kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ценностные ориентации в педагогической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогик амалиёт жараёнида кадриятли ёндашув ва унинг мохияти хакида суз юритилган

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации в педагогической практике»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ


И.Э.Давронов, К.Ф.Абдуллаев,

Н.И.Давронов, К.К.Кобилжонов


Бухарский государственный университет,

Республика Узбекистан


Аннотация: В статье раскрываются содержательные аспекты аксиологической педагогики, рассматривается сущность и особенности ценностных ориентаций личности, ценностные ориентации как педагогический принцип образования личности, педагогические условия реализации принципа ценностных ориентаций в социально-культурной среде образовательного процесса высшей школы.

Ключевые слова: аксиологическая педагогика, личность, ценность, ценностные ориентации, потребности, педагогические принципы, условия ориентации, социально-культурная среда, образовательный процесс, познавательная деятельность, высшая школа.

Annotation: the article reveals the substantial aspects of the axiological pedagogy, the essence and features of value orientations of the individual, value orientations as a pedagogical principle of personality education, pedagogical conditions of realization of the principle of value orientations in the socio-cultural environment of the educational process of high school.

Key words: axiological education, identity, value, values, needs, pedagogical principles, conditions, orientations, socio-cultural environment, the educational process, cognitive activity, high school.


Не требует доказательств тот факт, что общество, наука, технологические производственные процессы находится в постоянном диалектическом развитии. Это развитие иногда сопровождается известными регрессивными явлениями. Появляются новые, трансформируются старые потребности. Смена ценностей, ценностных приоритетов, ценностных ориентаций становится закономерным, объективным явлением процесса образования.

Познавательная деятельность является ведущим видом в образовательном процессе высшей школы, для которого имеет огромное значение сформированность познавательных потребностей личности. Проблема ценностных ориентаций, выбора ценностей для решения учебно-познавательных проблем становится одной из центральных современной дидактики. Студенту, да и всем, включенным в процесс познания приходится встречаться с сущностями, значимостями, ценностями самых различных процессов и явлений. В этом многообразии человеку нередко трудно сориентироваться, выбрать необходимые средства, которые бы позволили эффективно решить ту или иную образовательную проблему. Средства становятся инструментом, инструментальной ценностью, с помощью которой удовлетворяются познавательные потребности.

Говоря о «педагогической аксиологии» мы выделяем в аксиологии педагогический аспект и адаптируем ее к потребностям педагогической теории и практики. Мы хотели бы взглянуть на проблему ценности педагогики как науки и как искусства. Поэтому будем вести речь об аксиологической педагогике.

Итак, в чем же сущность и особенности ценностных ориентаций? В педагогике приходится обращаться к «ценностям», «ценностным ориентациям», «ориентациям в ценностях», «ориентация на ценности». Этот понятийный аппарат составляет основу ценностного подхода к образованию личности студента.

Известно, что ценности соотносятся с потребностями личности и социума. Ценностным является то, что может удовлетворить потребности личности и социума. Ценности всегда выступают со знаком плюс. В то время как значимость может быть положительной и отрицательной.

Анализ управления профессиональным становлением специалиста показывает, что его образование основывается на ценностях и ценностных ориентациях. Личность в процессе образования овладевает терминальными и инструментальными ценностями, субординирует и выбирает их для удовлетворения своих потребностей. Результатом образования является ценностные ориентации, которые в философии рассматриваются как процесс и его результат. Педагогика включает в себя теорию и практику управления процессом образования. Важно эффективно управлять процессом, чтобы достичь образовательной цели. Необходим расчлененный подход к ценностным ориентациям. Поэтому целесообразнее будет считать, что ориентация в ценностях, выступает как процесс, выполняет важные функции в образовании личности: обеспечивает формирование направленности личности на соответствующие ценности; способствует приведению знаний в систему; обеспечивает формирование сознания и регулирует культуру отношений; обеспечивает выбор ценностей и включение их в структуру личности. Во-вторых, ценностные ориентации выступают как результат процесса образования, субординации ценностей, удовлетворения образовательных, прежде всего, познавательных потребностей, прогностического отношения к их использованию в практической деятельности. Здесь ценностные ориентации связаны с формированием направленности личности, установкой на профессиональное образование, нацеленность на результат образовательной деятельности.

Рассматривая ценностные ориентации как педагогический принцип, следует обратить внимание, на то, что всем нам известно: принципы в науке рассматриваются как руководящие указания, выведенные из теории и проверенные практикой, которыми личность руководствуется в своей теоретической и практической деятельности. Смысл руководящего указания в организации процесса образования проявляется в следующем:

Во-первых, разделяя точку зрения М. Рокича, образовательные (познавательные) ценности разделены на две группы: терминальные ценности, выступающие в форме целевых установок на овладение знаниями; инструментальные ценности, как ценности средства, обеспечивающие достижение поставленных познавательных задач.

Во-вторых, следует учесть, что познавательные ценности в образовательном процессе проявляются в форме методологического знания, реализуемого через систему принципов: познаваемости сущности предметов и явлений; историзма, детерминизма, системности, научности, объективности, единство объективного и субъективного.

В-третьих, учесть, что теоретический уровень познавательной деятельности выступает как ценность, основывается на закономерностях и категориях теории познания и педагогики образования личности; социальной обусловленности образования и развития личности; образовании и развитии личности в деятельности; личностно-ориентированном подходе в подготовке специалиста; комплексном подходе к профессиональному образованию личности.

В-четвертых, организация процесса образования должна опираться на методико-технологическое обеспечение педагогического процесса, представляющего собой инструментальные ценности, включая определение цели познавательной деятельности; выделение системы проблем изучаемого материала; установление логики решения познавательных задач; выделение перспектив результатов познавательной деятельности личности.

В-пятых, субординацию ценностей проводить на основе пирамиды ценностей А. Маслоу. Сама пирамида основывается на соотношении потребностей и ценностей, удовлетворяющие эти потребности: на высшем уровне – социальные потребности соотносятся с социально-культурными ценностями; на низшем уровне, физиологические потребности соотносятся с физическими ценностями, способные удовлетворить физиологические потребности человека в пище, воде и т.д.

В шестых, образование личности, ее профессиональная подготовка осуществляются на основе познавательных ценностей, к которым относятся: принципы и логические правила познания; цели познавательной деятельности; законы и закономерности познавательной деятельности; способы и методы познавательной деятельности; организационные формы процесса познания; средства организации и проведения познавательной деятельности.

Литература:

  1. Анисимов, С. Ф Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. – М.: Мысль,1988. – 228 с.

  2. Асташева, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташева // Педагогика. – 2002. – №8.­– С. 8-13.

  3. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: ИПЛ, 1986. – 223 с.

  4. Литвак, Р. А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика / Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, И. И. Дуранов. – М.: Владос, 2009. – 242 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ценностные ориентации в педагогической практике

Автор: Кулдашева Замира Холбоевна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к педагогическому совету на тему: "Педагогическая этика в работе с учащимися"."
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiiakpiedaghoghichieskomusovietunatiemupiedaghoghichieskaiaetikavrabotiesuchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "296471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456028305"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Консультация «Ценностный потенциал предмета «Самопознание» в формате «Сад-семья»"
    ["seo_title"] => string(87) "konsul_tatsiia_tsiennostnyi_potientsial_priedmieta_samopoznaniie_v_formatie_sad_siem_ia"
    ["file_id"] => string(6) "348504"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476254977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Программа психолого - педагогического сопровождения адаптации обучающихся пятых классов "Новичок в средней школе""
    ["seo_title"] => string(125) "proghrammapsikhologhopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiaadaptatsiiobuchaiushchikhsiapiatykhklassovnovichokvsriednieishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318538"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460614481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства