kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сюжеты и образы духовной и светской музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыкального искусства для обучающихся 7-х классов. Используются нетрадиционные методы, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

                                        Сюжеты и образы духовной и светской музыки

      Цели:

  • Раскрыть сущность светской и духовной музыки на материале Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха и Полонеза «Прощание с Родиной» М. Огинского; показать взаимосвязь между этими музыкальными направлениями.
  • Развивать у обучающихся умение чувствовать красоту в музыке, живописи.
  • Развивать творческие способности учащихся. Формировать умение  воспринимать  музыку как  выразительное  искусство; совершенствовать вокальные и художественные навыки; развивать ритмический слух, внимание.
  • Воспитывать любовь к музыке; формировать музыкальную культуру обучающихся, умение сотрудничать.

Технологии, используемые на уроке:

1.Дифференцированная и личностно-ориентированная.

2.Технология развивающего обучения.

3.Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

4.Технология ассоциативно-образного мышления.

5.Технология детского музицирования.

6.Технология ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Токката и фуга ре минор И.С.Баха. Интерпретация музыки И.Баха в исполнении Ванессы Мэй. Полонез «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского. Интерпретация музыки М.Огинского в исполнении ВИА «Песняры». Марш Тореодора из оперы Ж.Бизе «Кармен». Песня А.Ермолова «Мир, который нужен мне».

Оборудование: синтезатор, компьютер, телевизор, электронная презентация, аудио- и видеофайлы по теме урока, флип-чарт, разноцветные маркеры, пластиковые стаканчики, именные таблички для выставления отметок.

Ход урока

              Вход учащихся в класс под музыку марша Тореодора из оперы Ж.Бизе «Кармен».

       1.Организационный момент (музыкальное приветствие), эмоциональный настрой («Ладошки»).

       Учитель. Какая музыка звучала, когда вы входили в класс, и почему именно она?

      Учащиеся. Звучал марш Тореодора из оперы Жоржа Бизе «Кармен», которую мы изучали на предыдущих уроках.

       Учитель. Правильно. А сегодня вам предстоит познакомиться с понятиями духовной и светской музыки. Исходя из названия темы, сформулируйте цели урока, которые мы должны будем достичь в конце занятия. Опирайтесь на схему: вспомнить – узнать – уметь.

       Учащиеся. Вспомнить полученную ранее на уроках музыки информацию; узнать новое о духовной и светской музыке; уметь применять эти знания на практике (в жизни).

      Учитель. Значит, сначала вам предстоит пройти т.н. «Допуск», познакомиться с бессмертной музыкой И.Баха и М.Огинского и воплотить свои умения и навыки в организации флешмоба, который станет кульминацией нашего урока.

На имеющихся у вас именных листиках вы будете выставлять себе баллы за выполненную работу на каждом этапе урока.

Основная часть

  1. Актуализация знаний

Учитель.   А теперь вам нужно получить допуск к занятию.  (Учитель задает вопросы по порядку каждому обучающемуся. Тот, кто не ответил на вопрос, встает. После того, как учитель обратился к каждому ученику, ребята «спасают» своих одноклассников, которые не дали ответ и встали: они задают им уже звучавшие  здесь вопросы. Таким образом, все учащиеся получают допуск к дальнейшей работе (создана для всех ситуация успеха):

  • Кто является родоначальником русской классической музыки?
  • Какова структура оперы?
  • Кто является основоположником норвежской классической музыки?
  • Назовите имена венских классиков.
  • Какая опера является первой русской национальной? Кто автор?
  • Какое первоначальное название оперы «Иван Сусанин»?
  • В какой опере звучит хор «Славься»?
  • В какой русской опере впервые были использованы хореографические номера?
  • Кто автор кантаты «Александр Невский»?
  • Как в балете называется танец вдвоем?
  • Что является литературной основой оперы, балета?
  • Кто автор балета «Ярославна»?
  • Кого называют королем вальсов?
  • Какая тема четверти?
  • Какую специальность получил А.Бородин?
  • Кто по национальности В.Моцарт?
  • Кто написал романс «Сирень»?

5. Интерактивная беседа «Духовная и светская музыка»

Издавна музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного.   в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка (церковная) всегда была связана с богослужением.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве великого немецкого композитора XVII-XVIII веков И.С. Баха, служившего капельмейстером и органистом в католической церкви. Впрочем, ему не чужды были и светские темы.

Важно знать, что в церковном обряде восточной, православной церкви использовались такие жанры: литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит пение а капелла. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Запись в тетрадь:  Духо́вная му́зыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенными для исполнения во время церковной службы или в быту.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки.

Учитель. У нас сейчас появится возможность ощутить на себе это воздействие.

(Звучит фрагмент токкаты и фуги ре минор.И.С.Баха (видео).

Учитель. Эта величественная музыка звучала в храме. А что вы скажете насчет следующего музыкального фрагмента? (Звучит токката и фуга ре минор И.Баха в техно-обработке Ванессы Мэй (видео).

  • Можно ли эту музыку исполнять в церкви? Почему?
  • За счет каких средств музыкальной выразительности изменился характер композиции?

Учащиеся. За счет ускоренного темпа, изменившегося тембрового звучания (к звучанию  органа добавилось звучание скрипки в стиле техно и эстрадного оркестра), изменчивой динамики, высокого регистра.

 Учитель. Правильно, ребята. В середине XVIII в. активизируется и светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. Написанная для небольшого состава исполнителей,  му­зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель­мож. Это камерные вокальные и инструментальные миниатю­ры. К ним относится и полонез польского композитора М. Огинского под названием «Прощание с Родиной».

Послушайте фрагмент этого полонеза (учитель исполняет полонез Огинского на синтезаторе).

  • Охарактеризуйте эту музыку. Какая мелодия, темп, тембр, лад, динамика?

Учащиеся. Мелодия напевная, мелодичная, мягкая, волнообразная, иногда отрывистая, украшена взлетными пассажами. Эта напевность сменяется аккордовым проведением следующей темы, которая звучит несколько помпезно и торжественно. Лад минорный согласно названию «Прощание с Родиной».

Учитель. А теперь послушайте это произведение в исполнении белорусского ВИА «Песняры» (видео с концерта).

  • Что изменилось? (Эта музыка вокальная, исполнялась многоголосно, а капелла. Есть поэтическая основа, близкая к духовному содержанию. Темп был сдержанным. Композиция звучала возвышенно, торжественно и немного взволнованно).
  •  Можно ли приравнять это исполнение к духовной музыке? Может ли такая музыка звучать в храме?
  •    Какой вывод можно сделать? (Музыкальный язык очень разнообразен. Одно и то же произведение можно интерпретировать по-разному, в зависимости от чувств и состояния, которые испытывает человек)

Учитель. Образы изобразительного искусства тоже могут иметь духовную и светскую направленность. Посмотрите на картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, итальянского художника эпохи Возрождения. Какое настроение вы улавливаете? (Гармония и смиренность).

  • А можно увидеть здесь счастье, счастье материнства? (Ответы учащихся)

(На экране транслируется картина Ю.Мацика «Счастье»).

Учитель. А вот вполне светский сюжет современного художника Юрия Мацика.

  • Эти люди счастливы? (Да. Сильные чувства  поднимают их над всем земным и превращают в парящих ангелочков).
  • Вы заметили связь этих художественных образов с музыкальными образами, услышанными сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

Учитель. Сегодня вы стали свидетелями того, как духовная музыка в новой современной интерпретации может стать светской и, наоборот, светская музыка приобретать черты духовной. Это еще раз доказывает, что музыка, как и другие виды искусства, тесно связана с жизнью, ведь в нашей жизни все взаимосвязано.

       А теперь поставьте по одному баллу в графу «ответы» те из ребят, кто давал точные и содержательные ответы.

6.Вокально-хоровая работа. Распевка «Василек» (исполняется канон в 3 голоса). Работа над цепным дыханием. Ритмические упражнения (на доске запись:  

    І   І  П  І  П П І   І    1 ряд

    П П І   І   І  І   П І    2 ряд

    І  П П  І  П І   І   І    3 ряд

 Каждый ряд отхлопывает свою партию в размере 4/4. Потом учащиеся одновременно, читая «партитуру», воспроизводят свои ритмические рисунки, используя вместо хлопков постукивание пластиковых стаканчиков о поверхность парты.

Учитель. Ребята, а ведь это счастье  - иметь возможность наслаждаться и духовной. и светской музыкой, понимая ее образный строй и музыкальный язык. Давайте отразим образ счастья, используя художественные умения,  навыки хорового пения, метроритмического сопровождения в коллективном действе – флешмобе.

7.Творческая работа в группах. Создание флешмоба на тему «Счастье». Группа «Художники»  на флипчарте изображают образ счастья, группа «Бит» по заданному ритмическому рисунку ( отбивает ритм с помощью пластиковых стаканчиков. Группа «Пианисты» создает импровизированное музыкальное сопровождение на синтезаторе (по очереди в четыре руки с учителем). Когда художественная иллюстрация готова, все вместе поют песню А.Ермолова «Мир, который нужен мне» в сопровождении слайд-шоу.

Учитель. Поставьте по 1 баллу за создание образа счастья во флешмобе и за эмоциональное исполнение песни.

8.Закрепление материала

Учитель. Сейчас я вам предлагаю закрепить полученную информацию на уроке,  ответив на вопросы (цена правильного ответа – 0,5 балла).

  • Духовная музыка связана с… а) концертной жизнью, б) богослужением, в) аранжировкой.
  • Токкату и фугу ре минор написал …а) И.Бах, б) Ванесса Мэй, в) М.Огинский.
  • Хоровое пение а капелла сопровождает службу в церкви…а) католической, б) православной.
  • Песню А.Ермолова «Мир, который нужен мне» нужно исполнять…а) напевно, мягко, б) весело, игриво, в) торжественно, величаво.

Учитель. Поставьте баллы за правильные ответы.

Домашнее задание. Посмотрите на телеканале «Дискавери» передачу о музыкальном инструменте органе, обсудите увиденное в кругу семьи, поделитесь впечатлениями с одноклассниками.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Посчитайте баллы и поставьте в графе «отметка» итоговый результат.

  • Ребята, удалось нам достичь поставленных в начале урока целей?
  • Какие эмоции вы сейчас испытываете?
  • Как будете в дальнейшем применять полученный на уроке опыт?

10.Учащиеся исполняют попевку «До свидания» по звукам мажорного трезвучия и выходят из класса под звуки полонеза М.Огинского.

Просмотр содержимого документа
«Сюжеты и образы духовной и светской музыки»

Сюжеты и образы духовной и светской музыки


Методическая разработка урока музыкального искусства для обучающихся 7 класса


Цели:

  • Раскрыть сущность светской и духовной музыки на материале Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха и Полонеза «Прощание с Родиной» М. Огинского; показать взаимосвязь между этими музыкальными направлениями.

  • Развивать у обучающихся умение чувствовать красоту в музыке, живописи.

  • Развивать творческие способности учащихся. Формировать умение воспринимать музыку как выразительное искусство; совершенствовать вокальные и художественные навыки; развивать ритмический слух, внимание.

  • Воспитывать любовь к музыке; формировать музыкальную культуру обучающихся, умение сотрудничать.

Технологии, используемые на уроке:

        1. Дифференцированная и личностно-ориентированная.

  1. Технология развивающего обучения.

  2. Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

  3. Технология ассоциативно-образного мышления.

  4. Технология детского музицирования.

  5. Технология ИКТ.

Тип урока: комбинированный.


Музыкальный материал: Токката и фуга ре минор И.С.Баха. Интерпретация музыки И.Баха в исполнении Ванессы Мэй. Полонез «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского. Интерпретация музыки М.Огинского в исполнении ВИА «Песняры». Марш Тореодора из оперы Ж.Бизе «Кармен». Песня А.Ермолова «Мир, который нужен мне».


Оборудование: синтезатор, компьютер, телевизор, электронная презентация, аудио- и видеофайлы по теме урока, флип-чарт, разноцветные маркеры, пластиковые стаканчики, именные таблички для выставления отметок.


Ход урока

Вход учащихся в класс под музыку марша Тореодора из оперы Ж.Бизе «Кармен».


  1. Организационный момент (музыкальное приветствие), эмоциональный настрой («Ладошки»).

  2. Учитель. Какая музыка звучала, когда вы входили в класс, и почему именно она?

Учащиеся. Звучал марш Тореодора из оперы Жоржа Бизе «Кармен», которую мы изучали на предыдущих уроках.

  1. Учитель. Правильно. А сегодня вам предстоит познакомиться с понятиями духовной и светской музыки. Исходя из названия темы, сформулируйте цели урока, которые мы должны будем достичь в конце занятия. Опирайтесь на схему: вспомнить – узнать – уметь.

Учащиеся. Вспомнить полученную ранее на уроках музыки информацию; узнать новое о духовной и светской музыке; уметь применять эти знания на практике (в жизни).

Учитель. Значит, сначала вам предстоит пройти т.н. «Допуск», познакомиться с бессмертной музыкой И.Баха и М.Огинского и воплотить свои умения и навыки в организации флешмоба, который станет кульминацией нашего урока.

На имеющихся у вас именных листиках вы будете выставлять себе баллы за выполненную работу на каждом этапе урока.

Основная часть

  1. Актуализация знаний

Учитель. А теперь вам нужно получить допуск к занятию. (Учитель задает вопросы по порядку каждому обучающемуся. Тот, кто не ответил на вопрос, встает. После того, как учитель обратился к каждому ученику, ребята «спасают» своих одноклассников, которые не дали ответ и встали: они задают им уже звучавшие здесь вопросы. Таким образом, все учащиеся получают допуск к дальнейшей работе (создана для всех ситуация успеха):

  • Кто является родоначальником русской классической музыки?

  • Какова структура оперы?

  • Кто является основоположником норвежской классической музыки?

  • Назовите имена венских классиков.

  • Какая опера является первой русской национальной? Кто автор?

  • Какое первоначальное название оперы «Иван Сусанин»?

  • В какой опере звучит хор «Славься»?

  • В какой русской опере впервые были использованы хореографические номера?

  • Кто автор кантаты «Александр Невский»?

  • Как в балете называется танец вдвоем?

  • Что является литературной основой оперы, балета?

  • Кто автор балета «Ярославна»?

  • Кого называют королем вальсов?

  • Какая тема четверти?

  • Какую специальность получил А.Бородин?

  • Кто по национальности В.Моцарт?

  • Кто написал романс «Сирень»?

  1. Интерактивная беседа «Духовная и светская музыка»

Издавна музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного.  Светская му­зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка (церковная) всегда была связана с богослужением.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве великого немецкого композитора XVII-XVIII веков И.С. Баха, служившего капельмейстером и органистом в католической церкви. Впрочем, ему не чужды были и светские темы.

Важно знать, что в церковном обряде восточной, православной церкви использовались такие жанры: литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит пение а капелла. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Запись в тетрадь: Духо́вная му́зыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенными для исполнения во время церковной службы или в быту.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки.

Учитель. У нас сейчас появится возможность ощутить на себе это воздействие.

(Звучит фрагмент токкаты и фуги ре минор .И.С.Баха (видео).

Учитель. Эта величественная музыка звучала в храме. А что вы скажете насчет следующего музыкального фрагмента? (Звучит токката и фуга ре минор И.Баха в техно-обработке Ванессы Мэй (видео).

  • Можно ли эту музыку исполнять в церкви? Почему?

  • За счет каких средств музыкальной выразительности изменился характер композиции?

Учащиеся. За счет ускоренного темпа, изменившегося тембрового звучания (к звучанию органа добавилось звучание скрипки в стиле техно и эстрадного оркестра), изменчивой динамики, высокого регистра.

Учитель. Правильно, ребята. В середине XVIII в. активизируется и светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. Написанная для небольшого состава исполнителей, му­зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель­мож. Это камерные вокальные и инструментальные миниатю­ры. К ним относится и полонез польского композитора М. Огинского под названием «Прощание с Родиной».

Послушайте фрагмент этого полонеза (учитель исполняет полонез Огинского на синтезаторе).

  • Охарактеризуйте эту музыку. Какая мелодия, темп, тембр, лад, динамика?

Учащиеся. Мелодия напевная, мелодичная, мягкая, волнообразная, иногда отрывистая, украшена взлетными пассажами. Эта напевность сменяется аккордовым проведением следующей темы, которая звучит несколько помпезно и торжественно. Лад минорный согласно названию «Прощание с Родиной».

Учитель. А теперь послушайте это произведение в исполнении белорусского ВИА «Песняры» (видео с концерта).

  • Что изменилось? (Эта музыка вокальная, исполнялась многоголосно, а капелла. Есть поэтическая основа, близкая к духовному содержанию. Темп был сдержанным. Композиция звучала возвышенно, торжественно и немного взволнованно).

  • Можно ли приравнять это исполнение к духовной музыке? Может ли такая музыка звучать в храме?

  • Какой вывод можно сделать? (Музыкальный язык очень разнообразен. Одно и то же произведение можно интерпретировать по-разному, в зависимости от чувств и состояния, которые испытывает человек)

Учитель. Образы изобразительного искусства тоже могут иметь духовную и светскую направленность. Посмотрите на картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, итальянского художника эпохи Возрождения. Какое настроение вы улавливаете? (Гармония и смиренность).

  • А можно увидеть здесь счастье, счастье материнства? (Ответы учащихся)

(На экране транслируется картина Ю.Мацика «Счастье»).

Учитель. А вот вполне светский сюжет современного художника Юрия Мацика.

  • Эти люди счастливы? (Да. Сильные чувства поднимают их над всем земным и превращают в парящих ангелочков).

  • Вы заметили связь этих художественных образов с музыкальными образами, услышанными сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

Учитель. Сегодня вы стали свидетелями того, как духовная музыка в новой современной интерпретации может стать светской и, наоборот, светская музыка приобретать черты духовной. Это еще раз доказывает, что музыка, как и другие виды искусства, тесно связана с жизнью, ведь в нашей жизни все взаимосвязано.

А теперь поставьте по одному баллу в графу «ответы» те из ребят, кто давал точные и содержательные ответы.

  1. Вокально-хоровая работа. Распевка «Василек» (исполняется канон в 3 голоса). Работа над цепным дыханием. Ритмические упражнения (на доске запись):


4 І І П І П П І І 1 ряд

4 П П І І І І П І 2 ряд

І П П І П І І І 3 ряд


Каждый ряд отхлопывает свою партию в размере 4/4. Потом учащиеся одновременно, читая «партитуру», воспроизводят свои ритмические рисунки, используя вместо хлопков постукивание пластиковых стаканчиков о поверхность парты.

Учитель. Ребята, а ведь это счастье - иметь возможность наслаждаться и духовной. и светской музыкой, понимая ее образный строй и музыкальный язык. Давайте отразим образ счастья, используя художественные умения, навыки хорового пения, метроритмического сопровождения в коллективном действе – флешмобе.

  1. Творческая работа в группах. Создание флешмоба на тему «Счастье». Группа «Художники» на флипчарте изображают образ счастья, группа «Бит» по заданному ритмическому рисунку ( П І П І П І П І ) отбивает ритм с помощью пластиковых стаканчиков. Группа «Пианисты» создает импровизированное музыкальное сопровождение на синтезаторе (по очереди в четыре руки с учителем). Когда художественная иллюстрация готова, все вместе поют песню А.Ермолова «Мир, который нужен мне» в сопровождении слайд-шоу.

Учитель. Поставьте по 1 баллу за создание образа счастья во флешмобе и за эмоциональное исполнение песни.

  1. Закрепление материала

Учитель. Сейчас я вам предлагаю закрепить полученную информацию на уроке, ответив на вопросы (цена правильного ответа – 0,5 балла).

  • Духовная музыка связана с… а) концертной жизнью, б) богослужением, в) аранжировкой.

  • Токкату и фугу ре минор написал …а) И.Бах, б) Ванесса Мэй, в) М.Огинский.

  • Хоровое пение а капелла сопровождает службу в церкви…а) католической, б) православной.

  • Песню А.Ермолова «Мир, который нужен мне» нужно исполнять…а) напевно, мягко, б) весело, игриво, в) торжественно, величаво.

Учитель. Поставьте баллы за правильные ответы.

Домашнее задание. Посмотрите на телеканале «Дискавери» передачу о музыкальном инструменте органе, обсудите увиденное в кругу семьи, поделитесь впечатлениями с одноклассниками.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Посчитайте баллы и поставьте в графе «отметка» итоговый результат.

  • Ребята, удалось нам достичь поставленных в начале урока целей?

  • Какие эмоции вы сейчас испытываете?

  • Как будете в дальнейшем применять полученный на уроке опыт?

  1. Учащиеся исполняют попевку «До свидания» по звукам мажорного трезвучия и выходят из класса под звуки полонеза М.Огинского.




Выполнила учитель музыкального искусства высшей категории, учитель-методист МОУ «Школа № 136 города Донецка» Баранова Наталья Петровна.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сюжеты и образы духовной и светской музыки

Автор: Баранова Наталья Петровна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Тесты   по музыке . 6 класс  I  семестр "
    ["seo_title"] => string(37) "tiesty-po-muzykie-6-klass-i-siemiestr"
    ["file_id"] => string(6) "129892"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415790588"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тесты по музыке 6 класс 1 семестр(Е.Критская,Г.Сергеева) "
    ["seo_title"] => string(65) "tiesty-po-muzykie-6-klass-1-siemiestr-ie-kritskaia-g-sierghieieva"
    ["file_id"] => string(6) "131308"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416136259"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме "Два письма в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dva-pis-ma-v-romanie-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin"
    ["file_id"] => string(6) "226137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440083663"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Творчество М.И. Глинки. Тест 7 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "tvorchiestvo_m_i_glinki_tiest_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "358548"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1479054845"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства