Рабочая программа производственной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
Рабочая программа производственной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сферы обслуживания, по направлению подготовки 100700 Торговое дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Продажа продовольственных товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки
реализации продаваемых продуктов.
5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
7. Изучать спрос покупателей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области сферы обслуживания на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных товаров
уметь:
- идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодоовощных, кондитерских, вкусовых молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);
- устанавливать градации качества пищевых продуктов;
- оценивать качество по органолептическим показателям;
- распознавать дефекты пищевых продуктов;
- создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;
- рассчитывать энергетическую ценность продуктов;
- производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования;
- использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование.
знать:
- классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;
- особенности пищевой ценности пищевых продуктов;
- ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;
- показатели качества различных групп продовольственных товаров;
дефекты продуктов;
- особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров.
- классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования;
- технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию;
- устройство и принципы работы оборудования;
- типовые правила эксплуатации оборудования;
- нормативно-технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;
- Закон о защите прав потребителей;
- правила охраны труда.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 252 часа, в том числе:
учебной практики – 72 часов
производственной практики – 180 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Продажа продовольственных товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.
Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 3.
Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 4.
Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ПК 5.
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 6.
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ПК 7.
Изучать спрос покупателей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.2.1. Содержание производственной практики по профессиональному модулю
аименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Продажа продовольственных товаров
180
Тема 1.1.Ознакомление с предприятием торговли.
Виды работ:
1.Инструктаж по Технике безопасности и противопожарным мероприятиям.
2. Организация рабочего места кассира.
6
Тема 1.2.Эксплуатация и техническое обслуживание торгового оборудования предприятия.
Виды работ:
1.Эксплуатация холодильного оборудования.
2.Подготовка и использование в технологическом процессе маркировочноэтикеровочного оборудования.
3.Защитных аксессуаров, машин для резки, распила и измельчения продуктов.
6
2
Тема 1.3.Эксплуатация и техническое обслуживание весоизмерительного оборудования.
Виды работ:
1.Подготовка к работе и эксплуатация электронных и циферблатных весов.
2.Обслуживание покупателей с использованием весов. 3.Техническое обслуживание весоизмерительного оборудования.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа производственной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.02 Продажа продовольственных товаров»
1. ПАСПОРТ рабочей программы производственной практики
4
2. результаты освоения рабочей программы производственной практики
6
3. СТРУКТУРА и содержание рабочей программы производственной практики
8
4. условия реализации рабочей программы производственной практики
17
5. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы производственной практики
20
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ
производственной ПРАКТИКИ
Продажа продовольственных товаров
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сферы обслуживания, по направлению подготовки 100700 Торговое дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Продажа продовольственных товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки
реализации продаваемых продуктов.
5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
7. Изучать спрос покупателей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области сферы обслуживания на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных товаров
уметь:
- идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодоовощных, кондитерских, вкусовых молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);
- устанавливать градации качества пищевых продуктов;
- оценивать качество по органолептическим показателям;
- распознавать дефекты пищевых продуктов;
- создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;
- рассчитывать энергетическую ценность продуктов;
- производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования;
- использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование.
знать:
- классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;
- особенности пищевой ценности пищевых продуктов;
- ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;
- показатели качества различных групп продовольственных товаров;
дефекты продуктов;
- особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров.
- классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования;
- технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию;
- устройство и принципы работы оборудования;
- типовые правила эксплуатации оборудования;
- нормативно-технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;
- Закон о защите прав потребителей;
- правила охраны труда.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 252 часа, в том числе:
учебной практики – 72 часов
производственной практики – 180 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Продажа продовольственных товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.
Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 3.
Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 4.
Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ПК 5.
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 6.
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ПК 7.
Изучать спрос покупателей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.2.1. Содержание производственной практики по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Продажа продовольственных товаров
180
3
Тема 1.1.Ознакомление с предприятием торговли.
Виды работ:
1.Инструктаж по Технике безопасности и противопожарным мероприятиям.
2. Организация рабочего места кассира.
6
Тема 1.2.Эксплуатация и техническое обслуживание торгового оборудования предприятия.
Виды работ:
1.Эксплуатация холодильного оборудования.
2.Подготовка и использование в технологическом процессе маркировочноэтикеровочного оборудования.
3.Защитных аксессуаров, машин для резки, распила и измельчения продуктов.
6
2
Тема 1.3.Эксплуатация и техническое обслуживание весоизмерительного оборудования.
Виды работ:
1.Подготовка к работе и эксплуатация электронных и циферблатных весов.
2.Обслуживание покупателей с использованием весов. 3.Техническое обслуживание весоизмерительного оборудования.
2.Приемка товаров по количеству и качеству, согласно сопроводительных документов.
3.Подготовка товаров к продаже.
4.Оценка качества по органолептическим показателям. 5.Расшифровка маркировки.
6.Упаковка товаров.
7. Оформление ценника.
8. Консультирование покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах.
9.Подсчёт стоимости покупки.
10.Выписка товарного чека.
11.Выдача покупки
12
3
Тема 1.16.Учет и отчетность.
Виды работ:
1.Оформить приходный и расходный ордер
2.Оформить товарно-кассовый отчет.
3.Подготовить товар к инвентаризации.
4.Оформить инвентаризационную опись.
5.Оформить акт результатов инвентаризации.
6.Оформить препроводительную ведомость по сдаче выручки в банк
12
3
Дифференцированный зачет
1. Оформлений отчет по производственной практике.
2. Дневник прохождения производственной практики.
3.Аттестационный лист по производственной практике.
4. Характеристика профессиональной деятельности студента во время производственной практики.
5.Характеристика с места прохождения производственной практики.
6
2
Итого:
180
4. условия реализации рабочей программЫ производственной ПРАКТИКИ
4.1. Требования к условиям проведения производственной практики.
Реализация рабочей программы производственной практики предполагает проведение производственной практики на предприятиях/организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждым предприятием/организацией, куда направляются обучающиеся.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Производственная практика проводится рассредоточенно
в рамках каждого профессионального модуля. Условием допуска обучающихся к производственной практике является освоенная учебная практика.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Руководство производственной практикой осуществляют преподаватели или мастера производственного обучения, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.
Мастера производственного обучения, осуществляющие непосредственное руководство производственной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения производственной ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется мастером в форме зачета/диф.зачета. По завершению практики обучающийся проходит квалификационные испытания (экзамен), которые входят в комплексный экзамен по профессиональному модулю. Квалификационные испытания проводятся в форме выполнения практической квалификационной работы, содержание работы должно соответствовать определенному виду профессиональной деятельности, сложность работы должна соответствовать уровню получаемой квалификации. Для проведения квалификационного экзамена формируется комиссия, в состав которой включаются представители ОУ и предприятия, результаты экзамена оформляются протоколом.
Результаты обучения
(освоенные общие компетенции)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Характеристика с производственной практики.
Наблюдение и оценка освоение компетенций в ходе прохождения обучающимся производственной практики
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7.Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
Результаты освоения общих и профессиональных компетенций по каждому профессиональному модулю фиксируются в документации, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.
По результатам освоения каждого вида профессиональной деятельности обучающимся выдается документ государственного образца – сертификат.
Результаты обучения
(освоенные профессиональные компетенции)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ПК1.1.Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
Текущий контроль за соблюдение норм по обеспечению безопасности при выполнении работ. Постоянный и периодический контроль за качеством выполнения работ.
-Наблюдение и оценка освоения компетенций в ходе прохождения производственной практики
ПК1.2.Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
ПК1.3.Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации
ПК1.4.Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
ПК 2.1.Осуществлет приемку товаров и контроль, за наличием на поступившие товары необходимых сопроводительных документов.Проверяет качество по органолептическим показателям, по нормативной документации количественным и качественным показателям продовольственных товаров
ПК 2.2.Осуществляет подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку. Подготавливает товар к продаже, размещает и выкладывает товар на стеллажи и витрины.
ПК.2.3.Обслуживает, консультирует покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаровПрактикант обслуживает, консультирует и информирует покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров
ПК.2.4.Соблюдает условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов. Следит за условиями хранения, сроками годности, сроками хранения и сроками реализации продаваемых продуктов.
ПК.2.5.Осуществляет эксплуатацию торгово-технологического оборудования. Осуществляет эксплуатацию торгово-технологического оборудования
ПК.2.6.Осуществляет контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. Контролирует сохранность товарно-материальных ценностей.
Основными показателями для оценки работы обучающегося по практике являются:
1) овладение практическими навыками;
2) трудовая дисциплина;
3) участие обучающихся в общественной жизни организации;
4) качество выполнения задания;
5) содержание дневника;
6)полнота подбора материалов, необходимых для выполнения квалификационной работы;
6) отзыв руководителя практики от организации (в заключении о достигнутом уровне квалификации).
Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом колледжа.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время по индивидуальному графику.