Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека,конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся; обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека, воспитание в детях чувства справедливости
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Справедливость и милосердие»»
Открытое занятие с использованием ЭОР (5 класс)
Тема: «Справедливость и милосердие»
Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи:
сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;
обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;
воспитание в детях чувства справедливости;
способствовать становлению личности;
развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;
развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
- Какую тему проходили на прошлых занятиях? /Счастье и смысл жизни./
- Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./
- Кто желает поделиться «счастливыми минутками»?
Дети демонстрируют свои рисунки.
- Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».
- А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»
Для вас счастье – это когда…
СЛАЙД № 2
… исполняются все желания и мечты;
… наступают праздники;
… дарят подарки;
… получаешь хорошие оценки;
… дома ждут любящие люди;
… мама приходит раньше с работы;
… тебя понимают;
… живы родители;
… рядом с тобой близкие, друзья;
… у родственников и друзей всё в порядке
- Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:
СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
- Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.
II. Актуализация знаний.
СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»
- На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.
- Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.
СЛАЙД № 5 «Кроссворд»
1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осуществления мечты, получения важного результата;
2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание;
3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;
4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;
5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть отличают от животных;
6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;
7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний;
8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;
9 - учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении;
10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;
11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;
12 - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг;
13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;
14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.
- Какое слово у нас получилось? /Справедливость./
СЛАЙД № 6 «Справедливость»
СЛАЙД № 7 «Работа в группах»
1группа: составляют кластер к слову «справедливость»
2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»
4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное» Словари В.И. Даля; С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.». Большой энциклопедический словарь.
СЛАЙД № 8
Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний; совершение действия в соответствии с истиной, законом 4 группа
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
– Откройте учебник на с. 34.
– Какова тема наших занятий? /Справедливость и милосердие. /
– Сегодня мы говорим о …?/Справедливости./
– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /
– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?
Чтение вслух текста.
– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /
– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /
– Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /
–Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /
СЛАЙД № 10 «Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
- Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
Работа с текстом «Золотое правило» .
– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?
Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. САЙД № 11. Однажды один из его учеников спросил:
– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)
– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)
Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.
Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)
Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)
«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.
СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»
Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)
– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?
– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /
СЛАЙД № 12.
– «Золотые правила» существуют и в наше время.
– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?
– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /
– Рассмотрим, что может произойти дальше.
Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.
– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.
– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?
– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.
– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?
Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.
– Посмотрите на рисунок на с. 36.
– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?
– Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /
– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?
– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?
- Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы
СЛАЙД № 13
1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?
2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?
3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?
4)Чем вознаграждаются добрые поступки?
5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?
Отметьте ответы на кальке.
– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?
– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?
V. Выражение решения проблемы.
- Вернёмся к нашему вопросу:
СЛАЙД № 14
Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?
- Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.
VI. Рефлексия. Слайд № 15
- С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
СЛАЙД № 16- Оцените свою работу на уроке.
VII. Задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.