Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цели урока:
Сформировать понятие милосердие, сострадание.
Учить детей быть милосердными.
Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, чтение сочинений, сообщения обучающихся, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.
- Введение в тему
Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.
Некоторые из вас помогут мне начать.
Дети: 1.Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует , любит и жалеет.
2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
3.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!
4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.
5.Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его -« хороший»он или «плохой».Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Учитель: Что объединяет все эти высказывания?
ИТАК,ТЕМА УРОКА: МИЛОСЕРДИЕ и СОСТРАДАНИЕ (СЛАЙД 2)
- Проверка домашнего задания (слайд 3)
Дома вы читали рассказ Е. Опочина «Сиротка» и писали сочинение на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ?»
Как пословица « Доброе сердце о чужой беде болит» связана с рассказом Е. Опочина «Сиротка»?
Девочка, ценой собственной жизни учит милосердию людей, которые при жизни не смогли протянуть ей руку помощи.
Зачитайте свои сочинения. Зачитывают работы. Страшно, когда умирают дети. Тринадцать лет над Пашкой издевались. В три года ее бросила мать. Ее никто не любил, обзывали, били, унижали. Несчастный случай заставил людей позаботиться о девочке. Сидор, Мишка и Марина пожалели бедную сиротку, но было уже поздно. Пашка умерла от безразличия людей. Надо любить друг друга!
Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чем убедить?
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
- Актуализация знаний
У:Давайте поразмышляем:
а)Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
б)А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?
в)А как называют действие, противоположное милосердию?
Для иллюстрации я предлагаю сравнить вам два стихотворения. (слайд 4)
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.
- Первичное усвоение новых знаний
- Давайте прочитаем высказывания мудрых людей (слайд 5)
- Как вы их понимаете?
- Работа по словарю С.И. Ожегова (слайд 6)
6. Физкультминутка
7. Первичная проверка понимания
Работа с учебником комментированное выборочное чтение статьи (стр. 42-43) Притча о добром самарянине
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Одно из дел милосердия - милостыня. Нужно ли ее подавать всем кто просит? Обсудите этот вопрос с родителями. Помните слова Христоса: « Всякому просящему у тебя – дай».(Слайд 7)
8. Закрепление знаний
а) работа в группах
Вопрос: кто же на самом деле твой ближний? (слайд 8,9)
б) У. А теперь задание. (СЛАЙД 10) На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.
Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию
( Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый)
У. Вы видите, что слова: расчётливый, делающий добро за добро, справедливый нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Но это тоже имеет место быть в нашей жизни. Эти слова будут темой для размышлений наших следующих уроков. (СЛАЙД 11)
в) творческое задание в группах
Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит». Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Работают в группах. Зачитывают законы по группам. Составляют общий закон: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц. 3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.
9. Контроль усвоения.
Слова А.П. Чехова (читает уч-ся )(слайд 12)
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека, стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь, он не видит и не слышит других…»
Как вы понимаете смысл этих слов?
_ Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
ИТОГ
Перед вами на партах лепестки цветика - семицветика. Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать для других. Напишите об этом на лепестках.
Самооценка учащихся.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания. Сделай своими руками поделку и подари ее одинокому человеку