Тема урока: «Живая музыка»
Тип урока: урок – знакомство
Цель урока:
- развитие творческого потенциала;
- пробуждение у детей духовного роста и интереса к музыке;
- желание творить самостоятельно.
Задачи:
- сформировать у детей слуховые и двигательные ассоциации на основе визуальных представлений детей об «устойчивости» в музыке;
- проявить интерес учащихся к элементам средств музыкальной выразительности;
- развивать познавательные способности и потенциал детей, их мотивацию к творческой деятельности с помощью собственного музицирования.
Атрибутика урока: нотное приложение «Вместе с Октавиком», ритмические карточки, «столбица», карточки интервалов, Т. Поплянова «Урок сольфеджио», «Колыбельная», « Живая музыка».
Технология: личностно- ориентированная.
1 этап - вступительная беседа – Сегодня я хочу начать с урок с вопроса:
- Почему вы знаете, что мы люди, что каждый из нас человек?
- Мы двигаемся.
- Автомобиль тоже двигается и вода в реке течет. Дети, мы разговариваем, общаемся. Но вот разговор разговору рознь. Представьте, что мы возьмем в руки книгу и станем ее читать вот так:
«Зеленый ходит дуб налево
У лукоморья говорит
Златая ночью песнь ученый
На право кот на дубе том». (Дети читают слова правильно).
- Вы видите, как замечательно разговаривает с нами А.С. Пушкин. Слова он берет самые обыкновенные, но речь его, рассказ, становиться живой картиной. Слова можно произносить самые обыкновенные, но его речь, рассказ становиться живой картиной. Слова можно произносить просто так, попросту болтать, а можно говорить взволнованно, с чувством. Человек может рассказать о смешном или печальном, но самая замечательная речь та, которой есть чувство, смысл и красота. Музыка - это тоже речь. В ней есть смысл, красота и чувство, и в этом мы сегодня убедимся…, мы убедимся, что музыка живая, но для начала надо распеться и сделать гимнастику.
2 этап - артикуляционная гимнастика
- покусаем кончик языка (4р.)
- покусаем язык и справа и слева
- языком протыкаем щечку (4р.)
3 этап - исполнение песни «Урок сольфеджио», муз. Т.Попляновой
4 этап - практический – А что вы сейчас спели вниз? (-Гамму) Посмотрите на столбицу. На ней красным цветом обозначены все устойчивые ступени. А сейчас, давайте, ребята поиграем с вами в игру «Устойчивые кочки»: я буду вам играть устойчивые ступени, а вы, пропевая, будете их отыскивать на своих клавиатурах.
- Следующее задание заключается в том, что вы должны придумать мелодию из устойчивых ступенек на скороговорку «Шесть мышат в шалаше шуршат». Дети придумывают свои варианты песенок, поют их. Одновременно проигрывают их на инструменте.
- А теперь давайте их попробуем сыграть от звуков «соль» и «фа». Благодаря «Тонике» и другим устойчивым ступеням, музыка становиться осмысленной.
- Спортсмен, чтобы закинуть мяч в кольцо может двигаться различными шагами.
5 этап - сравнительный анализ. Детям предлагается исполнить песни «Большие ноги» Т. Попляновой и «Колыбельную». Сравнивая песни, дети приходят к выводу, что в них сочетаются и короткие и длинные длительности.
6 этап - исполнение песни на свирели.
- поем песню цифрами;
- поем песню словами;
- поем, отстукивая кроткие и длинные звуки.
Мелодия любой песни состоит из интервалов (небольших мелодических расстояний). Дети отгадывают интервалы, показывая соответствующий рисунок на карточке.
7 этап - заключительный - Вы убедились, ребята, что музыка находиться в постоянном движении, что у нее есть скорость движения, есть своя высота (поощрение учащихся).