kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 8 класса "Изображение элементов предмета".

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Изображение элементов предмета.

Цель урока: Ознакомить учащихся с элементами поверхности предмета. Научить различать проекции элементов на чертежах и правильно их оформлять. Содействовать в воспитании у учащихся аккуратности в работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация.

Оборудование: Учебник,  чертёжные инструменты, модели геометрических тел и предметов.

Структура урока

1 Орг. момент – 1- 2 мин.

2 Новый материал – 15  мин.

3 Практическая работа–  15  мин.

4 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.

Ход урока

Орг.  момент.     Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и  планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно)

Новый материал

Проекции вершин, ребер и граней предмета

 Как изображают элементы предметов. Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребра, грани, кривой поверхности и т. п. (рис. 85). Поэтому изображение любого предмета сводится и изображению его вершины, ребер, граней и кривых поверхностей! Рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета (рис. 86).

Расположим предмет в пространстве так, чтобы каждая из двух параллельных между собой граней была параллельна одной из плоскостей проекций. Тогда эти грани изобразятся на соответ­ствующих плоскостях проекций без искажения.

Проведем через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные плоскостям проекций, и отметим точки пере­сечения их с плоскостями V, Н и W.

Предмет так расположен относительно плоскостей проекций, что на одном проецирующем луче оказалось по две вершины, поэтому их проекции слились в одну точку. Так, вершины А и В лежат на одном луче, перпендикуляр­ном горизонтальной плоскости проек­ций Н. Их горизонтальные проекции а и b совпали. Вершины А и С лежат на одном луче, проецирующем эти точки на фронтальную плоскость проекций. Их фронтальные проекции а' и с' также совпали. На профильной плоскости проекций W в одну точку (Ь" и d"} спроецировались вершины В и D.

Из двух совпадающих на изобра­жении точек одна является изображе­нием   видимой   вершины,   другая -закрытой   (невидимой).   На   горизон­тальной    проекции    будет    видима та вершина, которая расположена в пространстве выше. Так, вер­шина А видима, вершина В невидима. На фронтальной проекции видимой будет та вершина, которая находится ближе к нам. От­сюда а' - изображение видимой вершины А, с' — изображение невидимой вершины С, она закрывается при проецировании вершиной А. На изображении обозначение проекций невидимых точек берут иногда в скобки.

Соединив попарно точки на фронтальной, горизонтальной и профильной проекциях, получим изображения ребер предмета. Например, ас — горизонтальная проекция ребра АС, а'Ь' — фронтальная проекция ребра АВ.

На рисунке 86 видно, что если ребро параллельно плоскости проекций, то оно на этой плоскости изображается без искажения  или, как говорят, в истинную (натуральную) величину. В этом случае проекция ребра и само ребро равны между собой. Напри­мер, проекция а'Ь' — истинная величина ребра АВ на фронтальной, а проекция а"Ь" — на профильной плоскости проекций.

Если ребро перпендикулярно плоскости проекций, оно проеци­руется' на нее в точку. Так, на фронтальную плоскость проекций в точку спроецировалось ребро АС, на горизонтальную пло­скость— ребро АВ, на профильную — ребро BD и т. д.

Построив проекции ребер, видим, что на изображении они ограничивают проекции граней. Как и ребро, грань, параллельная плоскости проекций, проецируется на нее без искажения. Напри­мер, на профильную плоскость проекций без искажения спроецировалась грань, в которой лежат точки А, В и С. На горизонталь­ную плоскость проекций спроецировались без искажения нижняя и верхняя грани и т. д. Найдите эти грани на чертеже предмета в системе прямоугольных проекций.

Если грань перпендикулярна плоскости проекций, она проеци­руется на нее в отрезок прямой.

Таким образом, каждый отрезок прямой на изображении — это проекция ребра или проекция плоскости, перпендикулярной пло­скости проекций. Ребра и грани предмета, наклоненные к плоско­сти проекций, проецируются на нее с искажением. Найдите такие ребра и грань на рисунке 86.

Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразится на  нем каждая вершина, ребро и грань предмета. Читая чертеж, надо представить, изображение какой части предмета скрыто за каждой точкой, отрезком или фигурой.

Следует помнить, что каждый вид — это изображение всего предмета, а не одной его стороны. Разница заключается лишь в том, что одни грани спроецируются в истинную фигуру, другие — в отрезки прямых.

На модели расставить точки на вершины и посмотреть как они будут проецироваться на чертеже. Добиться чтобы каждый понял обозначение точек на проекциях. Объяснить каким образом обозначаются видимые и невидимые (закрытые) точки.

Объяснить как находить точки на аксонометрических проекциях.

Закрепление

  1. На рисунке 87, а даны наглядное изображение и три проекции детали. На чертеже показаны проекции точки А, являющейся одной из вершин детали. Как называются заданные проекции детали?

           Перечертите в рабочую проекции детали. Нанесите на них проекции точек В и С.

           Выделите одним цветом на проекциях ребро ВС. Укажите, на какие плоскости          проекций это ребро спроецировалось в
истинную величину.

Выделите (раскрасьте или заштрихуйте) одним цветом на всех проекциях ту грань детали, которая не параллельна ни одной из плоскостей проекций.

2.         На рисунке 87, б дано изображение детали.

Сосчитайте, сколько вершин имеет изображенный предмет.
Если вы затрудняетесь сделать подсчет, обозначьте вершины
буквами.

Сосчитайте, сколько ребер и граней у предмета.

Сколько у предмета ребер и граней, параллельных гори­зонтальной плоскости проекций? Покажите их на проекциях.

Сколько ребер и граней, перпендикулярных горизонталь­ной плоскости проекций? Покажите их на изображении.

Заключительная часть

Подведение итога. 

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей?

Что усвоили?  (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

В каком случае на изображении проекции точек совпадают? Как обозначить невидимую точку?

В каком случае отрезок прямой (ребро) проецируется в истин­ную величину? в точку?

В каком случае грань (часть плоскости) проецируется в отре­зок прямой? В каком случае она спроецируется в истинную
величину

Домашнее задание: Стр 70 - 75, читать, ответить на вопросы в тексте. Стр 74 задания №3 и № 4

Приготовить чертёжные инструменты к следующему уроку, будем выполнять построение для нахождения проекций точек на поверхности предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 8 класса "Изображение элементов предмета".»

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования


Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Изображение элементов предмета.


Цель урока: Ознакомить учащихся с элементами поверхности предмета. Научить различать проекции элементов на чертежах и правильно их оформлять. Содействовать в воспитании у учащихся аккуратности в работе.


Тип урока: комбинированный.


Методы: Беседа, объяснение, демонстрация.


Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, модели геометрических тел и предметов.


Структура урока

1 Орг. момент – 1- 2 мин.

2 Новый материал – 15 мин.

3 Практическая работа– 15 мин.

4 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.


Ход урока

Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно)



Новый материал

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Как изображают элементы предметов. Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребра, грани, кривой поверхности и т. п. (рис. 85). Поэтому изображение любого предмета сводится и изображению его вершины, ребер, граней и кривых поверхностей! Рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета (рис. 86).

Расположим предмет в пространстве так, чтобы каждая из двух параллельных между собой граней была параллельна одной из плоскостей проекций. Тогда эти грани изобразятся на соответ­ствующих плоскостях проекций без искажения.

Проведем через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные плоскостям проекций, и отметим точки пере­сечения их с плоскостями V, Н и W.

Предмет так расположен относительно плоскостей проекций, что на одном проецирующем луче оказалось по две вершины, поэтому их проекции слились в одну точку. Так, вершины А и В лежат на одном луче, перпендикуляр­ном горизонтальной плоскости проек­ций Н. Их горизонтальные проекции а и b совпали. Вершины А и С лежат на одном луче, проецирующем эти точки на фронтальную плоскость проекций. Их фронтальные проекции а' и с' также совпали. На профильной плоскости проекций W в одну точку (Ь" и d"} спроецировались вершины В и D.

Из двух совпадающих на изобра­жении точек одна является изображе­нием видимой вершины, другая -закрытой (невидимой). На горизон­тальной проекции будет видима та вершина, которая расположена в пространстве выше. Так, вер­шина А видима, вершина В невидима. На фронтальной проекции видимой будет та вершина, которая находится ближе к нам. От­сюда а' -- изображение видимой вершины А, с' — изображение невидимой вершины С, она закрывается при проецировании вершиной А. На изображении обозначение проекций невидимых точек берут иногда в скобки.

Соединив попарно точки на фронтальной, горизонтальной и профильной проекциях, получим изображения ребер предмета. Например, ас — горизонтальная проекция ребра АС, а'Ь' — фронтальная проекция ребра АВ.

На рисунке 86 видно, что если ребро параллельно плоскости проекций, то оно на этой плоскости изображается без искажения или, как говорят, в истинную (натуральную) величину. В этом случае проекция ребра и само ребро равны между собой. Напри­мер, проекция а'Ь' — истинная величина ребра АВ на фронтальной, а проекция а"Ь" — на профильной плоскости проекций.

Если ребро перпендикулярно плоскости проекций, оно проеци­руется' на нее в точку. Так, на фронтальную плоскость проекций в точку спроецировалось ребро АС, на горизонтальную пло­скость— ребро АВ, на профильную — ребро BD и т. д.

Построив проекции ребер, видим, что на изображении они ограничивают проекции граней. Как и ребро, грань, параллельная плоскости проекций, проецируется на нее без искажения. Напри­мер, на профильную плоскость проекций без искажения спроецировалась грань, в которой лежат точки А, В и С. На горизонталь­ную плоскость проекций спроецировались без искажения нижняя и верхняя грани и т. д. Найдите эти грани на чертеже предмета в системе прямоугольных проекций.

Если грань перпендикулярна плоскости проекций, она проеци­руется на нее в отрезок прямой.

Таким образом, каждый отрезок прямой на изображении — это проекция ребра или проекция плоскости, перпендикулярной пло­скости проекций. Ребра и грани предмета, наклоненные к плоско­сти проекций, проецируются на нее с искажением. Найдите такие ребра и грань на рисунке 86.

Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразится на нем каждая вершина, ребро и грань предмета. Читая чертеж, надо представить, изображение какой части предмета скрыто за каждой точкой, отрезком или фигурой.

Следует помнить, что каждый вид — это изображение всего предмета, а не одной его стороны. Разница заключается лишь в том, что одни грани спроецируются в истинную фигуру, другие — в отрезки прямых.

На модели расставить точки на вершины и посмотреть как они будут проецироваться на чертеже. Добиться чтобы каждый понял обозначение точек на проекциях. Объяснить каким образом обозначаются видимые и невидимые (закрытые) точки.

Объяснить как находить точки на аксонометрических проекциях.


Закрепление


  1. На рисунке 87, а даны наглядное изображение и три проекции детали. На чертеже показаны проекции точки А, являющейся одной из вершин детали. Как называются заданные проекции детали?

Перечертите в рабочую проекции детали. Нанесите на них проекции точек В и С.

Выделите одним цветом на проекциях ребро ВС. Укажите, на какие плоскости проекций это ребро спроецировалось в
истинную величину.

Выделите (раскрасьте или заштрихуйте) одним цветом на всех проекциях ту грань детали, которая не параллельна ни одной из плоскостей проекций.

2. На рисунке 87, б дано изображение детали.

Сосчитайте, сколько вершин имеет изображенный предмет.
Если вы затрудняетесь сделать подсчет, обозначьте вершины
буквами.

Сосчитайте, сколько ребер и граней у предмета.

Сколько у предмета ребер и граней, параллельных гори­зонтальной плоскости проекций? Покажите их на проекциях.

Сколько ребер и граней, перпендикулярных горизонталь­ной плоскости проекций? Покажите их на изображении.



Заключительная часть

Подведение итога.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей?

Что усвоили? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

В каком случае на изображении проекции точек совпадают? Как обозначить невидимую точку?

В каком случае отрезок прямой (ребро) проецируется в истин­ную величину? в точку?

В каком случае грань (часть плоскости) проецируется в отре­зок прямой? В каком случае она спроецируется в истинную
величину

Домашнее задание: Стр 70 - 75, читать, ответить на вопросы в тексте. Стр 74 задания №3 и № 4


Приготовить чертёжные инструменты к следующему уроку, будем выполнять построение для нахождения проекций точек на поверхности предмета.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по черчению для 8 класса "Изображение элементов предмета".

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока по черчению для 9 класса "Выбор количества изображений и главного изображения"."
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotkaurokapochierchieniiudlia9klassavyborkolichiestvaizobrazhieniiighlavnoghoizobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292888"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455368850"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка урока по черчению для 9 класса "Расположение видов на чертеже. Местные виды"."
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotkaurokapochierchieniiudlia9klassaraspolozhieniievidovnachiertiezhiemiestnyievidy"
    ["file_id"] => string(6) "292893"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455369663"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка урока по черчению для 8 класса "Порядок построения изображений на чертежах"."
    ["seo_title"] => string(100) "razrabotka-uroka-po-chierchieniiu-dlia-8-klassa-poriadok-postroieniia-izobrazhienii-na-chiertiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "290895"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455031644"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разработка урока по черчению для 8 класса "Анализ геометрической формы предмета"."
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotkaurokapochierchieniiudlia8klassaanalizghieomietrichieskoiformypriedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "290268"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454937426"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Разработка урока по черчению для 8 класса "Нанесение размеров с учетом формы предмета""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_chierchieniiu_dlia_8_klassa_naniesieniie_razmierov_s_uchieto"
    ["file_id"] => string(6) "396558"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488283218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства