Цель урока: познакомиться с упаковкой, как инструментом маркетинга, выяснить значение упаковки и маркировки для производителя и потребителя, сделать выводы об их необходимости.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся со значением некоторых важнейших символов на упаковках товаров, научить выбирать товар, ориентируясь на эти символы.
Развивающие:
- формирование коммуникативных умений (составление тезисов лекции).
- развитие логического мышления, умения классифицировать характеристику символов.
Воспитательные:
- воспитание сотруднических отношений в работе групп.
- воспитание потребительской культуры.
Форма урока – урок-беседа с выполнением практической работы.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Подготовка к уроку:
- приготовить упаковки различных товаров, на которых имеются различные символы, штрих-код, маркировка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня предстоит интересная работа. Нам предстоит выяснить значение упаковки для потребителя и производителя. В конце урока каждый из вас выполнит практическую работу.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое маркетинг?
Ученики: Маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей посредством сбыта товаров.
Учитель: Мы приобретаем товары для удовлетворения своих потребностей, а множество продаваемых товаров упакованы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Упаковка товара». Скажите, пожалуйста, вы можете представить нашу сегодняшнюю жизнь без упаковки?
Учащиеся: Наверное, нет.
Учитель: Да, упаковка существует с древних времен, правда, она постоянно изменяется, модернизируется, и хочется надеяться, заботится о нашем здоровье. Откройте тетрадки и запишите тему урока «Упаковка товара».
3. Изучение нового материала.
Учитель: Целью нашего урока является комплексное изучение упаковки и маркировки товара. А какие, на ваш взгляд, задачи мы с вами будем сегодня решать для того, чтобы достичь цели нашего урока?
Учащиеся: Познакомимся с видами упаковки, рассмотрим функции упаковки и т.д.
Учитель: Верно. Но сначала попробуем дать определение понятию «упаковка».
Учащиеся: Упаковка – это средство, защищающее товар. Упаковка помогает переносить товар и т.д.
Учитель: Да, вы правы упаковка, действительно защищает товар от повреждений, и может ли упаковка наоборот защищать нас от товара?
Учащиеся: Да, может.
Учитель: Давайте запишем определение.
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь, облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции.
А почему упаковку мы относим к одному из инструментов маркетинга?
Учащиеся: Потому что она привлекает внимание покупателей, информирует их о товаре и т.д.
Учитель: Да, упаковка, действительно, играет очень важную роль в сбыте товара. Упаковка появилась в глубокой древности, еще первобытные люди носили воду, ягоды и фрукты. 8 тыс. лет назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды.
На протяжении долгого времени материал для упаковки менялся. Как вы думаете, каким образом?
Учащиеся: Бумага, картон, пластик, дерево и т.д.
Учитель: Давайте рассмотрим свои упаковки. Как вы думаете у кого какие виды?
Учащиеся: Внутренняя и внешняя.
Учитель: Давайте запишем
Виды упаковок:
- Внутренняя – оболочка, куда помещается сам товар.
- Внешняя – оболочка, защищающая внутреннюю оболочку.
- Транспортная – упаковка, необходимая для хранения и транспортировки.
Поднимите руки у кого внутренняя упаковка (поднимают руки с упаковкой), поднимите руки у кого внешняя упаковка (поднимают руки с упаковкой), поднимите руки у кого транспортная упаковка (нет поднятых рук). Как вы думаете, почему ни у кого нет транспортной упаковки?
Учащиеся: Это очень большая упаковка – это тара.
Учитель: А сейчас рассмотрим свои упаковки. Какая информация на ней содержится? Различная информация, знаки или рисунки, нанесенные на сам товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения называется маркировкой.
В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.
Каждое предприятие, выпуская товар на рынок, должно позаботиться о его узнаваемости потребителями. Специалисты по маркетингу занимаются и этой областью деятельности, т.е. оформлением индивидуального рыночного «лица» товара. Для этого предназначена товарно-знаковая символика. Одним из таких знаков является товарная марка (товарный знак).
Товарный знак (товарная марка) - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца).
Существуют четыре типа обозначения знака (марки):
- фирменное имя - слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены;
- фирменный знак - символ, рисунок или отличительный цвет или обозначение;
- торговый образ - персонифицированная торговая марка;
- торговый знак - фирменное имя, фирменный знак, торговый образ или сочетания их, защищенные юридически.
Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В маркировке используются компонентные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Для придания тех или иных качеств в некоторые продукты добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Некоторые производители честно предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в перечень ингредиентов с использованием специального кода (так называемая INS - Международная цифровая система) - кода из 3-4 цифр, которым предшествует буква «Е» («Е» - это «Европа», а цифровой код-характеристика пищевой добавки к продукту).
Код, начинающийся
на 1, означает красители;
на 2 - консерванты,
на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта),
на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию),
на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру),
на 6 - усилители вкуса и аромата,
Пищевые добавки, запрещенные к применению в России:
E121 - краситель (цитрусовый красный),
E123 - синтетический краситель (Арамант),
E240 – формальдегид - воздействие на организм: канцерогенный эффект (вызывает рак). Консерванты - добавки с индексом (E-200 - E-299) отвечают за сохранность продуктов, предотвращая размножение бактерий или грибков. Химические стерилизующие добавки для остановки созревания вин, дезинфектанты.
Следующая группа знаковой символики. Экологические знаки предназначены в первую очередь для информирования приобретателей об экологической чистоте товаров (работ, услуг), а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации.
Эти знаки разделяют на три вида:
- Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров;
- Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о не загрязнении окружающей среды;
- Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
Каждый производитель вправе размещать на упаковке дополнительную информацию и знаки. Например, некоторые из них:
знак Российский стандарт. Этот знак обозначает, что производитель подтвердил качество продукции посредством декларирования.
знак Российский стандарт с надписью «Добровольная сертификация» говорит о том, что производитель в дополнение к декларированию провел и добровольную сертификацию продукции. То есть данная продукция отвечает всем требованиями российского законодательства по качеству и безопасности пищевых продуктов.
Очень часто частью товара или его упаковки являются этикетки и ярлыки. Давайте запишем определения
Маркировка – этикетки и ярлыки, прикрепленные к товару или его упаковке.
Давайте рассмотрим, у кого есть маркировка (поднимают руки с упаковкой).
Этикетка – бирка, прикрепленная к товару или продукту, в виде графической композиции, которая является неотъемлемой частью упаковки.
У кого на упаковке есть этикетка? Что за информация содержится на этикетке?
Ярлык - бирка на товаре с наименованием товара, товарным знаком, составом, указанием веса, количества и т.п.
У кого на упаковке есть ярлык? Что за информация содержится на ярлыке?
А теперь после тщательно изучения упаковки необходимо выяснить основные функции упаковки и маркировки.
Учащиеся: Защита товара и его сохранность; информативность; реклама; идентификация товара.
- Практическая работа «Анализ упаковки и маркировки товара».
Учитель: Запишите в тетради название практической работы. В течение 7 минут вы должны проанализировать, упаковку по следующему плану:
- Определить товарный знак (торговую марку). Ответ обоснуйте.
- Определить вид упаковки.
- Перечислите, какие функции выполняет ваша упаковка. Ответ обоснуйте.
- Перечислите недостатки вашей упаковки, маркировки для потребителя.
Затем один из вас по желанию выйдет к доске и познакомит нас со своими выводами.
Вопросы есть?
Учитель отвечает на, возникшие у учащихся, вопросы. Школьники приступают к работе.
Учитель: Семь минут заканчиваются, кто из вас желает выйти к доске?
Один из учащихся знакомит с результатами своей работы.
Учитель: Есть ли вопросы к отвечающему?
Задаются вопросы, учащийся на них отвечает.
5. Рефлексия. Домашнее задание. (4 минуты).
Учитель: А теперь мне хотелось бы чтобы вы самостоятельно оценили урок и вашу деятельность на уроке. Для этого вам необходимо выбрать фразы и закончить их:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель: Спасибо за урок! За вашу активность! Сегодня за урок получают оценки следующие учащиеся… Сдайте, пожалуйста свои тетради для оценивания практической работы.
Учитель: Запишите домашнее задание.
Глава 5, написать эссе на тему «Упаковка и окружающая среда»
Учитель: До свидания! Спасибо за работу на уроке!