Дополнительная образовательная программа «Детское танцевальное творчество» в объединения «Веснушки» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить воспитанников воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность воспитанников в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор урока педагогом доп. образования: Быканова Елена Владимировна.
Направленность: художественная.
Вид урока: интегрированный.
Тип урока: адаптированный.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень усвоения: профессионально - ориентированный.
Способ освоения содержания урока: репродуктивный.
Краткое содержание программы: урок нацелен на освоение знаний, умений и навыков по современному детскому танцу воспитанниками в возрасте от 6-7 лет.
Тема урока: «Танец полька»
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Детское танцевальное творчество» в объединения «Веснушки» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить воспитанников воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность воспитанников в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воздействии на организм воспитанников. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Воспитанники имеют возможность получать целый спектр услуг: занятия ритмопластикой, музыкой, актерским мастерством, знакомством с правилами этикета.
Психологический климат на занятиях создает эмоциональный комфорт для каждого воспитанника. Весь процесс обучения строится на педагогике сотрудничества, способствующей творческой активности воспитанников. Все это в комплексе позволяет воспитанникам благоприятно адаптироваться в социуме, развивает коммуникативные качества в общении со сверстниками и взрослыми. Воспитывает нравственно-одухотворенного человека с богатым внутренним миром, владеющим этикой общения.
Цель программы: приобщение воспитанников к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у воспитанников субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с природой и с окружающими людьми.
Задачи:
обучающие:
Формирование у воспитанников специфических знаний, умений и навыков таких как:
-выработка правильной, красивой осанки
-развитие мышечного чувства
-умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку.
Воспитательные:
-формировать у воспитанников культуру поведения и общения.
-прививать воспитанникам навыки вежливости, умения вести себя в обществе.
-формирование у воспитанников эстетического вкуса.
-воспитание силы воли, трудолюбия и дисциплины.
Развивающие:
-развитие музыкального слуха и чувства ритма.
-активизация и развитие творческих и созидательных способностей воспитанников.
-развитие необходимых двигательных навыков, повышение
функциональных возможностей внутренних органов и систем.
Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение идет по единой «спиральной» структуре – занятия с увеличивающейся степенью сложности, с переходом от теории к практике, от занятий под руководством педагога до самостоятельного показа танцевальных движений и композиций.
Творческий подход к проведению занятий позволяет научить воспитаниников общению друг с другом и поведению в обществе, через расширение кругозора в области хореографии, привития этических навыков.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, этических навыков в 6-7 летнем возрасте создает фундамент музыкальной культуры воспитанников, как части его общей духовной культуры в будущем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Образовательная программа «Детское танцевальное творчество» ориентирована на детей 6-7 лет.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы «Детское танцевальное творчество» 5 лет обучения.
На протяжении первого года изучаются: «Элементы партерной гимнастики», т.к. этот раздел является основным в хореографии, и дает воспитанникам основные профессиональные навыки. «Танцевальные элементы и композиции». Приучать ходить под музыку. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Развивать музыкально-ритмические навыки. Развивать музыкальную выразительность.
Формы и режим занятий.
Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия, репетиции, выездные выступления и т.п.; групповые, индивидуально-групповые. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы:
Первый год обучения - 144ч. в год
Продолжительность занятий:
для первого года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе «Детское танцевальное творчество» для детей 1 года обучения (6-7 лет). Это открытое занятие первого полугодия. В нем представлены танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения.
Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок.
План урока
1. Тема урока: «Танец полька»
2. Тип урока: комбинированный
3. Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
4. Задачи:
- развивать чувство ритма;
- учить слушать и слышать музыку;
- способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;
- прививать учащимся культуру общения между собой
5. Форма работы: групповая, парная, игровая
6. Оборудование и источники информации:
- музыкальный центр
- аудио записи
- фортепиано
- компьютер
7. Методы обучения: практический, словесный
8. Структура урока:
1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 5 минут
2. Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) – 15 минут
3. Прыжки по диагонали – 10минут
4. Основная часть: Разучивание нового материала(подскоки, подскоки в парах, прыжки на месте), музыкально – ритмические этюды-30 мин.
5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 5 минут.
6. Подведение итогов. – 5 минут.
Сценарий урока по хореографии для детей дошкольного и школьного возраста группы первого года обучения (6-7лет)
Тема:«Танец полька».
Цель:
-Развитие двигательно-слуховой реакции, профилактика плоскостопия и укрепление мышц всего корпуса.
-научить исполнять (танцевать) польку;
- разучить движения польки;
- познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;
- подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию от случайных травм;
- развивать координацию движений, музыкальный слух;
- вырабатывать легкость движений, осанку;
- воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);
-развивать физические данные ребенка, память, внимание
Задачи:
Образовательная:
- Научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки и музыкальными образами.
Развивающая:
- Развивать легкий бег в рассыпную, быстроту реакции и ориентацию в пространстве.
Воспитательная:
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, любовь к танцам и к музыке.
Атрибуты: Музыкальное сопровождение - фортепиано, музыкальный центр,компьютер, станок, коврики.
Форма работы: групповая.
Ход занятия:
Дети организованно проходят в зал и двигаются в соответствии с характером музыки (например, марш – шаг с высоким подниманием колена, шаг с носка, бег с захлёстом, галоп, подскоки, бег на носочках). По сигналу педагога, дети строятся в шахматном порядке, занимая все пространство зала.
Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Владимировна. Я – педагог по хореографии. Учу детей танцевать. А помогает мне в этом концертмейстер Лиля Шукриевна Сейтумерова.
Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.
Дети: ответы.
Педагог: Вот и познакомились.
Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котором мы с вами находимся?
Дети: ответы.
Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.
Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?
Педагог: Зеркала - помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.
Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)
Музыкальный инструмент пианино помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?
Дети: ответы.
Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.
Педагог: А какие виды танца вы знаете?
Дети: ответы.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю с некоторыми танцами, посмотрите.
Видеоряд:
«Классический» танец - самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.
«Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.
«Бальный» танец - танец который танцевали на балах.
«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» - родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!
Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)
(Прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)
А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька»
Прослушивание музыкального материала.
Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого мы с вами повернёмся в колонну друг за другом и маршем пойдем по кругу.
С весёлым настроением урок мы начинаем,
Всем здоровья пожелаем.
Ритмика плюс пластика
А ещё гимнастика,
Да, ещё массаж
Будем танцевать сейчас!
1. Разминка по кругу.
( Перестроение из колонны по одному в круг. Обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, шаги на внешней и на внутренней стопе, подскок, лёгкий танцевальный бег, упражнения на координацию движений.)
Педагог:
И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
2 Разминка на середине зала :
-марш на месте;
-упражнения для улучшения эластичности шейного сустава и подвижности плечевых суставов.повороты, наклоны головы(вперд,назад ,достаем ушком до плечика-наклоны головы,повороты головы вправо,влево, вращения);
-упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья,поднимание плечей(два плечика, по очереди, в ускоренном темпе);
-упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья, (вращения пальцами,сжимание и расжимание кулачков,вращение кистями рук, подимание кистей вверх, вниз,вращение локтями вперёд, назад, к себе от себя);
-упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника(вращение корпусом вправо, влево),наклоны в сторону(По два наклона, по одному, в перёд по два , по одному, вниз дотянуться до носочка); ;
-упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы;
-деми плие приседания прямо, с поворотом;
-релеве полупальцы 2 ноги, попеременно;
-перемткпания с ноги на ногу;
-перекаты на носочки, на пяточки;
-упражнение "елочка";
-упражнение "гармошка";
-пражнение "волна".
Педагог: А теперь ребята мы перейдем с вами к упражнениям на полу(партерная гимнастика на полу). Сейчас мы с вами возьмем коврики и сядим на пол.Сели в большой кружочек лицом к центру круга , ноги вытянули вперед,носочки натянуты. По очереди натягиваем носки на себя от себя.Взялись за два носка и растягиваем вместе с руками по очереди.
-упражнение "велосипед"
-Упражнение "берёзка";
-упражнение "самолётик";
-упражнение "корзинка";
-упражнение "лягушка";
-"кошка","собачка";
-"дракончик";
-"крокодильчик"
Педагог: Молодцы! Наша разминка закончена ,приступаем к подскокам по диагонали.
Маршировка по кругу,перестроение в коллону друг за другом.
Подскоки по диагонали:
-подскок галопом;
-подскок правым боком, левым боком;
-Подскок "ножнички";
-подскок "маятник";
-бег на носочках "лошадки"
-бег с захлёстом ног назад;
-"паучки";
-"жирафики";
-"слоники";
-подскоки в паре;
-подскок с поднятием колен, руки накрест;
Атеперь мы с вами поиграем в игру "Найди своё место"
Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!
Педагог:
Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты,
Посмотри и повтори!
Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).
Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).
Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)
Педагог: Запомнили?
Дети: ответы.
Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .
Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечаетместо остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».
Педагог: Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!
А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Педагог: Молодцы!
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.
Спасибо.
КОНЕЦ
Приложение №1
Возникновение танца.
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре. Появились народные танцы, позднее – современные.
Вопрос 1. Что такое танец?
Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал приятные чувства. Это придавало танцам магическую силу. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.
Виды танца.
«Классический» танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства, самый трудный танец,
обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф. «Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ. «Бальный» танец - танец который танцевали на балах. «Современный» танец - танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Вопрос 2. Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?
До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.
Вопрос 3. Кто сочинил польку?
Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал польке классический оттенок. Иоганн Штраус - сын после «короля вальсов» стал «королем полек».
Приложение №2
«ПОЛЬКА»
Полька – Чешский народный танец, живой по характеру, простотой в исполнения.
6. Васильева Т.К. «Секрет танца» ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 2004г.
7. Ветлугина Н. музыкальное развитие ребенка. – М., 1976
8. Вербицкая А.Основы сценического движения. – М., 1983
9. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003
10. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1981
11. Костровицкая А.В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.
12. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003г.
13. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: Астрель АСТ, 2004
14. Куревина О.А. – М.:Линка – Пресс, 2003
15. Люси Смит. Танцы. Начальный курс.- М.: Астрель АСТ, 2001
16. Михайлова Э., Иванов Ю. Ритмическая гимнастика:справочник. – М.,1987
17. ПуртоваТ., Беликова А. Учите детей танцевать.- М., «Владос», 2004
18. Светиковая В., Танцевальные постановки для детей. – М., 1996