Консультация «Ценностный потенциал предмета «Самопознание» в формате «Сад-семья»
Консультация «Ценностный потенциал предмета «Самопознание» в формате «Сад-семья»
Капушева Какима Куткужаевна
Воспитатель ГККП я/сада №32 «Колокольчик»
Западно-Казахстанская область, город Уральск
Консультация
«Ценностный потенциал предмета «Самопознание»
в формате «Сад-семья»
Самопознанье – это радость удивленья, ей нет цены, она исток,
начало становленья. Ведь жизнь не вспять стремится, а вперед.
Познай себя, и ты духовное богатство обретешь.
Видеофильм «С любовью»
(О деятельности Первой Леди РК С. А. Назарбаевой )
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я встречаю Вас с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-то особенное и приятное для всех.
Я приглашаю вас в «Круг радости», чтобы мы сказали друг другу добрые, хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки «волшебную палочку», которую прислала нам Фея Любви. С ее помощью мы сегодня станем сказочными волшебниками.
Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:
Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
В сложившейся практике деятельности детского сада необходимо ставить цель по обеспечению сотрудничества с родителями, учитывая социальное положение семьи, ее нравственный микроклимат, поскольку формирование личности требует учета индивидуальных особенностей каждой семьи, каждого ребенка, соответствующего уровня образования родителей, стиля взаимоотношений между членами семьи, личные особенности родителей.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Поэтому совместную работу с родителями детский сад должен строить исходя из понимания того, что:
- Родители и детский сад должны побуждать детей к самостоятельной и обоснованной оценке явлений, что создаст прочную основу для формирования у детей твердых взглядов и убеждений.
- Очень важно воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
- Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработке своего отношения к ним.
Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.
Закон РК “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”.
Содержание форм работы с родителями по нравственно-духовному воспитанию охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребенка, осуществляет воспитание нового человека — человека будущего. И я предлагаю выполнить упражнение и решить педагогические ситуации.
Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений родителей о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения:
• Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача родителей: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
• Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
• Через 20-25 минут совместной работы каждая группа родителей рассказывает о своём представлении семьи.
• Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой группе.
Ситуации нравственного выбора для родителей
Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания дошкольника.
Но нередко оказываясь в подобных ситуациях сами, мы не знаем, как правильно из них выйти. Я предлагаю вам совместно найти выход в каждой из предложенных ситуаций.
Ситуация 1.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке, с вами жить больше не буду!».
Ситуация 2.
Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять учителей, школу, друзей ребёнка…
3. Шестилетний Нуржан, увидав вечером в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить:
- Ну, как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом ноги.) Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток.
- Помогу нести, а то тебе тяжело.
- Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.
?Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать, поощряя сына за его поступок?
4. Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает:
-Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
- А-а-а, ишь ты какая. Я лучше сама съем! И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
- Ну, вот и хорошо, что сама съела. Умница! - хвалит мама дочь.
?Как вы расцениваете этот эпизод? Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что она закрепляет у ребенка?
Заключение
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в дошкольном возрасте. У детей впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к окружающему миру.
Естественно, что в связи с изменением 2010 года содержания образования, в частности, через введение предмета «Самопознание» расширены границы для реализации прав детей на полноценное нравственно-духовное воспитание. Ведь в основе этого, прежде всего, лежит уважение к личности. А работа с родителями является важным аспектом в системе нравственно-духовного образования в детском саду как постепенный и непрерывный процесс. «При таком подходе государство может выполнить миссию служения народу, потому что настоящее и будущее страны определяется отношением к детям» (С. А. Назарбаева).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Ценностный потенциал предмета «Самопознание» в формате «Сад-семья»»
Капушева Какима Куткужаевна
Воспитатель ГККП я/сада №32 «Колокольчик»
Западно-Казахстанская область, город Уральск
Консультация
«Ценностный потенциал предмета «Самопознание»
в формате «Сад-семья»
Самопознанье – это радость удивленья, ей нет цены, она исток,
начало становленья. Ведь жизнь не вспять стремится, а вперед.
Познай себя, и ты духовное богатство обретешь.
Видеофильм «С любовью»
(О деятельности Первой Леди РК С. А. Назарбаевой )
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я встречаю Вас с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-то особенное и приятное для всех.
Я приглашаю вас в «Круг радости», чтобы мы сказали друг другу добрые, хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки «волшебную палочку», которую прислала нам Фея Любви. С ее помощью мы сегодня станем сказочными волшебниками.
Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:
Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
В сложившейся практике деятельности детского сада необходимо ставить цель по обеспечению сотрудничества с родителями, учитывая социальное положение семьи, ее нравственный микроклимат, поскольку формирование личности требует учета индивидуальных особенностей каждой семьи, каждого ребенка, соответствующего уровня образования родителей, стиля взаимоотношений между членами семьи, личные особенности родителей.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Поэтому совместную работу с родителями детский сад должен строить исходя из понимания того, что:
- Родители и детский сад должны побуждать детей к самостоятельной и обоснованной оценке явлений, что создаст прочную основу для формирования у детей твердых взглядов и убеждений.
- Очень важно воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
- Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработке своего отношения к ним.
Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.
Закон РК “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”.
Содержание форм работы с родителями по нравственно-духовному воспитанию охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребенка, осуществляет воспитание нового человека — человека будущего. И я предлагаю выполнить упражнение и решить педагогические ситуации.
Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений родителей о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения:
• Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача родителей: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
• Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
• Через 20-25 минут совместной работы каждая группа родителей рассказывает о своём представлении семьи.
• Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой группе.
Ситуации нравственного выбора для родителей
Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания дошкольника.
Но нередко оказываясь в подобных ситуациях сами, мы не знаем, как правильно из них выйти. Я предлагаю вам совместно найти выход в каждой из предложенных ситуаций.
Ситуация 1.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке, с вами жить больше не буду!».
Ситуация 2.
Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять учителей, школу, друзей ребёнка…
3. Шестилетний Нуржан, увидав вечером в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить:
- Ну, как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом ноги.) Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток.
- Помогу нести, а то тебе тяжело.
- Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.
?Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать, поощряя сына за его поступок?
4. Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает:
-Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
- А-а-а, ишь ты какая... Я лучше сама съем! И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
- Ну, вот и хорошо, что сама съела. Умница! - хвалит мама дочь.
?Как вы расцениваете этот эпизод? Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что она закрепляет у ребенка?
Заключение
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в дошкольном возрасте. У детей впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к окружающему миру.
Естественно, что в связи с изменением 2010 года содержания образования, в частности, через введение предмета «Самопознание» расширены границы для реализации прав детей на полноценное нравственно-духовное воспитание. Ведь в основе этого, прежде всего, лежит уважение к личности. А работа с родителями является важным аспектом в системе нравственно-духовного образования в детском саду как постепенный и непрерывный процесс. «При таком подходе государство может выполнить миссию служения народу, потому что настоящее и будущее страны определяется отношением к детям» (С. А. Назарбаева).