kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Нетрадиционные методы развития голоса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку по предмето "Хоровой класс" для учащихся специальности "Хоровое дирижирование" средних специльных учебных заведений на примере методик А.Стрельниковой, В.Емельянова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Нетрадиционные методы развития голоса"»

Разработка урока по хоровому классу


преподаватель специальных дисциплин

Восточно-Казахстанского училища искусств

имени народных артистов братьев Абдуллиных

Темирова А.К.


Тема: Нетрадиционные методы развития голоса (на основе методик А. Стрельниковой и В. Емельянова).

Предмет: Хоровой класс

Цели:

1. Образовательная: Представление и обучение дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой, элементам фонопедического метода развития голоса В.Емельянова.

2. Развивающая: Развитие показателей певческого голосообразования. Проверка умения учащихся творчески применять приобретенные знания, умения и навыки в новых условиях; коррекция, устранение недочетов.

3. Воспитательная: Воспитание бережного отношения к голосу, воспитание конкурентоспособной творческой личности.

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений, навыков учащихся.

Вид учебного занятия: общественный смотр знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Используемые технологии: интегрированный урок, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, технология здоровьесбережения, игровые технологии.

Методы: объяснительный, иллюстративный, наблюдательный, практический.

Межпредметная связь: постановка голоса, сольфеджио, теория музыки, дирижирование.

Оборудование урока: подборка литературного материала, наглядные пособия, рояль.


I.Организационный момент. (1-2 мин)

Добрый день, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на открытом занятии хорового класса. Предмет Хоровой класс является составной частью профессиональной подготовки учащихся по специальности «Хоровое дирижирование». В тесном взаимодействии с предметами специального цикла предусматривает развитие навыков в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве дирижера хора, учителя музыки в общеобразовательной школе.

Хоровой класс – единственный предмет цикла, в котором задействованы учащиеся всех 4 курсов. Музыкальному произведению, представленному на суд зрителя и звучащему на сцене, предшествует большая и кропотливая вокально-хоровая работа. Одну из таких репетиций хора мы представим вашему вниманию.


II. Актуализация знаний.

Тема сегодняшнего урока «Нетрадиционные методы развития голоса». Мы познакомимся с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой, и элементами фонопедического метода развития голоса В.Емельянова.

А) Дыхательная гимнастика (10 мин.)

  • Вопросы:

1.Все вы знаете, что любая вокально-хоровая работа начинается с упражнений на дыхание. Что вам известно о дыхательной гимнастике Стрельниковой? В чем ее уникальность?

2.Что такое певческое дыхание, в чем его особенность?

3.Какие виды дыхания вы знаете?

4.Наиболее правильное певческое дыхание? (показать)

6.Расскажите устройство дыхательного аппарата.

Итак, основу голосовых органов человека составляет диафрагма -   мускульно - сухожильная перегородка, (грудо-брюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной. Диафрагма является  живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам  и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается.  Но  мы не можем почувствовать диафрагму, т.к. её движение  при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне. Поэтому для фиксирования мышечных ощущений при певческом дыхании, руки располагаем под грудной клеткой, на нижних ребрах.

  1. упражнение: выполняется стоя, руки на диафрагме, короткий вдох носом – задержка-длинный выдох через букву «с».

  2. упражнение: руки на диафрагме, короткий вдох носом – задержка-короткий выдох через букву «с».

Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой – это уникальная методика, перестраивающая стереотип дыхания, известная с 60х годов прошлого столетия, получившая широкое распространение как среди вокалистов, так и среди людей, болеющих различными заболеваниями. Восстанавливает голосовую функцию голоса, несет в себе также большую оздоровительную функцию. Если систематически выполнять стрельниковскую дыхательную гимнастику (два раза в день - утром и вечером, по 1200 вдохов - движений за одно занятие), то результаты не замедлят сказаться. В результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • улучшает дренажную функцию бронхов;

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

  • способствует восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

  • исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных и др.

Познакомимся с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой Основные правила: - Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий, короткий (как хлопок в ладоши), предельно активный, выдох пассивный (через рот, не видно и не слышно). Вдох одновременно сопровождается движениями, счет на 4.

1. Упражнение «Ладошки». Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони «зрителю», при вдохе делайте хватательные движения, сжимая ладони в кулаки. (4 по 4)

2. Упражнение «Погончики». Станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. Во время вдоха резко толкайте кулаки вниз, как бы отжимаясь от него (4 по 4)

3. Упражнение «Насос». Встаньте прямо, ноги уже ширины плеч, руки вдоль туловища, легкий поклон и вдох, слегка приподняться и снова поклон и вдох «с пола».

4. Упражнение «Обними плечи». Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи.


Б) Артикуляционная гимнастика. (5 мин)

1.Что такое артикуляция?

2.Что такое артикуляционный аппарат? Расскажите устройство артикуляционного аппарата.

Следующим этапом нашей работы будет артикуляционна гимнастика – упражнения для подготовки органов, участвующих в звукообразовании к работе.

  • покусайте язык, губы;

  • потолкайте языком щеки;

  • выверните губы наружу, вытяните их вперед «уточкой»;

  • опустите вниз нижнюю челюсть и сделайте движение в стороны, как бы «рисуя» ею круг;

  • сделайте массаж ушей;

  • точечный массаж лица.


В) Интонационно-фонетические упражнения (7-8 мин.)

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.“Фонопедический метод развития голоса” получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей пения.

Значение термина “фонопедия” Емельянов определяет как “комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося”.На наших занятиях используются упражнения первого комплекса ФМРГ.

  • Направление работы на поиск мышечных ощущений при голосообразовании: при произнесении согласных «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З»; Исходное положение: рот открыт максимально движением челюсти вперед-вниз, губы оттопырены, углы рта (комиссура) без напряжения, рот имеет форму прямоугольника. Сильное, активное произнесение согласных по 4 раза. (П,Б – влажными частями губ, К,Г – без движения челюсти, Т,Д – прикусыванием кончика языка, В,Ж,З – без дополнительного выброса воздуха, прерывая вдохом)

  • гласных «У-О-А-Э-Ы». Исходное положение, глаза широко раскрыты, брови приподняты, произносить без видимых движений губ и челюсти тихим низким голосом.

Г) Распевание. (5 мин)

Главным условием является распевание хора на 4 тональностях (ля-бемоль мажор – си-мажор), являющихся наиболее удобными для голосовых связок.

(комплекс упражнений на распевание голосового аппарата)


III. Закрепление. (5 мин.)

Контрольные вопросы:

- В чем уникальность дыхательной гимнастики Стрельниковой?

- Что такое певческое дыхание, в чем его особенность?

- Наиболее правильное певческое дыхание?

- Расскажите устройство дыхательного аппарата.

- Что такое артикуляция?

- Что такое артикуляционный аппарат?

IV. Контроль и коррекция знаний, умений, навыков учащихся. (5 мин.)

Работа с хором над к.н.п. «Майра» в обработке А.Апасовой, работа с отдельными партиями и голосами. Преподаватель предлагает учащимся показать уже выученное произведение.

V. Домашнее задание (1-2 мин.)

Выполнять самостоятельно пройденные сегодня упражнения.

VI. Рефлексия Подведение итогов занятия (3 мин)

- Что дал вам сегодняшний урок?

- Пригодится ли в будущем изученная тема?

- Было ли интересно на уроке?

- Что на уроке у вас получилось, а что нет?

Лит-ра:

Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», «ФиС», М, 99.

Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», «Лань», СП, 2007

Приложение: «Майра» Обр. С.Апасовой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Нетрадиционные методы развития голоса"

Автор: Темирова Асель Канбековна

Дата: 14.08.2021

Номер свидетельства: 585267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка""
    ["seo_title"] => string(96) "soobshchieniie-na-tiemu-ispol-zovaniie-audio-i-vidieomatierialov-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257355"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448302709"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Сюжеты и образы духовной и светской музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "siuzhiety_i_obrazy_dukhovnoi_i_svietskoi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "388930"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486462725"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства