береста.

Куклу можно положить в колыбельку (лапоть) и покачать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривошеина Ирина Николаевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108578

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства