kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 8 класса "Порядок построения изображений на чертежах".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Порядок построения изображений на чертежах.

Цель урока: Ознакомить учащихся с общими правилами анализа формы предмета. Научить правильно, выполнять построения изображений на чертежах. Помочь осознать необходимость анализа формы предмета, при выполнении графических построений. Содействовать в воспитании аккуратности в работе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебник,  чертёжные инструменты, модели.

Структура урока

1 Орг. момент – 1- 2 мин.

2 Анализ графической работы - 3- 5 мин.

3 Новый материал – 15  мин.

4 Практическая работа–  15  мин.

5 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.

Ход урока

Орг.  момент.     Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и  планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока.

Анализ графической работы.

Вынести общие ошибки на доску. Объявить оценки. Продемонстрировать лучшие работы классу.

Новый материал

Порядок построения изображений на чертежах

Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Как вы уже знаете, большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следова­тельно, для чтения и выполнения чертежей надо знать, как изоб­ражаются эти геометрические тела.

Теперь, когда вы знаете, как на чертеже изображаются такие геометрические тела, и узнали, как проецируются вершины, ребра и грани, вам будет легче прочитать чертежи предметов.

На  рисунке  100  изображена  часть машины — противовес.

Проанализируем его форму. На какие известные вам геометрические тела можно его разделить? Чтобы ответить не этот вопрос, вспомним характерные признаки, присущие изображениям этих  геометрических тел.

На рисунке 101, а одно из них выделено условно синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Проекции в виде прямоугольни­ков характерны для параллелепи­педа. Три проекции и наглядное изображение параллелепипеда, выделенного на рисунке 101, а синим цветом, даны на рисунке 101, б. На рисунке 101, в серым цветом условно выделено другое геометрическое тело. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Так, определив, форму каких геометрических тел имеют части противовеса, изображенного на рисунке 100, можно установить целесообразную последовательность построения его чертежа.

Например, чертеж противовеса строят так:

на всех видах чертят параллелепипед, являющийся основанием противовеса;

к параллелепипеду добавляют треугольную призму;

вычерчивают элемент в виде цилиндра.

На видах сверху и слева его показывают штриховыми линиями, так как отверстие невидимо.

Последовательность построения видов на чертеже детали.

Рассмотрим пример построения видов детали — опоры (рис. 102). Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102,— прямоугольный параллелепипед. В нем сделано два прямоугольных выреза по бокам, вертикально расположенный паз в виде прямоугольного параллелепипеда и срез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы -параллелепипеда (рис. 103, а). Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронталь­ной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций — ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной -ширина и высота,

т. е. размеры 26 и 30.

Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота — на фронтальной и профильной плоскостях, длина — на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина — на гори­зонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.

Все построения выполним сначала тонкими линиями. Посколь­ку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.

Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, б). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные ли­нии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.

Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вы­резов.

Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза и наклонного среза. Те элементы, которые на данной проекции не видимы, проводят штриховыми линиями.

В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).

Построение вырезов на геометрических телах. На рисун­ке 104 приведены изображения геометрических тел, форма кото­рых усложнена различного рода вырезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить форму, заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рас­смотрим примеры.

Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?

Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, i что она получилась в результате удаления из прямоугольного, параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.

Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма де­тали?

Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.

А как построить проекцию выреза на виде слева?

Сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра слева-, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а', Ь' и а, Ь, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как задан­ные. Построение профильных проекций а"', Ь" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.

Построение третьего вида. Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.

На рисунке 108 вы видите изображе­ние бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала   „ представить   форму   изображенной   детали. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10X35X20 мм. В паралле­лепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размер 12 Х 12 X 10 мм.

Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с глав­ным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую — на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на j профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну i вертикальную линию — проекцию передней грани (рис. 109, б).

Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отло­жим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну] вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г). j

Третью проекцию можно строить на основе анализа геометри­ческой формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.

Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. ПО, в).

Проводим на чертеже под углом 45° постоянную прямую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллеле­пипеда и цилиндра, вам известно. Вычер­чиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).

Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображе­ний предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей

Закрепление

По учебнику на стр 90 и 91  выполнить задания для упражнений.

Заключительная часть

Подведение итога. 

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей?

Что усвоили?  (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

Домашнее задание

Стр 81 - 89, читать, ответить на вопросы в тексте.

Стр 92 задания №2 и №3 практически.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 8 класса "Порядок построения изображений на чертежах".»

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования


Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.


Разработка урока по черчению для 8 класса


План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Порядок построения изображений на чертежах.


Цель урока: Ознакомить учащихся с общими правилами анализа формы предмета. Научить правильно, выполнять построения изображений на чертежах. Помочь осознать необходимость анализа формы предмета, при выполнении графических построений. Содействовать в воспитании аккуратности в работе.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, модели.

Структура урока

1 Орг. момент – 1- 2 мин.

2 Анализ графической работы - 3- 5 мин.

3 Новый материал – 15 мин.

4 Практическая работа– 15 мин.

5 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.

Ход урока


Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока.


Анализ графической работы.

Вынести общие ошибки на доску. Объявить оценки. Продемонстрировать лучшие работы классу.


Новый материал


Порядок построения изображений на чертежах

Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Как вы уже знаете, большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следова­тельно, для чтения и выполнения чертежей надо знать, как изоб­ражаются эти геометрические тела.

Теперь, когда вы знаете, как на чертеже изображаются такие геометрические тела, и узнали, как проецируются вершины, ребра и грани, вам будет легче прочитать чертежи предметов.

На рисунке 100 изображена часть машины — противовес.

Проанализируем его форму. На какие известные вам геометрические тела можно его разделить? Чтобы ответить не этот вопрос, вспомним характерные признаки, присущие изображениям этих геометрических тел.

На рисунке 101, а одно из них выделено условно синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Проекции в виде прямоугольни­ков характерны для параллелепи­педа. Три проекции и наглядное изображение параллелепипеда, выделенного на рисунке 101, а синим цветом, даны на рисунке 101, б. На рисунке 101, в серым цветом условно выделено другое геометрическое тело. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Так, определив, форму каких геометрических тел имеют части противовеса, изображенного на рисунке 100, можно установить целесообразную последовательность построения его чертежа.

Например, чертеж противовеса строят так:

на всех видах чертят параллелепипед, являющийся основанием противовеса;

к параллелепипеду добавляют треугольную призму;

вычерчивают элемент в виде цилиндра.

На видах сверху и слева его показывают штриховыми линиями, так как отверстие невидимо.


Последовательность построения видов на чертеже детали.

Рассмотрим пример построения видов детали — опоры (рис. 102). Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.

Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102,— прямоугольный параллелепипед. В нем сделано два прямоугольных выреза по бокам, вертикально расположенный паз в виде прямоугольного параллелепипеда и срез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы -параллелепипеда (рис. 103, а). Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронталь­ной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций — ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной -ширина и высота,

т. е. размеры 26 и 30.

Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота — на фронтальной и профильной плоскостях, длина — на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина — на гори­зонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.

Все построения выполним сначала тонкими линиями. Посколь­ку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.

Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, б). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные ли­нии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.

Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вы­резов.

Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза и наклонного среза. Те элементы, которые на данной проекции не видимы, проводят штриховыми линиями.

В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).

Построение вырезов на геометрических телах. На рисун­ке 104 приведены изображения геометрических тел, форма кото­рых усложнена различного рода вырезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить форму , заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рас­смотрим примеры.

Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?

Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, i что она получилась в результате удаления из прямоугольного , параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.

Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма де­тали?

Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.

А как построить проекцию выреза на виде слева?

Сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра слева-, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а', Ь' и а, Ь, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как задан­ные. Построение профильных проекций а"', Ь" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.

Построение третьего вида. Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.

На рисунке 108 вы видите изображе­ние бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала „ представить форму изображенной детали. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10X35X20 мм. В паралле­лепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размер 12 Х 12 X 10 мм.

Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с глав­ным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую — на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на j профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну i вертикальную линию — проекцию передней грани (рис. 109, б).

Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отло­жим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну] вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г). j

Третью проекцию можно строить на основе анализа геометри­ческой формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.

Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. ПО, в).

Проводим на чертеже под углом 45° постоянную прямую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллеле­пипеда и цилиндра, вам известно. Вычер­чиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).

Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображе­ний предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей


Закрепление

По учебнику на стр 90 и 91 выполнить задания для упражнений.


Заключительная часть

Подведение итога.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей?

Что усвоили? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)


Домашнее задание


Стр 81 - 89, читать, ответить на вопросы в тексте.

Стр 92 задания №2 и №3 практически.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по черчению для 8 класса "Порядок построения изображений на чертежах".

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства