Программа психолого - педагогического сопровождения адаптации обучающихся пятых классов "Новичок в средней школе"
Программа психолого - педагогического сопровождения адаптации обучающихся пятых классов "Новичок в средней школе"
Учебно – тематический план.
№
п/п
Раздел, тема занятия
теория
практика
всего
часов
блок 1. Приглашение в страну общения.
1
Психология – знакомая Незнакомка.
1
1
2 -3
Что мы знаем об общении.
1
1
2
4
Общение – дело общее.
1
1
5
Инструменты общения. Как хорошо уметь…
1
1
6
Как хорошо уметь слушать
1
1
7
Как важно уметь задавать вопросы
1
1
8
Практикум активного слушания
1
1
9
Поговорим без слов
1
1
блок 2. Я – личность.
10
Индивид – личность - индивидуальность
1
1
11
Я – это интересно.
1
1
12
Мои потребности
1
1
13-14
О ценностях и целях
1
1
2
15
На пути к счастью
1
1
16
Мое лучшее «Я»
1
1
17-18
Мой темперамент и мой характер
1
1
2
19
Я и мое здоровье
1
1
БЛОК 3. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ.
20
Я хозяин своей жизни
1
1
21
Как управлять собой
1
1
22-23
С чего начинается личность?
1
1
2
24
Я и моя социальная роль.
1
1
25
Воспитание самого себя.
1
1
26
Как жить по своей программе в гармонии с окружающими.
1
1
27
Какой я и чем я отличаюсь от других
1
1
БЛОК 4. МЫ – ВМЕСТЕ!
28-29
Что такое пятый класс?
1
1
2
30
Мой класс
1
1
31
Какие ребята в моем классе
1
1
32
Мои друзья.
1
1
33
Наше настроение. Удивительный мир эмоций и чувств.
1
1
34
Кто Я? Я дарю тебе радость.
1
1
35
Моя семья.
1
1
ИТОГО ЧАСОВ:
6
29
35
Содержание занятий.
№ раздела
Наименование раздела
Содержание
Количество
часов
1.
Приглашение в страну общения.
Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности. Обучение способам налаживания дружеских отношений с помощью эффективного общения.
9
2.
«Я - личность».
Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека. Помощь подростку в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей; познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя и самовоспитании.
10
3.
«Я – и другие люди».
Образ «Я», как система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Актуализация знаний о «качествах людей». Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих особенностей, в выстраивании эффективного общения с другими людьми.
8
4.
«МЫ - вместе!»
Работа над осознанием особенностей позиции школьника. Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. Обучение способам налаживания дружеских отношений. Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.
8
ИТОГО ЧАСОВ:
35
Ожидаемые результаты:
В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
внутренняя позиция обучающегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
способность к моральной децентрации;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
воспринимать и анализировать сообщения, тексты;
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут:
умения учитывать позицию собеседника (партнёра),
умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно воспринимать и передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты;
научаться формулировать собственное мнение и позицию;
научаться содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Трудности, которые могут возникнуть в результате
реализации программы:
Во-первых, могут возникнуть внутрисемейные конфликты на почве изменения ценностных ориентацией обучающихся, предотвращаются через организацию просветительского образования родителей и индивидуальной работы. Во-вторых, трудности, связанные с необходимостью перестройки обучающихся с привычного стиля поведения на уроке на новый, предполагающий активность, открытость в высказываниях и обсуждении жизненных проблем, выражении чувств, умении эффективно общаться принимать решения, быть лидером. Готовность познавать себя свои сильные и слабые стороны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа психолого - педагогического сопровождения адаптации обучающихся пятых классов "Новичок в средней школе"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42»
город Нижневартовск
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
«Рассмотрено»
на заседании методобъединения
протокол №1
от « 30» августа 2015г. Руководитель МО ______
«Согласовано»
Зам. директора по УР
________
« 30 » августа 2015г.
«Утверждено»
Директор МБОУ«СШ № 42»
___________
Протокол педсовета №
от « 01 » сентября 2015г. Приказ № 1
от « 01 » сентября 2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА
Возраст обучающихся - 10 – 11 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Леонтьева Татьяна Николаевна
педагог-психолог
г. Нижневартовск
2015
1
Пояснительная записка
3
2
Цели и задачи программы
5
Методологическая основа программы
5 - 6
Принципы реализации программы
6
Описание контингента потенциальных участников программы
7
Методические средства психологической работы с младшими школьниками
8 - 10
Структура занятий
11
Критерии эффективности программы
12
3
Учебно-тематический план
13 - 15
4
5
Список литературы
Методическое обеспечение
17
17
Направленность программы «Новичок в средней школе» по содержанию является социально – педагогической; по функциональному предназначению специальной; по форме организации – групповой; по времени реализации годичной.
Программа разработана на основе методических разработок О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» по сохранению психологического здоровья школьников.
Новизна программы состоит в том, что система обеспечивающая эффективность формирования ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности создается на основе углубленного и творческого само изучения с помощью различных психодиагностических методик.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одним из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения является создание условий для гармоничного развития личности ребенка. К числу наиболее актуальных проблем относится воспитание и самовоспитание подростков с учетом социальной ситуации их развития. Не стоит забывать, что корни таких важных проблем, как неуверенность в себе, не успешность, заниженная самооценка, неумение общаться с людьми, страхи, агрессивность, чаще растут из детства. Как часто родители, подавляя свободу своих детей, призывают их сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Следствиями необоснованных запретов являются конфликтное общение с окружающими, стрессы, различные психосоматические заболевания и т.д.
Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых способна дать ему защиту и создать приемлемые условия для его развития. Научить ребенка находить опору в себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействовать с благотворными сторонами той же реальности, помочь детям в преодолении агрессивных тенденций, сохранению позитивного образа Я, снижение тревоги и повышение самооценки.
Предлагаемый интегрированный курс занятий по программе «Новичок в средней школе» включает 35 занятий, которые разделены на четыре содержательных блока по выше обозначенным приоритетным направлениям: «Приглашение в страну общения», «Я — личность», «Я и другие люди» и «Мы – вместе!».
Реализация таких программ формирует традиции, ритуалы, обычаи, принятые в субкультурном пространстве образовательного учреждения, ориентирует на толерантность, которая становится предметом усвоения, последующего активного воспроизведения. Выводит на первое место человека как наивысшую ценность, а также его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою личную жизнь, создает комфортные условия для пробуждения интереса к разнообразной деятельности, утверждая стиль доверия, сотрудничества, сотворчества, усиливая роль эмоций, эмпатии, снимая страх, тревожность, неверие в собственные силы.
Наше ближайшее будущее зависит от того, какие ценности «впитают» наши дети сегодня. Здоровье, семья, общение, окружающая природа становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. На подобные ценности надо ориентировать наших подростков — не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связывали с ситуацией в окружающем мире. Данная программа направлена на воспитание у подростков ответственности за свое здоровье, поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.
Сегодня воспитывать без учета механизмов самовоспитания малоэффективно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Подростки всегда охотно откликаются на возможность узнать что-то новое о себе, о своем характере, поговорить о своих проблемах. Пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано у подростков с формированием самосознания и самооценки. В этом возрасте у подростков одной из важнейших социально-психологических характеристик является их способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поведения других людей.
«Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие само восприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростков» (Л.С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и искать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.
Соответственно самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий ее целостность и единство.
В процессе групповой работы общая мотивация подростка, смещается к общению. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать свое настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача педагога — помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.
С учетом выше обозначенных положений данная программа построена на тесной взаимосвязи самопознания, самовоспитания и информации об окружающем мире. Каждый обучающийся должен завести тетрадь для занятий, которая станет основой для дневника самовоспитания, предусмотренного программой.
Тактично используя диагностические методики самопознания, педагог помогает подростку увидеть себя, черты своего характера. Подрастающий человек получает возможность задуматься о существующих человеческих потребностях и проанализировать свои. Получая развернутую картину своей личности, он размышляет о своем месте в жизни, о смысле жизни; проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных проблем.
Педагог, являясь активным союзником подростка в самопознании, становится и активным союзником в создании его ценностей. Аргументировано построенный информационный аспект занятий позволяет позитивно влиять на подростка: на его нравственность, культуру, жизненные установки. Подросток сознательно «собирает себя», строит свою личность.
Процесс этот длительный и систематический. Тактично, сея по зернышку ценные в нравственном плане установки, можно подвести подростка к свободному принятию целей и выбору нравственного поведения.
Цель программы— создание организационно-педагогических условий для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации подростов к самовоспитанию.
Основные задачи программы:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.
Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и в других людях, повышение самоуважения детей.
Обучить детей умению видеть собственные недостатки и принимать их, а также умению принимать недостатки других людей.
Способствовать осознанию ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста.
Обучить детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.
Развивать навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении.
Методологической основой программы являются труды психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов). Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей среднего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева и др. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной. Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
Принципы реализации программы:
Занятия более эффективны при соблюдении следующих принципов при их проведении:
• доверие и сотрудничество: такие отношения не ущемляют чувства взрослости подростков, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их нравственной воспитанности;
• активность и самостоятельность воспитанника: участники вовлекаются в специально разработанные действия. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, не от педагога, а от самих детей. Выбор и постановка задач самовоспитания должны осознаваться подростком как его собственные желания и действия, совершаемые с помощью педагога. Собственные выбор и решения являются гарантией того, что подросток будет им следовать и не откажется от них при первой же трудности;
• исследовательская творческая позиция: в ходе занятий учащиеся осознают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что еще более важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности;
• диалогичность: продуктивная воспитательная работа педагогов и психолога с подростками возможна лишь в ситуации диалога — форме общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, индивидуальный способ восприятия мира. Это такое общение, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, доверия;
• объективация (осознание) поведения: в процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь;
• эмоциональность: желательно проводить занятия в специально оформленном помещении, где много комнатных растений, составлены композиции из них, стены украшают картины и т.п. Возможно музыкальное сопровождение приятной классической музыкой в начале занятий, во время письменных ответов на вопросы, тестов, написания сочинений.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы.
Описание контингента потенциальных участников программы:
Программа рассчитана на обучающихся четвертых, пятых классов.
Информационная справка об особенностях реализации программы:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет)
1 год
Возраст обучающихся
10 – 11 лет
Количество обучающихся в группах
10
Количество часов в неделю
1
Проведение занятий
1 раз в неделю
Время поведения одного занятия
40 минут
Общее количество часов
35
Программа выстроена в четырех направлениях.
1. Аксиологическое направление.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при достаточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. безусловной предпосылкой этого является личностная целостность. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, умение по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе.
2. Инструментальное направление.
Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.
3. Потребностно-мотивационное направление.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».
4. Развивающее направление. Интеграция различных частей «Я» в целостный образ «Я», формирование умения видеть целостный образ других.
Методические средства психологической работы
с обучающимися 10 -11 лет.
В процессе групповой и индивидуальной работы используются различные приемы, большинство из которых является авторскими разработками либо авторскими модификациями известных методик. Упражнения, как правило, полуфункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач.
Ролевые игры.
Развитие человека во многом зависит от его ролевого развития. Роль — это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Для обеспечения психического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. У детей нарушения ролевого развития обычно проявляются в следующем:
ролевая ригидность (неумение переходить из роли в роль);
ролевая аморфность (неумение принимать любую роль):
отсутствие ролевой креативности (неумение продуцировать новые образы);
принятие патологических ролей.
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. В нашей программе представлены ролевые игры трех типов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации.
В основе ролевой гимнастики лежит принятие обучающимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка, и сказочных персонажей (Кощея Бессметрного, Змея Горыныча, Бабы-Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки).
Психодрама используется в программе для проигрывания «расправы» с пугающими объектами со сменой ролей — ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, создается ситуация подвига с подключением эмоционального сопереживания объектам нападения. Применяется также психодраматическое «одушевление» мысленной картинки.
Психогимнастические игры.
Психогимнастика в русле социально-психологического тренинга способствует формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы в целом, а могут — в состояниях и проявлениях отдельных участников. Для формирования психологического здоровья изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей, поэтому, подбирая психогимнастические игры для данной программы, мы основывались на концепции структуры самосознания личности, предложенной В.С.Мухиной. Согласно этой концепции, в структуре самосознания выделяются: имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (се прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности), половая идентификация.
Таким образом, в психогимнастические игры в нашей программе направлены на формирование у детей принятия:
своего имени;
своих качеств характера;
своего прошлого, настоящего, будущего;
своих прав и обязанностей;
своего пола.
Дискуссионные игры.
В социально-психологическом тренинге используется метод групповой дискуссии, что позволяет выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. Младшие и средние школьники, как правило, не обладают умением вести дискуссии. Для них более привычным является принятие мнения взрослого, а не выработка своего собственного. Поэтому введение метода дискуссии в нашей программе имеет свою специфику.
Мы сконструировали особые игровые формы ведения дискуссии (пример такой игры - «Выбор пути»).
Эмоционально-символические методы.
Формирование символов отражает стремление психики к развитию, а превращение символов или образов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, ленки способствует личностной интеграции. В программе использованы два вида эмоционально-символических методов:
1. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Во время рисования исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.
2. Направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы. В нашей программе использовалось рисование при прослушивании сказок (терапевтических метафор). Дети могли рисовать все, что приходит им в голову при прослушивании сказок. Направленное рисование облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений.
Релаксационные методы.
Релаксация — антипод стресса. Мы использовали упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник в программе применяются: глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой. В основе визуально-кинестетических техник лежит использование визуально-кинестетических образов. Приведем примеры упражнений каждого из трех релаксационных приемов:
а) дети поочередно принимают позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся (чередование напряжения — расслабления);
б) «надувание» одного общего воздушного шара до тех пор, пока он не «лопнет»; а ведущий просит ребят представить, что в левой руке у них находится лимон, постараться выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.
Когнитивные методы.
Когнитивные факторы часто являются причиной возникновения эмоциональных расстройств. Применение когнитивных методов помогает «освобождению» мышления, от иррациональных убеждений, т.е. «умственного мусора», который вызывает эмоциональную боль. Когнитивная терапия избавляет от абсолютного, категоричного мышления, которое является выражением жесткой модальности как свойства мировоззрения и передается использованием слова «должен»: люди и весь мир должны принадлежать индивиду, либо индивид должен полностью принадлежать окружающим.
В качестве примера разработанного нами упражнения, направленного на освобождение от такого типа мышления, приведем следующее. Представим себе педсовет учеников. Ученики обсуждают, каким должен и каким не должен быть учитель. Ученики спорят и не соглашаются друг с другом. Это может выглядеть так:
учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать;
учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому-что тогда дети не будут его слушаться;
учитель должен быть веселым.
Итак, категоричное мышление доводится до абсурда, и, вероятно, подобное упражнение будет иметь проекцию в последующих жизненных ситуациях.
Эффективным также оказалось упражнение «Мусорное ведро», в ходе выполнения которого дети «выбрасывали» фразы типа: «А можно так? А как надо? Я не смогу никогда. Меня никогда не спрашивают первым».
Таким образом, включение когнитивных методов в занятия по формированию психологического здоровья в младшем возрасте является, на наш взгляд, не только возможным, но и необходимым.
На основании описанных методов и направлений мы составили программу групповых занятий для обучающихся (4- 5класс). Занятия курса проводятся еженедельно (по 1 уроку в неделю).
Принципы работы в группе:
Принцип добровольного участия в работе группы.
Принцип обратной связи.
Принцип самопознания.
Принцип равноправного участия.
Принцип психологической безопасности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей 10 - 11 лет.
Схема занятия:
1. Этап. Введение в тему.
Основные задачи этого этапа:
актуализация индивидуального опыта;
содействие ролевому развитию;
содействие развитию воображения;
формирование юмористического отношения к ситуациям.
В начале занятия необходима актуализация индивидуального опыта участников. Дети зачастую настолько далеки от осознания своих чувств, что приходится проводить с ними беседы на эту тему либо прямо, либо косвенно, используя то или иное игровое задание. В особенности это необходимо для работы с негативными чувствами (гнев, страх, обида), открытые проявления, которых не допускаются взрослыми.
Использование в занятиях упражнений, развивающих воображение, вызвано существующей недооценкой роли воображения педагогами и родителями, их стремлением видеть ученика прежде всего с хорошо развитым мышлением, памятью, вниманием. Взрослые часто не сознают терапевтического значения воображения, его возможностей в выработке контроля поведения. А ведь дети с развитым воображением легче преодолевают трудности, лучше адаптируются к новым условиям, более успешны в обучении.
Полезно включать в занятия ситуации, вызывающие смех. Смех - это специфически человеческая форма выражения агрессии и может выполнять функцию сильнодействующей санкции в детской среде. Такие ситуации смягчают отношения в группе. Смех также способствует творчеству, саморазвитию, рождению новых качеств.
2. Этап. Развертывание темы.
Основные задачи этого этапа:
эмоциональное включение детей в тему занятия,
обеспечение возможности осмысления темы,
содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств.
На этом этапе необходимо побуждать каждого ребенка к высказыванию своей точки зрения. Важно дать детям понять, что на занятиях психологией не может быть неправильных ответов, каждый человек вправе иметь свое мнение по любому вопросу, проявлять свою индивидуальность.
3. Этап. Индивидуализация темы.
Основные задачи данного этапа:
актуализация индивидуального опыта, расширение самопознания.
Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают от обшей темы переходить к собственным проблемам, к волнующим их вопросам: разводу родителей, страху перед учителем и т.п. В этих случаях необходимо напоминать ученикам о правиле конфиденциальности: то, что обсуждается на занятиях, не должно выходить за пределы класса, об этом не следует никому рассказывать.
Иногда на этом этапе бывает достаточно просмотреть всем вместе рисунки детей (иллюстрации к сказкам), обсудить па рисованное. Однако нередко требуется провести специальные упражнения на релаксацию, основанные, например, на чередовании напряжения и расслабления.
Критерии эффективности программы.
Увидеть результаты по завершению работы по программе можно с помощью проведения диагностики, опираясь на выделенные нами критерии эффективности.
Повышение мотивации учения, целеполагания, смысла учения / Изучение особенностей школьной мотивации - методика М. И. Лукьяновой «Изучение мотивации учения подростков»/.
Значительное снижение индекса тревожности /методика Филлипса «Тест школьной тревожности»/.
Появление позитивной адекватной самооценки / Диагностика уровня самооценки методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн/.
Повышение коммуникативной компетентности обучающихся (анкетирование).
Учебно – тематический план.
№
п/п
Раздел, тема занятия
теория
практика
всего
часов
блок 1. Приглашение в страну общения.
1
Психология – знакомая Незнакомка.
1
1
2 -3
Что мы знаем об общении.
1
1
2
4
Общение – дело общее.
1
1
5
Инструменты общения. Как хорошо уметь…
1
1
6
Как хорошо уметь слушать
1
1
7
Как важно уметь задавать вопросы
1
1
8
Практикум активного слушания
1
1
9
Поговорим без слов
1
1
блок 2. Я – личность.
10
Индивид – личность - индивидуальность
1
1
11
Я – это интересно.
1
1
12
Мои потребности
1
1
13-14
О ценностях и целях
1
1
2
15
На пути к счастью
1
1
16
Мое лучшее «Я»
1
1
17-18
Мой темперамент и мой характер
1
1
2
19
Я и мое здоровье
1
1
БЛОК 3. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ.
20
Я хозяин своей жизни
1
1
21
Как управлять собой
1
1
22-23
С чего начинается личность?
1
1
2
24
Я и моя социальная роль.
1
1
25
Воспитание самого себя.
1
1
26
Как жить по своей программе в гармонии с окружающими.
1
1
27
Какой я и чем я отличаюсь от других
1
1
БЛОК 4. МЫ – ВМЕСТЕ!
28-29
Что такое пятый класс?
1
1
2
30
Мой класс
1
1
31
Какие ребята в моем классе
1
1
32
Мои друзья.
1
1
33
Наше настроение. Удивительный мир эмоций и чувств.
1
1
34
Кто Я? Я дарю тебе радость.
1
1
35
Моя семья.
1
1
ИТОГО ЧАСОВ:
6
29
35
Содержание занятий.
№ раздела
Наименование раздела
Содержание
Количество
часов
1.
Приглашение в страну общения.
Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности. Обучение способам налаживания дружеских отношений с помощью эффективного общения.
9
2.
«Я - личность».
Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека. Помощь подростку в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей; познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя и самовоспитании.
10
3.
«Я – и другие люди».
Образ «Я», как система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Актуализация знаний о «качествах людей». Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих особенностей, в выстраивании эффективного общения с другими людьми.
8
4.
«МЫ - вместе!»
Работа над осознанием особенностей позиции школьника. Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. Обучение способам налаживания дружеских отношений. Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.
8
ИТОГО ЧАСОВ:
35
Ожидаемые результаты:
В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
внутренняя позиция обучающегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
способность к моральной децентрации;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
воспринимать и анализировать сообщения, тексты;
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут:
умения учитывать позицию собеседника (партнёра),
умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно воспринимать и передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты;
научаться формулировать собственное мнение и позицию;
научаться содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Трудности, которые могут возникнуть в результате
реализации программы:
Во-первых, могут возникнуть внутрисемейные конфликты на почве изменения ценностных ориентацией обучающихся, предотвращаются через организацию просветительского образования родителей и индивидуальной работы. Во-вторых, трудности, связанные с необходимостью перестройки обучающихся с привычного стиля поведения на уроке на новый, предполагающий активность, открытость в высказываниях и обсуждении жизненных проблем, выражении чувств, умении эффективно общаться принимать решения, быть лидером. Готовность познавать себя свои сильные и слабые стороны.
Список литературы.
Основная литература:
Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе» - Москва, 2006.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. «Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Комплект учебно-методических материалов.» - Москва, 2006.
Дополнительная литература:
Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» - Саратов, 2005.
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» - Питер, 2007.
Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» - Питер, 2004.
Зайцев Г. «Регуляция психики» - Санкт-Петербург, 2003.
Потёмкина О. «Тесты для подростков» - Москва, 2005.
Рязанова Д. «Тренинг с подростками» - Москва, 2003.
Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» - Санкт-Петербург, 2003.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» - Москва, 1998.
Прикуль Л.В. «Психологический практикум и тренинг» - Волгоград: Учитель, 2009
Методическое обеспечение.
№
п/п
Наименование
Количество
1
Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе, М.: Генезис, 2010.