Различные виды музыкального анализа и музицирования на уроках сольфеджио
Различные виды музыкального анализа и музицирования на уроках сольфеджио
Цель урока:
Научить учащихся творчески активно применять на практике усвоенные
теоретические знания и навыки; свободно владеть музыкальным инструментом,
музицировать и уметь проанализировать исполняемые произведения, провести аналогии с художественные образцами из смежных видов искусств (литература и живопись)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Различные виды музыкального анализа и музицирования на уроках сольфеджио»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
Разработка
открытого урока по сольфеджио
«Различные виды музыкального анализа и музицирование на уроках сольфеджио»
Преподаватель теоретических дисциплин
Долинина Н.Н.
г. Бакал
2018 г
Разработка открытого урока по сольфеджио
6 класс музыкальных отделений.
Цель урока:
Научить учащихся творчески активно применять на практике усвоенные
теоретические знания и навыки; свободно владеть музыкальным инструментом,
музицировать и уметь проанализировать исполняемые произведения, провести аналогии с художественные образцами из смежных видов искусств (литература и живопись)
раскрывать индивидуальный творческий потенциал каждого ребенка.
использовать творческую работу учащихся, применяя ее различные виды и формы, для развития и разнообразия богатых музыкальных впечатлений.
способствовать, применяя музыкальный анализ и различные виды музицирования, художественному формированию и вкусу их личности как музыкантов.
Развивающие:
Развитие самостоятельности при анализе музыкального произведения.
развитие музыкальной памяти, внимания
развитие логического мышления; умения анализировать, сопоставлять, проводить аналогии, сравнивать музыкальные темы и образы.
развитие познавательной активности, нахождение учащимися дополнительного материала, связанного с темой урока.
Воспитывающие:
воспитание общечеловеческих ценностей на примере образов из музыкальной литературы.
воспитание музыкально-эстетической культуры в период эмоционального воздействия с музыкой.
воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки.
Перспективность урока:
внедрение исследовательской и самостоятельной деятельности учащихся в поиске дополнительного материала;
развитие межпредметных связей (инструмент, сольфеджио)
интегрированность урока как стимул к изучению и приобщению к литературе, живописи
.
Техническое оборудование:
СD – диски с записью музыкальных фрагментов
Ноутбук
Доска линованная
Фортепиано
Музыкальные пособия и учебники, дидактический материал:
- Б. Калмыков, Г. Фридкин Сольфеджио (одноголосие и двухголосие)
- Г. Фридкин Чтение с листа на уроках сольфеджио
-Диктанты для ДМШ -составитель М. Антошина
- В. Флис, Я Якубяк Сольфеджио 5 класс
- Б Незванов, Л. Лашенкова Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу
-Л. Масленкова Сокровища родных мелодий
- П.И. Чайковский «Детский альбом»
- Р. Шуман «Альбом для юношества»
- А. Гурилев «Сарафанчик»
-Л. Бетховен: «К Элизе» и соната № 14 (Лунная)1 часть (в записи)
-К. Дебюсси «Лунный свет» (в записи)
- Стихи А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.
План -конспект урока
.
I.Организационный момент
Цель и задачи:
-проверка присутствующих, мобилизация внимания;
-настрой учащихся на учебную деятельность,
-приглашение в страну «сольфеджио» как в творческую мастерскую.
-создание рабочего климата на уроке, определенной творческой атмосферы.
-настрой на урок активный, целеустремленный, но при этом доброжелательный и
позитивный.
II.Теоретическая разминка
Беглый опрос по пройденным теоретическим терминам
Цель и задачи:
Проверить усвоение пройденного материала при следующих критериях: объективности,
благожелательности, позитивности высказывания.
III .Работа с учащимися над различными видами музицирования и музыкального анализа (содержательная часть урока):
-пение песен и романсов русских и зарубежных композиторов; русских народных песен.
-пение одного голоса при одновременной игре за фортепиано второго голоса.
-сольфеджирование пройденных и новых музыкальных номеров одно-и двух-голосия.
-чтение с листа.
-пение с сопровождением учащихся и преподавателя.
-сочинение второго голоса к стилизованной народной песне «Расцвела сирень» и разучивание двухголосного исполнения (пение дуэтом и по группам)
-подбор аккомпанемента к мелодиям и музыкальным фрагментам.
-музыкальные иллюстрации стихотворных текстов.
-определение различных средств музыкальной выразительности в исполняемых на уроках специальности произведениях.
-фрагментарный или целостный анализ музыкальной формы, жанра, стилистических
особенностей композиторского почерка в произведениях, исполняемых на уроках по
специальности.
.
IV. Запись музыкального диктанта с закреплением внутритактовой синкопы.
Учащиеся писали первое предложение диктанта № 379 (по сборнику Г. Фридкина), а второе предложение им было предложено досочинить самостоятельно, без помощи инструмента, полагаясь на внутренний слух, в той же самой стилистике.
V Домашнее задание:
1. Подобрать аккомпанемент к диктанту
2. Определить музыкальную форму одного из произведений, изучаемых на уроке специальности, нарисовать картинку о содержании этого произведения или подобрать литературный материал.