kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Состав почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических материалов и соответствует требованиям методики и дидактики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Состав почвы"»

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»





















Преподаватель:

Карих О.А.



Алексеевка

2016г.




Рецензия


на урок по «Основам агрономии»

по теме «Состав почвы»,

преподавателя спецдисциплин

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»

Карих Ольги Александровны





Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических материалов и соответствует требованиям методики и дидактики.

Одним из важных условий достижения целей урока является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы преподавателя. Наглядным примером этому служит представленный урок. Преподаватель выделяет структуру урока, которая соответствует требованиям современного урока.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением изученного материала. Урок хорошо продуман и все этапы спланированы. Каждая часть урока: повторение домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, реализованы как по времени, так и по объему.

Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует опыты на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся.

Материал, подобранный преподавателем познавательный, занимательный, лёгкий для восприятия, яркие убедительные примеры.

Весь урок проходит в диалоговом общении. Опыты достаточно просты, но эффективны. Хорошее в уроке – чёткая организация материала (необъятного) и выводы, приводящие мысли в порядок. Изучение материала построено как беседа на основе демонстрационного эксперимента. Безусловно, преподаватель основательно продумала опыты, поэтому в понимании нового материала у учащихся не будет проблем. На уроке присутствуют интересные примеры и иллюстрации. Сочетание слайдов и предметной нагядности не только делает предмет изучения наглядным, но и оживляет урок, меняя объект внимания. В целом урок добротный, качественный. Материал информационно насыщен, доступен и интересен.

Преподаватель на уроке – хороший организатор и помощник, который позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезу, проводить эксперимент и делать выводы. Преподаватель использует один из самых продуктивных подходов обучения – деятельностный, который позволяет развивать ученика.

Сбалансированный, современный урок. Задействованы медиасредства, есть реальный физический эксперимент, хорошо продумана самостоятельная деятельность учащихся.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению.

Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.

Домашнее задание дифференцировано.







Рецензент:
























В нашем техникуме обучают студентов по профессии «Механизация сельского хозяйства». Грамотные специалисты с этой профессией в наше время очень востребованы, поэтому выпускники должны соответствовать современным требованиям рынка труда. Профессиональное мастерство рабочих формируется в процессе их многолетнего труда на производстве. Но основы его у будущих рабочих должны закладывать в период профессиональной подготовки в учебных заведениях. Студентам необходимо показать важность получаемых знаний, необходимых для их будущей профессии.

Численность населения нашей планеты не прекращает расти. Вопрос о возможности обеспечения такого количества населения товарами сельского хозяйства остается открытым. В этой ситуации внимание должно уделяться сохранению и наращиванию потенциала плодородных земель и совершенствованию производства с целью всемирного повышения его продуктивности.

Почва, как любой другой ресурс ограничена. Главная задача – это эффективное и рациональное использование почвы. Для этого необходимо учитывать состав почвы и ее природные особенности, так как это в дальнейшем скажется на выборе сроков и приемов обработки почвы, системы внесения удобрений, ухода за посевами. А в дальнейшем повлияет на конечный результат – повышения плодородия почвы и урожай.

Почва играет большую роль в природе и в жизни человека. Благодаря тому, что растения усваивают воду и питательные элементы из почвы, она является необходимым условием развития растений, а сами растения служат пищей для животных и человека.

Почва – это основное средство сельскохозяйственного производства и объект труда. Являясь особым природным телом, почва выступает, как важная среда в развитии природы земного шара.

Формирование высоких профессиональных знаний, умений, навыков должно сопровождаться наличием учебников, пособий, справочников, практических и лабораторных заданий. Правильное проведение урока включает активность студента во время урока и его сотрудничество с преподавателем. Необходимо заинтересовать студента заинтересованностью предмета и изучаемой темы, это приведет его работать самостоятельно.

Для достижения такой цели я предлагаю урок с показом опыта, так как он позволит наглядно закрепить материал по теме. Так же урок с показом опыта поможет у студентов развивать зрительную память, увеличить заинтересованность, вырабатываются практические умения.











СПО, профессия : тракторист-машинист с/х производства, техник-механик

Дисциплина: «Основы агрономии», «Технология производства продукции растениеводства»

Тема урока: Состав почвы

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  • Дидактическая – проверить знания студентов предыдущей темы «Возникновение и развитие почвы. Плодородие почвы». Изучить состав почвы, т.е из каких элементов состоит почва, а так же кислотность почвы (почвенный раствор) и ее влияние на почву, минеральную и органическую части почвы и из чего они состоят, почвенный воздух, его отличия от атмосферного воздуха.

  • Воспитательная – нацелить студентов на добросовестное отношение к работе в поле, на качественную его обработку. Воспитать любовь к земле и интерес к выбранной профессии, т.к. от этого зависит плодородие и урожайность с/х культур. Воспитать у студентов ответственность за подготовку домашнего задания и интерес к познанию нового.

  • Развивающая – развивать у студентов чувство требовательности к себе, самостоятельности, умение управлять собой, умение обосновывать ответы. Развивать мышление у студентов при изучении нового материала.

Оборудование урока:

учебники: Н.Н.Третьяков «Основы агрономии», Т.В.Афанасьева «Почвы», В.Н.Степанов «Основы агрономии», В.Ф.Цупак «Практикум по основам агрономии», М.Д.Атрошенко «Основы агрономии», В.С.Никляев «Основы земледелия и растениеводства», В.Н.Голубев – методические указания «Технология производства продукции растениеводства и основы экологии» , С.А.Кубарев «Проведение занятий по курсу «Основы агрономии», рекомендации для проверки знаний уч-ся по предмету «Основы агрономии».

Плакаты « Строение пахотного слоя и формы почвенной влаги», «Состав почвы», «Механический состав почвы», «Способ определения механического состава почвы в полевых условиях», «Значения реакции почвы», пробирки с образцами почв (камни, песок, глина), колба с водой, тесты. Компьютер, проектор.









Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствую учащихся и отмечаю в журнале отсутствующих.

  1. Повторение домашнего задания:



Тест

  1. Какие виды выветривания почвы существуют:

  1. Механические, физические

  2. Математические, географические

  3. Физические, биологические, химические

  1. Что такое плодородие почвы?

  1. Верхний слой суши, на котором растут растения

  2. Способность почвы обеспечивать растения водой, воздухом и питательными веществами

  1. За счет чего образуется плодородие почвы?

  1. Благодаря растительному, животному миру и микроорганизмам

  2. Благодаря растительному миру

  3. Благодаря животному миру

  1. Что такое выветривание?

  1. Верхний слой почвы, сдуваемый с поверхности

  2. Процесс разрушения горных пород и образование рыхлых, обломочных пород

  1. Выберите правильно организмы, разлагающие растительные остатки?

  1. Почвенные

  2. Органические

  3. Аэробные и анаэробные

  1. Выберите факторы почвообразования?

  1. Живые организмы, почвообразующие породы;

  2. Климат, рельеф, возраст почв, производственная деятельность;

  3. Указанное в пунктах 1 и 2

  1. Какие виды плодородия существуют?

  1. Естественное, искусственное, потенциальное, эффективное

  2. Кормовые, травяные, зерновые

  3. Лесные, луговые, полевые

  1. Что такое искусственное плодородие?

  1. Это земли, которые полностью зависят от природных процессов

  2. Это земли, которые затронуты с/х деятельностью человека

  3. Это земли, которые оценивают по содержанию в почве элементов питания



  1. Что такое почва?

  1. Верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата, живых организмов и производственной деятельности человека

  2. Земля, которую обрабатывают

  1. Какими способами можно улучшить плодородие почвы?

  1. Внесением торфа и компоста

  2. Внесением навоза

  3. Посевом многолетних и однолетних трав

  4. Обработка орудиями труда

  5. Всем, указанным в пунктах



Фронтальный опрос студентов:

  1. Дайте определение понятию «почва»?

( Верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата, живых организмов и производственной деятельности человека).

  1. Что называют выветриванием?

(Процесс разрушения горных пород и образование рыхлых, обломочных пород)

  1. Какие виды выветривания бывают?

( 1. Физическое – приводит к измельчению пород под влиянием температуры, воды, ветра, не вызывая изменений химического состава. Породы разрушаются из-за неравномерного нагревания их поверхности лучами солнца днем и более быстрого охлаждения в ночное время. В результате в горной породе образуются трещины, в которые попадает вода. При замерзании вода увеличивается в объеме и раскалывает породу. В результате получается рухляк.

2. Химическое – протекает под влиянием воды, углекислого газа и кислорода воздуха. Т.к. рухляк состоит из пор, он все это впитывает и в результате он становится однороднее и более обогащается глинистыми и илистыми частицами.

3. Биологическое – на такой рухляковой породе складываются благоприятные условия для поселения бактерий, водорослей, лишайников и др. живых организмов. Периодическое отмирание этих организмов сопровождается обогащением верхнего горизонта органическим веществом и минеральными элементами питания. Это создает условия для поселения высших растений ( деревья, кустарники).





4) Какие факторы относятся к почвообразованию?

( 1. Живые организмы – высшие( деревья, кустарники) и низшие ( грибы, водоросли, лишайники) растения, почвообитающие животные ( черви, паукообразные, мыши, кроты и др.);

2. почвообразующие породы :

  • моренные или ледниковые – это неоднородный, мало сортированный материал основных и конечных морен, включающих в себя глину, пески, гравий;

  • водно-ледниковые – образуются водными потоками тающих ледников и хорошо отсортированы: песчаные, глинистые наносы;

  • озерно-ледниковые – сформировались на дне приледниковых озер и характеризуются чередующимися слоями песков и глин;

  • лесс – естественные уплотнения пылевидных частиц;

  • аллювиальные отложения – образуются в результате выпадения наносов из потоков речных вод в областях речных пойм и устьев рек.)

3. Климат – осадки, температура, продолжительность дня, ветер, испаряемость и т.д.

4. Рельеф – южные склоны быстрей прогреваются, поэтому раньше освобождаются от снега, их посевы быстрее. На северных склонах эти явления протекают медленнее, и вегетационный период культур сокращается из-за возврата весенних заморозков и раннего наступления осенних холодов. Увеличение крутизны склона усиливает обеднение повышенных участков элементами минеральной пищи и влагой, которые накапливаются в пониженных и нередко вызывают переувлажнение и приводят к сильному засорению посевов сорняками.

5. Возраст почв – продолжительность периода исчисляется с момента освобождения данной территории от ледника или моря до современной стадии развития почвы. Например, черноземы можно оценить около 5-10 тыс. лет.

6. Производственная деятельность человека – осушение, орошение, внесение удобрений, способы обработки почвы.)

5).Чем различаются аэробные и анаэробные организмы?

( Аэробные – развиваются при условии свободного доступа кислорода воздуха в почву.

Анаэробные – живут и размножаются без доступа кислорода)

6). Что такое плодородие почвы?

(Способность почвы обеспечивать растения водой, воздухом и питательными веществами)

7). Назовите виды плодородия и дайте им характеристику?

( 1. естественное – полностью зависит от влияния на почву природных процессов ( встречается на целине)

2. искусственное – это земли, которые затронуты с/х деятельностью человека. Чем длительнее почва подвергается обработке и больше вносятся удобрения, тем выше становится плодородие.

3. потенциальное- оценивают по содержанию в почве элементов питания.

4. Эффективное – оценивают по урожайности культур)

8). За счет чего образуется плодородие почвы?

(Благодаря растительному, животному миру и микроорганизмам)

9). Какими способами можно улучшить плодородие почвы?

(Внесением торфа и компоста, внесением навоза, посевом многолетних и однолетних трав, обработка орудиями труда).



  1. Изучение нового материала

Изучение нового материала осуществляется в форме рассказа с элементами беседы и показом опыта.

План

  1. Состав почвы и ее минеральная часть

  2. Органическая часть почвы

  3. Почвенный воздух

  4. Почвенный раствор

Первый вопрос: «Состав почвы и ее минеральная часть»

На прошлом уроке мы начали изучать раздел «Почвы» и сегодня мы продолжим ее с Вами разбирать. Первый вопрос у нас называется «Состав почвы и ее минеральная часть».

Задаю студентам вопрос: Как Вы думаете, что входит в состав почвы? Слушаю предполагаемые ответы. Затем начинаю объяснять вопрос.

Почва состоит из твердой (минеральные и органические вещества), жидкой (вода, почвенный раствор) и газообразной (почвенный воздух) частей или фаз.

(Показываю и рассказываю схему состава почвы на плакате- рисунок 1)

Рисунок 1

«Состав почвы»

ПОЧВА



МИНЕРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ПОЧВЕННЫЙ РАСТВОР

ПОЧВЕННЫЙ ВОЗДУХ

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ В ПОЧВЕ

ПОЧВЕННЫЙ ПЕРЕГНОЙ (ГУМУС)



КАМНИ, ПЕСОК, ГЛИНА, ИЛ, ПЫЛЬ







Минеральная часть почвы представляет собой частицы горной породы различной крупности. Их называют механическими элементами или фракциями почвы (камни, гравий, песок, ил). Среди фракций выделяют:

Камни (более 3мм)

Гравий ( частицы диаметром 3-1мм)

Песок ( 1-0.05мм)

Пыль 0.05 – 0.001мм)

Ил (0,001-0,0001)

Коллоиды ( менее 0,0001мм)

Частицы более 1мм называют скелетом почвы, а менее 1мм – мелкоземом.

Каждая фракция обладает своими свойствами.

Например:

Каменистая фракция характеризуется высокой воздухо- и водопроницаемостью, не обладает влагоемкостью, связностью, не способна удерживать в себе влагу и минеральные элементы питания, вызывает ускоренное изнашивание рабочих органов орудий.

Песчаные и супесчаные почвы легко впитывают влагу и пропускают воздух, но мало содержат органического вещества и потому плохо удерживают воду и питательные вещества. Из-за такой связности почва легко поддается обработке и с весны быстро прогревается, за что получила название легкая или теплая. Эти почвы требуют внесения больших доз органических удобрений и посевов культур на зеленое удобрений.

Глинистые почвы плохо и медленно впитывают влагу, которая застаивается на поверхности и приводит к образованию почвенной корки. Из-за слабого газообмена в таких почвах приостанавливается жизнь бактерий, затрудняется снабжение корней растений кислородом, образуются вредные закислые соединения алюминия и железа. Эти почвы сильно уплотняются, оказывают большое сопротивление орудиям, а весной медленно прогреваются. Такие почвы называют тяжелые или холодные. При вспашке пласты почти не крошатся, а при высыхании образуются большие твердые глыбы, которые сильно затрудняют дальнейшую обработку.

В суглинистых почвах сочетаются положительные свойства легких и тяжелых. Они предпочтительнее для возделывания многих культур (озимые, свекла, картофель, травы и др.), т.к. на более продолжительное время сохраняются благоприятные условия для жизни растений. Это почвы наиболее благоприятны для возделывания культур и наиболее ценны.

(Показываю опыт. Суть опыта состоит в том, чтобы показать студентам, как различные виды механического состава почвы пропускают влагу. Для этого на каждый стол были раставленны пробирки с экземплярами механического состава почвы (песок, глина, камни, чернозем) и колбу с водой. Студенты совместно с преподавателем в каждую пробирку поочередно наливали небольшое количество воды. Наглядно мы увидели, как каждый механический элемент почвы пропускает и впитывает воду.)

Любые почвы по механическому составу могут быть песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые.

Механический состав определяют по содержанию в почве каждой фракции отдельно, выраженной в процентах от общей массы сухой почвы. Посмотрим это в таблице.

Таблица 1

МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ

Название почвы

Содержание глины, %

Содержание песка, %

Глинистые

70-100

Менее 30

Суглинистые

30-50

70-50

Супесчаные

10-30

90-70

Песчаные

0-10

100-90

Механический состав почвы является важной характеристикой, необходимой для определения производственной ценности почвы, ее плодородия и способов обработки. От механического состава почвы зависит ее влагоемкость, водопроницаемость, пористость, воздушный и тепловой режимы.

В полевой обстановке можно определить ориентировочно механический состав почвы. Для этого необходимо положить на ладонь комочек почвы и слегка увлажнив и разминая его в течении 20-30 секунд попытаться придать ему следующие формы:

Способ определения механического состава почвы в поле

Механический состав

Вид образца после раскатывания

Шнур не образуется

(песок)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Зачатки шнура

(супесь)

…………………………………………………………..………….….…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Шнур дробится при раскатывании (легкий суглинок)




Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается

( средний суглинок)


Шнур сплошной, кольцо с трещинами

(тяжелый суглинок)

Шнур сплошной, кольцо цельное (глина)

Дать студентам краткую запись по первому вопросу.

Второй вопрос: «Органическая часть почвы»

Вопрос студентам: Что такое органическое вещество и что может являться источником образования органического вещества?

Слушаю предполагаемы ответы студентов.

Начинаю объяснять.

Источником образования органического вещества являются обитающие в ней и на ней растительные и животные организмы. Это отмирающие части растений, микроорганизмы (бактерии, грибы, лишайники), беспозвоночные животные(насекомые). В процессе разложения органического вещества образуется гумус или перегной( плодородная часть почвы).

Гумус регулирует связность почвы, снижает силу сцепления глины и увеличивает сцеплению песка, что важно при обработке почвы. Гумус также улучшает водный режим почвы: глина приобретает повышенную водопроницаемость, а песок, наоборот, снижает. Гумус служит благоприятной средой для развития в почве полезных микроорганизмов. Гумус улучшает физические, химические и биологические свойства почвы, содержит много питательных элементов для растений, в первую очередь азот. Богатые перегноем почвы имеют темный цвет, быстрее нагреваются, раньше поспевают для обработки и посева. Обладая плохой теплопроводностью, перегной предохраняет почву от резких колебаний температуры, что очень важно для посевов.

Почва обогащается перегноем благодаря растительным остаткам, внесению органических и минеральных удобрений, посеву и запахиванию трав.



Дать краткую запись по второму вопросу.

Третий вопрос: «Почвенный воздух»

Почвенный воздух -это воздух, который по составу отличается от атмосферного. В нем содержится больше углекислого газа ( до 20% против 0,03% в атмосферном воздухе), меньше кислорода, значительное количество водяных паров, аммиака, азота и др газов. При недостатке воздуха в почве нарушается нормальное развитие корневой системы растений, замедляется прорастание семян, подавляется микробиологическая деятельность. Почвенный воздух занимает как крупные поры, так и капиллярные, если последние не заняты влагой. С расходом влаги из почвы, объем воздуха в ней увеличивается, повышается интенсивность газообмена между почвой и атмосферой. Нормальный газообмен в почве создается и поддерживается правильной обработкой почвы, обеспечивающей ей хорошее рыхление и образование мелкокомковатой структуры.

Дать студентам краткую запись по третьему вопросу.

Четвертый вопрос: «Почвенный раствор»

Следующее, что входит у нас в состав почвы это почвенный раствор.

Почвенный раствор – это жидкая фаза почвы, содержащая в себе различные растворенные в ней вещества. В ней находятся соединения азота, фосфора, калия, кальция, серы, углерода и др. питательных веществ. Почвенный раствор служит основным источником питания растений. Он также создает определенную среду, в которой происходит жизнедеятельность микроорганизмов. Почвенный раствор определяет реакцию почвы: кислую, щелочную, нейтральную. Обозначается она рН.

В зависимости от величины рН солевой вытяжки почвы делятся на:

РЕАКЦИЯ

ЗНАЧЕНИЕ Рн

СИЛЬНОКИСЛЫЕ

Менее 4,0

КИСЛЫЕ

4,0-5,5

СЛАБОКИСЛЫЕ

5,5-6,5

НЕЙТРАЛЬНЫЕ

6,5-7,0

ЩЕЛОЧНЫЕ

7,0-8,0

СИЛЬНОЩЕЛОЧНЫЕ

Более 8,0

Кислотность почвы определяют по водной вытяжке из почвы и ее индикации на лакмусовую бумажку. Кислый раствор вызывает покраснение бумажки, что свидетельствует о внесении извести.. Если усиливается синий цвет бумажки, то это щелочь – надо гипсовать почву.

Наиболее благоприятная для возделывания культур является значение рН 6,5-7,0, т.е. нейтральная, что характерна для нашего чернозема.

Реакция почвы оказывает большое влияние на:

  • Развитие растений

  • Развитие почвенный микроорганизмов

  • На скорость химических и биологических процессов в почве

  • На усвоение растениями питательных веществ

  • На разложение растительных остатков и органическое вещество

  • От реакции почвенного раствора зависит эффективность вносимых удобрений

Удобрения могут изменять почвенный раствор - подкислять или подщелачивать ее.

Повышенная кислотность закупоривает сосуды в корневых волокнах, замедляется поступление элементов питания, подавляется деятельность полезных микроорганизмов, питательный режим почвы резко ухудшается.

Источником кислотности являются фульвокислоты, которые образуются при разложении растительных остатков. Эти фульвокислоты образуются, когда разложение растительных остатков происходит в условиях избыточного увлажнения и обедненность почвы кальцием и магнием. Пока в почве достаточно углекислой извести, образуются нейтральные кислоты и этим поддерживается слабокислая реакция почвы, т.е. известь связывает кислоты.

Дать студентам краткую запись по четвертому вопросу.



В конце урока мы еще раз обратим внимание на опытный материал. Мы видим, что пробирки с песком, камнями и черноземом остались без изменений, т.е. вода у нас хорошо и быстро впиталась в начале опыта. И пробирка с глиной тоже осталась без изменений, т.е. вода так и осталась на поверхности, не впиталась.

Делая вывод по данной теме, мы практически увидели и подтвердили теоретический материал. Мы можем сказать о том, как важно изучение состава и структуры почвы, ее особенностей. Необходимость в выделении отдельных фракций в составе почвы объясняется тем, что они обладают несходными свойствами, передавая эти свойства и почвам. Знания механического состава почвы помогут в дальнейшем в практической деятельности правильно выбрать систему обработку почвы, систему внесения удобрений, ухода за посевом. Грамотный руководитель должен предусмотреть все факторы, направленные на получение высоких урожаев с/х культур и продовольственной безопасности страны. Одно неверное решение, один непредусмотренный фактор и урожай нулевой. Все отрасли сельского хозяйства связаны с использованием почвы, поэтому знание ее состава, свойств и путей повышения плодородия – необходимое условие развития с/х производства.

  1. Для закрепления нового материала опрашиваю устно и раздаю тесты.

Устно:

  1. Из чего состоит почва?

( минеральная и органическая части почвы, почвенный раствор и воздух)

  1. Что входит в минеральную часть почвы?

(камни, песок, ил, пыль, коллоиды, гравий)

  1. Чем характеризуется каменистая почва?

(высокой воздухо- и водопроницаемостью, не обладает влагоемкостью, связностью, не способна удерживать в себе влагу и минеральные элементы питания, вызывает ускоренное изнашивание рабочих органов орудий.)

  1. Чем характеризуется песчаная и супесчаная почвы?

(Песчаные и супесчаные почвы легко впитывают влагу и пропускают воздух, но мало содержат органического вещества и потому плохо удерживают воду и питательные вещества. Из-за такой связности почва легко поддается обработке и с весны быстро прогревается)

  1. Чем характеризуется глинистая почва?

(Глинистые почвы плохо и медленно впитывают влагу, которая застаивается на поверхности и приводит к образованию почвенной корки. Из-за слабого газообмена в таких почвах приостанавливается жизнь бактерий, затрудняется снабжение корней растений кислородом, образуются вредные закислые соединения алюминия и железа. Эти почвы сильно уплотняются, оказывают большое сопротивление орудиям, а весной медленно прогреваются.)

  1. Какие почвы наиболее благоприятны для возделывания с/х культур.

(суглинистые)

  1. Что является источником образования органического вещества?

( растительные и животные организмы, микроорганизмы)

  1. Что такое гумус?

(плодородная часть почвы)

  1. Что такое почвенный раствор?

( жидкая фаза почвы, содержащая в себе различные растворенные вещества)

  1. На что оказывает влияние реакция почвы?

(на развитие растений, почвенных микроорганизмов, на скорость химических и биологических процессов в почве, на усвоение растениями питательных веществ, на эффективность вносимых удобрений, на усвоение растениями питательных веществ.)

  1. Что нужно внести в почву, если они кислые?

( известь)

  1. Что нужно внести в почву, если в них присутствует большое количество щелочи?

(гипс)

  1. Что происходит при недостатке почвенного воздуха?

(нарушается развитие корневой системы растений, замедляется прорастание семян, подавляется микробиологическая деятельность)

  1. На что влияет механический состав почвы?

(состав почвы влияет на плодородие почвы, на развитие культур, на развитие в почве микроорганизмов )

  1. Как можно изменить механический состав почвы?

(состав почвы можно изменить путем правильной обработки и внесением минеральных и органических удобрений.)



ТЕСТ № 1



  1. Что входит в минеральную часть почвы?

А) живые организмы в почве

Б) камни, песок, ил, пыль, коллоиды

В) перегной

  1. Назовите почву, которая обладает высокой воздухо и водопроницаемостью, не обладает влагоемкостью и связностью, вызывает ускоренное изнашивание рабочих органов труда.

А) песчаная

Б) глинистая

В) каменистая

  1. Какие почвы наиболее благоприятны для возделывания с/х культур.

А) глинистые

Б) суглинистые

В) песчаные

  1. Почва содержит 10-30% глины. Как назвать такую почву?

А) песчаная

Б) суглинистая

В) супесчаная

  1. Что такое почвенный раствор?

А) растворенные в воде удобрения

Б) жидкая фаза почвы, содержащая в себе различные растворенные вещества

В) вода, предназначенная для полива с/х культур

  1. рН солевой вытяжки составляет 7,0-8,0. Какая эта почва?

А) нейтральная

Б) кислая

В) щелочная

  1. Что нужно внести в почву, если они кислые?

А) известь

Б) гипс

В) органические удобрения

ТЕСТ № 2

  1. Укажите правильный размер каменистой фракции

А) более 3мм

Б) 1-3мм

В) 0,05-1мм

  1. Какие почвы называются легкими?

А) песчаные

Б) глинистые

В) каменистые

  1. На что оказывает влияние реакция почвы?

А) на развитие растений

Б) на развитие почвенных микроорганизмов

В) на развитие растений, почвенных микроорганизмов, на скорость химических и биологических процессов в почве, на усвоение растениями питательных веществ, на эффективность вносимых удобрений, на усвоение растениями питательных веществ.

  1. Почва содержит менее 30% песка. Как назвать такую почву?

А) супесчаная

Б) глинистая

В) песчаная

  1. рН солевой вытяжки составляет 4,0-5,5. Какая эта почва?

А) кислая

Б) сильнокислая

В) щелочная

  1. Что такое гумус?

А) почва, на которой растут растения

Б) минеральная часть почвы

В) плодородная часть почвы

  1. Что является источником образования органического вещества?

А) растительные и животные организмы, микроорганизмы

Б) животные организмы

В) растительные организмы



ТЕСТ № 3

  1. Какие почвы называются тяжелыми?

А) глинистые

Б) каменистые

В) супесчаные

  1. Почва содержит 50-70% песка. Как назвать такую почву?

А) песчаная

Б) глинистая

В) суглинистая

  1. Почва содержит 10% глины. Как назвать такую почву?

А) глинистая

Б) песчаная

В) супесчаная

  1. рН солевой вытяжки составляет менее 4,0. Какая эта почва?

А) нейтральная

Б) сильнокислая

В) сильнощелочная

  1. какое значение рН наиболее благоприятна для возделывания с/х культур?

А) 6,5-7,0

Б) 4,0-5,5

В) 7,0-8,0

  1. Что нужно внести в почву, если в них присутствует большое количество щелочи?

А) азот

Б) фосфор

В) гипс

  1. Что происходит при недостатке почвенного воздуха?

А) нарушается развитие корневой системы растений

Б) замедляется прорастание семян

В) подавляется микробиологическая деятельность

Г) все указанное в пунктах А, Б,В.



V. Рефлексия

Для оценки сегодняшнего урока студенты должны поднять жетоны нужного цвета:

Красный – урок прошел на отлично

Фиолетовый – урок прошел на хорошо

Зеленый – урок прошел на удовлетворительно

Черный – урок прошел на неудовлетворительно

VI. Сообщаю оценки учащихся с комментариями (1-2 мин)

  1. Задание на дом: Н.Н.Третьяков «Основы агрономии»

стр. 31-44, конспект

Данная форма урока очень эффективна, так как позволяет увидеть и оценить значимость темы. Проведение опыта активизирует активность учащихся на уроке, их заинтересованность, способствует развитию мышления и наблюдательности, умения делать выводы и решать поставленные задачи. Такой урок позволяет решить познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Процесс обучения становится более увлекательным и интересным. Повышается интерес к учению и выбранной профессии. Эта тема заинтересовала студентов, они с удовольствием выполнили опыты и усвоили данный материал, а значит, цель учебного занятия можно считать достигнутой, что свидетельствуют результаты рефлексии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка урока "Состав почвы"

Автор: Карих Ольга Александровна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "«Почва. Состав почвы. Свойства почвы»"
    ["seo_title"] => string(36) "pochva_sostav_pochvy_svoistva_pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "448594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515476685"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе по теме: "Что такое почва?""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_issledovanie_po_okruzhaiushchemu_miru_v_3_klasse_po_teme_chto_takoe_pochva"
    ["file_id"] => string(6) "557297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599758582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "разработка урока на тему "Общая характеристика Голосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-golosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "162710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381332"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "разработка  урока ОБЖ 8 класс "Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-obzh-8-klass-pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-chs-prirodnogho-i-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108490"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403711181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства