kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Радостней сделать жизнь" урок по самопознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Радостней сделать жизнь" урок по самопознанию»

Открытый урок самопознания в 10 классе на тему"Радостней сделать жизнь"

Класс:  
Тема урока: Радостней сделать жизнь 
Тип урока: комбинированный (смешанный) 

ЦЕЛЬ: углубление представлений учащихся о чувстве радости, способности радоваться, значении оптимизма для обретения жизненного вдохновения. 

ЗАДАЧИ: 
• Раскрыть грани понятий «оптимизм» и «пессимизм»; 
• Развить способность радовать других и радоваться самому; 
• Воспитывать оптимистическое восприятие действительности. 

Оборудование: интерактивная доска, ролики из интернета «Жизнь прекрасна» и «Позитив». 

Ход урока: 
Ребятам предлагается просмотреть презентацию «Жизнь прекрасна». 
В вопросах беседы заложена возможность проанализировать ролик, а так же поделиться жизненным опытом: 
- Как вы думаете, увиденный вами ролик является позитивным или нет? Почему? 
- Что вам в нём понравилось и не понравилось? Почему? 
- А что вас радует в вашей жизни? Что огорчает? 
- Как вы преодолеваете неудачи? 
- Какие события окружающей жизни вас вдохновляют? 
Случалось ли, что самые обыденные предметы побуждали вас к радостному творчеству, или наоборот вгоняли в депрессию? Расскажите об этом. 

Чтение истории из рубрики «Ситуация». Учащиеся читают по очереди. 
Поведение её участниц является ярким примером веры в свои силы, сохранения в душе позитивного настроя, верности жизненным принципам. 
Айгуль, Бибигуль и Дарья были особенно взволнованы. Ещё бы! Сегодня открывается первая в жизни персональная выставка их работ. Кажется, всё готово. Экспозиция завершена, гости приглашены, и даже известный городской телеканал проявил интерес к выставке. Но особенно радует девушек приход большого числа гостей. Среди них друзья, преподаватели, давшие дорогу в творчество, родители, братья, сёстры, хорошие знакомые. С особым трепетом ждут искусствоведа. От его авторитетного мнения многое зависит: он даст профессиональную оценку тому, что воплотилось в художественные композиции. А воплотилось многое… Не даром выставку решили назвать «Три дневника». Три дневника – это три откровения, три исповеди о себе, времени, жизненных ценностях… 
И вот выставка открыта! Столько гостей! А сами организаторы творческого действа особенно радостны! Они очень надеются на понимание, заинтересованность, неравнодушие пришедших, готовы ответить на все их вопросы. Один за другим выступают коллеги-художники, сотрудники выставочного зала, друзья, родители. И вот слово берёт тот самый очень уважаемый искусствовед. Он изъявил желание высказаться в самом конце официальной части открытия. Начал резко и беспристрастно. Общий смысл выступления можно выразить несколькими фразами: «Не получилось! Зря старались! Не тот рисунок, не тот цвет, не те темы!» Доводы были настолько профессионально убедительными, что, казалось, даже краски на картинах потускнели. Искусствовед, правда, совсем не учёл, что цель выставки – показать свои внутренние переживания, задать вопросы, которые волнуют. Да и деньги не оформление работ, аренду зала, транспортные услуги по доставке картин девушки заработали сами. Темы композиций тоже продумали сами. Значит, было острое желание поделиться своими мыслями с людьми языком искусства. И большинство присутствующих в зале это понимали, хотя не были профессиональными искусствоведами. 

- Как бы вы отреагировали на выступление искусствоведа на месте наших девушек? Давайте узнаем как же отреагировали юные художницы. 

Настроение у юных художниц в тот день упало. Пропал радостный блеск в глазах, как-то сошли на нет улыбки. Трудно спорить с теми, кто обладает профессиональным правом выносить вердикт… 
С тех пор прошло много лет. Девушки продолжают заниматься изобразительным творчеством. У Бибигуль было несколько успешных выставок, о ней часто пишут в газетах как об успешном художнике. Дарья – талантливый иллюстратор детских книг, которые помогаю малышам понять, что такое хорошо и что такое плохо. Айгуль продолжает художественное образование за границей, хочет в дальнейшем преподавать в художественном вузе. Настроение радостного творчества их не покинуло, хотя день открытия своей первой в жизни выставки вспоминать не любят… 

- Что помогло художницам справиться с неудачей? 

Выводы, сделанные в ходе анализа ситуации, подтверждаются учебной информацией: 
Радостное восприятие жизни – это способность быть оптимистом. Народная мудрость гласит: Все наши потери только для обретения нового, все наши расставания служат для новых встреч, а все переживания душевные – для духовного роста. 

- Давайте с вами по практикуемся и рассмотрим неудачи как оптимисты. А так же составим перечень советов, как не терять присутствие духа. 

1. Деловой партнер не выполнил данного обещания, что отразиться на ваших личных делах; 
2. Сорвался поход на природу с друзьями из-за плохой погоды; 
3. Отключили свет во время трансляции долгожданного футбольного матча; 
4. В торговом центре не оказалось телефона желаемой марки, о котором давно мечтали; 
5. Потеряна крупная сумма денег, данная родителями на покупку видеокамеры. 
В следующем задании предусмотрена возможность систематизировать полученные знания по теме. 
- Прочитайте высказывания известных людей. Какой темой они объединены? Сформулируйте своё высказывание по этой теме. 

Жизнь здесь – не юдоль плача, не место испытания, а нечто такое, лучше чего мы ничего не можем себе представить. Радость этой жизни бесконечна, только бы мы пользовались ею для того, для чего она дана нам. 
Недоброе расположение человека к другим людям делает его несчастным и отравляет жизнь другим. Любовное же настроение как маслом смазывает колёса жизни и делает её легкою и приятною и для него, и для всех тех, с кем он общается. 
Лев Толстой 
Люди большею частью так относятся к своим удовольствиям, что огорчаются, если теряют их. Но прав только тот человек, который умеет радоваться и вместе с тем не огорчаться, когда проходит причина его радости. 
Паскаль 

Попробуй, может быть, тебе удасться прожить, как человеку, довольному своей судьбой, приобретшему внутренний мир любовью и добрыми делами. 
Марк Аврелий 
Главный секрет для сохранения весёлости в том, чтобы не позволить пустякам тревожить нас и вместе с тем ценить те маленькие удовольствия, которые выпадают нам на долю. 
Смайльс 

- Для продолжения работы по нашей теме мы разделимся на две группы, и каждая группа рассмотрит примерный перечень ежедневных дел вашего ровесника. Потом вам необходимо их прокомментировать: одна группа с точки зрения оптимиста, а вторая с точки зрения пессимиста. 
Человеку моего возраста необходимо: рано просыпаться, делать зарядку, готовить завтрак, идти на занятия в школу, отвечать у доски, выполнять контрольные работы по различным предметам, помогать дома по хозяйству, заниматься самообразованием, навещать родственников, заботиться о младшей сестрёнке, выполнять домашние задания, гулять с собакой, мыть посуду после ужина. 

После защиты своих проектов особое внимание учащихся следует обратить на выводы, что радостней сделать жизнь может каждый человек. Важно развивать в себе способность быть оптимистом, а значит рассматривать любое событие с точки зрения урока, который можно извлечь. 
Давайте с вами встанем в круг, и каждый по очереди сформулирует утверждение, которое можно было бы назвать «советом на каждый день для поддержания бодрости духа», и подарим это утверждение своим одноклассникам. 
В заключении ребятам предлагается просмотреть ещё один ролик под названием «Позитив».

План урока «Самопознание»

Тема: Быть,а не казаться

Ценность: истина Качества: целеустремленность, настойчивость

Цель: раскрытие ценностного смысла понятия «достоинство» в становлении человека как личности.

Задачи:

-расширить представления о понятиях «достоинство», «лицемерие»;

- развить потребность в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Ресурсы:(материалы, источники) видеоролики, презентация,

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой «Подводное путешествие»

Проверка домашнего задания (воросы Быть человеком)дисскусия

Примечания

Позитивное высказывание

Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное. Артур Шопенгауэр

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

Ф. Ларошфуко



Притча Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

- Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем.

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.

Беседа

Творческая деятельность, групповая работа

Рассмотрите ситуации. В какой из этих ситуаций проявляется лицемерие? Почему?

1. Учитель ведет урок, строго следит за дисциплиной, и учащиеся внимательно слушают его. Как только он вышел, все тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться.

2. В учреждении ожидается приезд высокого началъ ства. Перед этим в помещении, в документах наводят порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». После визита все возвращается в прежнее русло.

3. Продавщица, обсчитывая покупателей, оправдывает ся, что сделала это по невнимательности, когда вы выра зили неудовольствие по поводу того, что она неправильно дала сдачу. Она извиняется, возвращает вам деньги, но продолжает это делать со следующими покупателями.

4. Подросток дома вежлив и послушен. В компании друзей он ведет себя развязно, употребляет слова, которые дома родители от него никогда не слышали.

Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям. С лицемерием связаны притворство, лукавство. Иногда человек действует так в силу обстоятельств, чтобы не противоречить устоявшимся стереотипам поведения. Но именно это способствует утрате верных жизненных ориентиров, расшатыванию нравственных основ личности.

Б)работа с письмами по группам (белое, красное)

В)чтение в учебнике NB

г) опыт с купюрой

Запись в тетради о лицемерии

Групповое пение.

Каждый выбирает по себе


Домашнее задание.

Эссе «А я какой?»

Заключительная минута (афирмации)


В различных ситуациях стереотипы действия человека различны . Возьмем школьника. Находясь со своими родителями, школьник будет вести себя так, как они позволяют ему делать это. То есть, он будет приспосабливаться к данным условиям. Например, он не будет при родителях нецензурно выражаться, если это не поощряется, и не будет делать то, что он позволяет себе, находясь рядом со своими друзьями. Друзья создают условия, отличные от домашних. И к ним придется по-другому приспосабливаться. Придется постоянно терпеть на себе подавление и подавлять самому, а также приобретать общий с компанией стереотип и принимать общие увлечения. В школе свой кодекс чести и мои правила поведения. Каждый человек видит и понимает, как он хочет, только его собственный контекст. То есть школьнику приходится постоянно менять маски, и во всех контекстах он не будет полностью самим собой. Он будет лицемером со своими родителями, когда будет уверять их, что не курит и не выражается нецензурными словами, что не дерется и старается уделять больше внимания учебе. Искренность здесь исключена, ведь родители тоже не видят всего положения дел. Они не знают, что среди друзей невозможно приспособиться и занимать достойное место, если жить по правилам родителей, то есть не курить, быть вежливым и хорошо учиться. Друзьям тоже придется лицемерить, ведь у них разные стереотипы и условия в их семьях. Одни не имеют возможности хорошо учиться, поэтому не уважают тех, кто имеет успехи в учении. И к их мнению придется приспособиться, если это выгодно. Другие, Наоборот, ценят порядочность и ответственность. Поэтому каждый раз придется находить компромисс с каждым индивидуально.

Лицемерие - это основной способ приспособиться к многообразию условий. Нет на Земле ни одного человека, который вел бы себя одинаково во всех ситуациях. Разные стереотипы и взгляды на жизнь вынуждают нас не понимать Друг друга и всегда осуждать. В каждой семье люди осуждают своих соседей, друзей, коллег по работе, начальников, уличая их в жадности и пронырливости, нечестности и равнодушии. Но стоит оказаться с ними рядом, как они начинают изображать радушие и свое благосклонное отношение к ним, сдерживая порывы высказать свое настоящее мнение о них.


«... Меня с детства учили думать, мыслить самостоятель¬но, развивать ум, насколько это возможно. Отец мой моряк, поэтому я не успел с ним подружиться... Человек он хоро¬ший, но суровый и поэтому собственные мнения не высказы¬вает, а декретирует. Во мне с малых лет начал развиваться некий аналитический комплекс, видимо, компенсирующий комплекс неполноценности. Что же, говорил я себе, я не красавец. В жизни мне не везет (так полагал я тогда), будем развивать то, что для меня, имеющего солидный наследственный потенциал и поглощающего с четырех лет все виды информации, наиболее выигрышно...

Моей первой любовью была девочка из соседнего класса, наш роман - в основном телефонный - тянулся два месяца. Потом я ей «надоел». Ее новый парень, которому она пожаловаться, что я надоедал ей по телефону два месяца, меня отколотил. И все же, если бы после этого она позвала меня, я побежал бы к ней и совершил бы ради нее все, что угодно. Но она не позвала. Тогда мой гнев начал расти, наконец он обрушился, но не на нее и нового ее «возлюбленного» - на меня самого. Я подумал: что толку в моих душевных и умственных качествах, если я несчастлив?! И начал работу по перекраиванию себя самого.

Я решил построить танк. Из брони рассудочности и равнодушия. С вооружением из всех известных миру честных и не честных методов жизнепроходства. Всю установку решил поставить на шасси из работоспособности, изворотливости и упорства. Я ввел эту машину в эксплуатацию ко дню моего совершеннолетия. И я теперь

торжествовал. Люди не могли достать меня за толстой броней, в то время как мне удавалось многое. Самое существенное: я научился не думать о потерях. Ведь идет война, где каждый за себя, это означает, что потери только у врагов.

Cейчас я воспринимаю мир таким, каков он есть, и обращаюсь с ним так, как он того заслуживает. И мне везет. Не хватает лишь одного - человеческого общения. Но ведь недаром о нем говорят, что это роскошь.

Владимир»


«Мне захотелось рассказать вам о моей жизни, точнее -образе жизни, о поисках этого образа. Я - тихоня. Когда я училась в институте и жила в общежитии, обо мне говорили: « Да к ней в комнату и крокодила поселить можно, она с ним уживется». Меня, пожалуй, любили, обо мне говорили, пожалуй, хорошо. Но в этой любви было что-то обидное, потребительское, что ли. Стрясется беда - бегут ко мне, потому что я могу посочувствовать, дать дельный совет. Но при этом никто не интересовался, чем я живу, почему печальная или веселая, никто. И никто из моих общительных подруг или уха¬живающих за мной молодых людей не пытался углубить отношения со мной. Не уродина я, красивее многих (это не мое мнение), и веселой могу быть в компании, а вот по-настоящему никому не нужна... Я стала докапываться: почему? И один молодой человек объяснил: «Ты не такая, как все: дело даже не в том, что ты не красишься и одета... э-э-э, ну, ты уж не обижайся... скромненько... а дело в том, что ты внутренне не такая, а это нехорошо. Тебя поняты почти невозможно: существо иного порядка...» Я пере-! спросила: «Неужели невозможно?» «Если поломать голову, то, конечно, можно, - ответил он мне. - Но ты сама посуди, кому же охота ее ломать. Тихая ты... лично я боюсь тихонь».

Вот тогда-то я и решила: играть в жизни определенную роль, что-то убить в себе - убить то, что мешает мне в общении с окружающими людьми, мешает быть «как все»...

Начала с того, что изменила, «усовершенствовала» внеш¬ность. Прическа теперь - как у всех, одежда теперь - как у всех, макияж на лице - как у всех. И говорю теперь то же, что и все. Болтаю с уверенным видом, порою тошно себя слушать самой. Раньше только изредка улыбалась - теперь хохочу в голос.

Молодой человек позволил себе лишнее - дала по морде и вмиг перестала быть загадкой, над которой надо ломать голову. А раньше, наверное, заплакала бы... Когда надо было, по столу кулаком ударила, где было надо - локтями соседей распихала. Начинают разговор - и я тут как тут.! Понимаю или не понимаю, о чем говорят, но к месту пару «умных» слов введу, анекдот расскажу.

Бог ты мой! Совсем иначе стали ко мне люди относиться. Говорят: су пер девочка! Но почему-то от этого мне было не по себе. Смыла я косметику, надела старенькие джинсы и на том эксперимент закончился. И снова я одна, мне двадцать один год и не нужно мне того ненастоящего, что было, когда я играла за какие коврижки не нужно. Не могу я ничего в себе убить, не могу... Я поняла, что самое страшное – насилие над собственной душой, я поняла, что нельзя играть безнаказанно чужую роль в жизни, мне кажется, я что-то утратила внутренне ценное от этой игры.

ПОТОМУ и пишу это письмо, хочется кому-то покаяться. А -не кому. Не пойдешь же к тем, кто восхищался «супер девочкой»?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Радостней сделать жизнь" урок по самопознанию

Автор: Майлыбаева Куралай Сагынаевна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 411940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самопознание  10 класс  Тема: Радостней  сделать  жизнь "
    ["seo_title"] => string(53) "samopoznaniie-10-klass-tiema-radostniei-sdielat-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "169671"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423454923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока самопознания "Учимся уважать себя и других""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokasamopoznaniiauchimsiauvazhatsiebiaidrughikh"
    ["file_id"] => string(6) "274294"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452355689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок самопознания в 6 классе  Тема: Природа – бесценный дар"
    ["seo_title"] => string(61) "urok-samopoznaniia-v-6-klassie-tiema-priroda-biestsiennyi-dar"
    ["file_id"] => string(6) "303942"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Статья "Нравственно. духовное воспитаниена уроках самопознания через игру как одного методического приема обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_nravstvienno_dukhovnoie_vospitaniiena_urokakh_samopoznaniia_chieriez_igh"
    ["file_id"] => string(6) "377281"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484028647"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок самопознания "Цель жизни" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-samopoznaniia-tsiel-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "246796"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446459396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства