kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка. Коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее важных проблем среди теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма сложное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы, среди которых можно выделить использование аудио и видео материалов на уроках английского языка. Использование видеоресурсов на уроках выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Цель использования видеофильмов на уроках видится в погружении учащихся в иноязычную среду, несмотря на то, что она создана искусственно. Данная искусственная иноязычная среда помогает учащимся сломать невидимый психологический барьер между адресатом и адресантом. Видеофильмы играют огромную роль в расширении лексического запаса и к тому же способствуют к повышении мотивации, интереса к изучению иностранного языка. Актуальность данной проблемы заключается в увеличивающемся влиянии современных информационных ресурсов на образовательный процесс, в том числе, на изучение иностранных языков. Вряд ли сейчас возможно представить изучение иностранного языка без аудиокассет и CD-дисков. Поэтому наибольший интерес в настоящее время проявляется к применению учебных видеофильмов на иностранном языке. Использование аудио- и видео-презентаций может преследовать разные цели: - зрительная иллюстрация прочитанной/прослушанной главы для большего погружения в атмосферу произведения; - расширение лексической оснащенности учащихся через восприятие аутентичного, живого разговорного языка художественного фильма; - развитие аналитических способностей через сравнение художественного произведения и экранизации; - создание условий для спонтанной речи и повышения коммуникативной компетенции. К достоинствам просмотра видео относятся следующие: 1. "с помощью видео успешно создается искусственная иноязычная среда, благодаря чему полнее реализуется принцип наглядности в обучении; 2. в учебных фильмах звучит английская речь в достаточно быстром темпе (представлены диалоги, монологи, полилоги), таким образом, достигается одна из основных задач обучения устной речи – совершенствование навыков аудирования; 3. в видеозаписи не только представлены разные диапазоны голосов – мужские, женские, детские – причем звучит живой разговорный язык; 4. в видеофрагменте зачастую речь накладывается на естественные помехи – шум городского транспорта, дождь, телефонный звонок, стук в дверь, работает параллельно ТВ или радио, играет музыка, пение птиц, шум воды – т. е. максимальное приближение учебного видео к реальной жизни. 5. музыкальное сопровождение, световые и шумовые эффекты помогают, с одной стороны, выразить режиссерский замысел видеосюжета или фильма. С другой стороны, создание помех способствует выработке так называемой "помехоустойчивости” восприятия, столь необходимого в реальном общении; 6. видеопросмотр оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, мы развиваем их внимание и объем долговременной памяти. Учащиеся описывают не только события видеофрагмента, но и чувства, настроение героев, собственные впечатления от увиденного, т. е. предмет, данный в зрительном восприятии, раскрывается глубже, широко используется эмоционально - оценочная лексика". Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов к УМК. Более того, использование аудио и видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством аудио и видео материалов является сила впечатления и эмоционального воздействия на обучающихся. Безусловно, использование видеоресурсов на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом. Рекомендации по работе с видеоматериалами на уроках иностранного языка Важным элементом образовательного процесса на уроке иностранного языка является использование видеофильмов и различных видеоматериалов, что меняет характер традиционного урока, делая его более увлекательным и необычным, развивает коммуникативные способности, способствует расширению кругозора и увеличению лексического запаса. При работе с видеоматериалами задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо, что позволяет говорить об эффективности их использования на уроке. Подбор фильмов, как и процесс разработки системы заданий к ним, очень трудоемок, он занимает много времени и требует много усилий со стороны преподавателя, но, единожды собрав материал, им можно пользоваться неоднократно. На уроках иностранного языка возможно использование различных видеоматериалов: мультфильмов, художественных и документальных фильмов, интервью, фрагментов новостей и телепередач, рекламных роликов. При использовании видеоматериалов необходимо соблюдать ряд условий, способствующих эффективному использованию видеоматериала: • изображение и звук должны быть четкими и качественными; • используемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний ученика; • фильм необходимо показывать поэтапно; • видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут. • язык, употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка; • новые слова, фразы, идиомы и фразеологизмы должны употребляться в умеренном количестве. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных аудио и видеоматериалов на обучающихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся. Применение видеоматериалов способствует повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка, позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран и развивает речевую деятельность обучаемых. Использование видеоматериала помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся. Литература 1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3.– 2010.– 20с. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. – М. -2010. – С25. 3. Павлова, Е.А. Возможности видео и методика работы с видеофильмом на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/608967/ 4. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку. ИЯШ, №№5-6 1998. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Сб.статей под ред. Полат Е.С. М.,1999. 6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. С-Пб,2005. 7. Николайко Е.З. Использование ИКТ на уроках английского языка festval.1september.ru/articles/507487
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка"»


Использование аудио и видеоматериалов

на уроках иностранного языка.

Сообщение М.А. Борисенко,

учителя английского языка

Бесспорно, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее важных проблем среди теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка,  дело  весьма  сложное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на  уроке  иностранного  языка,  используя для этого различные методы и приемы работы, среди которых можно выделить использование аудио и видео материалов на уроках английского языка.

Использование видеоресурсов на уроках выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Цель использования видеофильмов на уроках видится в погружении учащихся в иноязычную среду, несмотря на то, что она создана искусственно. Данная искусственная иноязычная среда помогает учащимся сломать невидимый психологический барьер между адресатом и адресантом.

Видеофильмы играют огромную роль в расширении лексического запаса и к тому же способствуют к повышении мотивации, интереса к изучению иностранного языка.

Актуальность данной проблемы заключается в увеличивающемся влиянии современных информационных ресурсов на образовательный процесс, в том числе, на изучение иностранных языков. Вряд ли сейчас возможно представить изучение иностранного языка без аудиокассет и CD-дисков. Поэтому наибольший интерес в настоящее время проявляется к применению учебных видеофильмов на иностранном языке.

Важно дать обучающимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран.  Этой цели могут служить учебные видеофильмы, аудио и CD носители, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “... представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

Использование аудио- и видео-презентаций может преследовать разные цели:

- зрительная иллюстрация прочитанной/прослушанной главы для большего погружения в атмосферу произведения;

- расширение лексической оснащенности учащихся через восприятие аутентичного, живого разговорного языка художественного фильма;

- развитие аналитических способностей через сравнение художественного произведения и экранизации;

- создание условий для спонтанной речи и повышения коммуникативной компетенции.

К достоинствам просмотра видео относятся следующие:

1. "с помощью видео успешно создается искусственная иноязычная среда, благодаря чему полнее реализуется принцип наглядности в обучении;

2. в учебных фильмах звучит английская речь в достаточно быстром темпе (представлены диалоги, монологи, полилоги), таким образом, достигается одна из основных задач обучения устной речи – совершенствование навыков аудирования;

3. в видеозаписи не только представлены разные диапазоны голосов – мужские, женские, детские – причем звучит живой разговорный язык (этим характеризуются и аудиозаписи), здесь также отражено поведение в той или иной ситуации носителей языка разного возраста и разной социальной среды. Причем мимика и жестикуляция в дополнение к интонации (которая опять же есть и в звукозаписи) часто помогают понять отношения между героями сюжета;

4. в видеофрагменте зачастую речь накладывается на естественные помехи – шум городского транспорта, дождь, телефонный звонок, стук в дверь, работает параллельно ТВ или радио, играет музыка, пение птиц, шум воды – т. е. максимальное приближение учебного видео к реальной жизни.

5. музыкальное сопровождение, световые и шумовые эффекты помогают, с одной стороны, выразить режиссерский замысел видеосюжета или фильма. С другой стороны, создание помех способствует выработке так называемой "помехоустойчивости” восприятия, столь необходимого в реальном общении;

6. видеопросмотр оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, мы развиваем их внимание и объем долговременной памяти. Учащиеся описывают не только события видеофрагмента, но и чувства, настроение героев, собственные впечатления от увиденного, т. е. предмет, данный в зрительном восприятии, раскрывается глубже, широко используется эмоционально - оценочная лексика".

Средствами достижения поставленных целей могут быть задания следующих типов:

- Задания и вопросы на понимание происходящего на экране/аудиоспектакле (например, «Верно/Неверно», «Кто сказал?», множественный выбор, заполнение пропусков в тексте);

- Творческие задания:

- Озвучить фрагмент фильма, знакомый по книге или аудиоспектаклю, с заранее выключенным звуком. Преложить добавить звуковые эффекты.

- Прослушать эпизод фильма с выключенным изображением, после чего описать события и их участников. Затем показать эпизод полностью.

- Завершением работы над книгой является «творческий зачет», когда учащиеся, базируясь на диалогах книги и фильма, пишут сценарий и разыгрывают спектакль, демонстрируя свободу владения языком на материале художественного произведения.

Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов к УМК, если таковые имеются. Данное утверждение основывается на том, что учебные видеокурсы разработаны авторами профессионально и поэтому удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный).

Помимо учебных видео можно с успехом использовать видеоматериалы, такие как:

художественные и документальные фильмы;

мультфильмы;

видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач

музыкальные видеоклипы;

реклама;

видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;

различные компьютерные программы с видеорядом.

Более того, использование аудио и видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности  речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может  понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к  дальнейшему  совершенствованию.

Еще одним достоинством аудио и видео материалов является сила впечатления и эмоционального воздействия  на  обучающихся.  Поэтому  главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному и услышанному. Успешное  достижение  такой  цели возможно лишь, во-первых, при систематическом использовании аудио и видео, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Безусловно, использование видеоресурсов на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.


Рекомендации по работе с видеоматериалами на уроках иностранного языка

Важным элементом образовательного процесса на уроке иностранного языка является использование видеофильмов и различных видеоматериалов, что меняет характер традиционного урока, делая его более увлекательным и необычным, развивает коммуникативные способности, способствует расширению кругозора и увеличению лексического запаса.

При работе с видеоматериалами задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо, что позволяет говорить об эффективности их использования на уроке.

Подбор фильмов, как и процесс разработки системы заданий к ним, очень трудоемок, он занимает много времени и требует много усилий со стороны преподавателя, но, единожды собрав материал, им можно пользоваться неоднократно.

На уроках иностранного языка возможно использование различных видеоматериалов: мультфильмов, художественных и документальных фильмов, интервью, фрагментов новостей и телепередач, рекламных роликов.

При использовании видеоматериалов необходимо соблюдать ряд условий, способствующих эффективному использованию видеоматериала:

• изображение и звук должны быть четкими и качественными;

• используемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний ученика;

• фильм необходимо показывать поэтапно;

• видеофильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут.

• язык, употребляемый в видеофильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка;

• новые слова, фразы, идиомы и фразеологизмы должны употребляться в умеренном количестве.



Этапы работы с видеоматериалами:

Подготовительный этап

Цель этапа: мотивировать ученика, снять возможные сложности восприятия текста и подготовить к выполнению заданий.

1. На этом этапе сообщается название видеофильма и предлагается угадать его содержание, предсказать возможный ход событий, возможно также обсуждение афоризма или высказывания знаменитых людей, выражающее суть фильма.

2. Снятие языковых трудностей и трудностей понимания содержания видеоматериала. Предварительный просмотр словаря и предложений (фраз). Знакомство с новыми словами, которые могут вызвать трудности при просмотре видеофильма, рассмотрение примеров их употребления в предложениях, взятых из фильма, анализ грамматических структур, фразеологических единиц.

3. Передается краткое содержание видеофильма до его просмотра, преподаватель обращает внимание на вопросы, касающиеся содержания, на которые необходимо ответить позже, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на определение последовательности и поведения персонажей и т.д.

Просмотр

Цель этого этапа: обеспечить понимание содержания видеофильма, развитие языковой компетенции ученика с учетом его реальных возможностей.

На этапе просмотра могут выполняться следующие задания:

• Информационный поиск. Выполняются упражнения на поиск информации, восстановление текста (во время просмотра заполнить пропуски в тексте, записанном на листке), лексико-грамматические упражнения, задания на указание вер¬ных и неверных утверждений; выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных.

• Небольшой конспект по ходу фильма, который понадобятся для выполнения заданий на последемонстрационном этапе.

• Проверка предсказаний, сделанных до просмотра видеофильма.

• Работа с отдельным сегментом. Возможность сделать паузу или разбить фильм на сегменты помогает определить понимание деталей сюжета, дает возможность озаглавить эпизод, прогнозировать дальнейший ход развития событий, задать различные вопросы: «Кто сказал?», «Что делали герои?», «Где происходило действие?» и т.д. Также возможна дискуссия или пересказ видеосегмента, его дешифровка.

• В зависимости от количества просмотров видеоматериала возможно ролевое дублирование текста, которое научит не буквально переводить текст, а интерпретировать смысл высказывания, учитывая интонацию, мимику, жесты героев.

Последемонстрационный этап

Цель этапа: используя видеоматериал максимально способствовать развитию коммуникативной компетенции ученика.

Возможно выполнение следующих заданий:

1. Проверка выполненных заданий, а также понимания основного содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств.

2. Обсуждение. Возможно описание места действия, характеристика персонажей видеофильма, организация дискуссий, анализирование происходящего на экране.

3. Ролевая игра, в основе которой сюжет или ситуация видеофильма.

Творческий этап

Цель этапа: способствовать развитию устной или письменной речи ученика.

1. Дополнительное чтение и обсуждение проблемных или информационных текстов по теме видеоматериала (статьи из газет и журналов, исследовательские проекты, отрывки из книг и т.д.).

2. Письменные работы. Написание письма, краткого пересказа или размышлений на заданную тему, касающуюся просмотренного сюжета, составление диалогов, хронологических таблиц и т.д.

3. Исследовательская работа, основанная на поиске дополнительной информации, касающейся темы видеоматериала, возможно подготовка презентации. Например, поиск биографии известной личности, о которой шла речь в видеофильме, статьи из газет и журналов по теме и т.д.

При работе с видеоматериалом, учитель должен помнить о педагогических условиях эффективного использования видео в обучении иностранному языку:

- формирование положительной мотивации учащихся в изучении иностранного языка;

- формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу;

- формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения;

- учет возрастных особенностей и интересов учащихся;

- развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.

Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеоресурсы и мультимедиа раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников.

Следует отметить, что применение на уроке аудио и видеоматериалов - это не  только  использование  еще  одного  источника  информации.

Использование аудио и видеоматериалов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания  и памяти. Во время просмотра и прослушивания в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях  даже  невнимательный обучающийся становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма или рассказа, учащимся  необходимо  приложить  определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на  процесс  запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет  на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных аудио и видеоматериалов на обучающихся  (способность  управлять  вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение  прочности  запоминания,  оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного  процесса  и  создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся.

Применение видеоматериалов способствует повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка, позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран и развивает речевую деятельность обучаемых.

Использование видеоматериала помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.



Литература

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3.– 2010.– 20с.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. – М. -2010. – С25.

3. Павлова, Е.А. Возможности видео и методика работы с видеофильмом на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/608967/

4. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку. ИЯШ, №№5-6 1998.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Сб.статей под ред. Полат Е.С. М.,1999.

6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. С-Пб,2005.

7. Николайко Е.З. Использование ИКТ на уроках английского языка festval.1september.ru/articles/507487



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка"

Автор: Борисенко Марина Александровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства