kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа над дикцией и артикуляцией в музыкальном произведении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по сольному пению

Просмотр содержимого документа
««Работа над дикцией и артикуляцией в музыкальном произведении»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств села Исаклы»









Разработка открытого урока по сольному пению

«Работа над дикцией и артикуляцией в музыкальном произведении»
















Разработчик:

преподаватель фольклорного отделения

МАУ ДО ДШИ с. Исаклы

Н.Ю. Семенова










Исаклы, 2018

Содержание:

  1. Введение

  2. Структура

  3. Практическая часть

  4. Подведение итогов













































I.Ведение

Детский певческий голос уже с первых своих проявлений сориентирован на народную манеру звукообразования, поскольку ребенок поет также естественно, как и говорит. Если мы встречаем у детей какие-либо иные манеры звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что ребенок подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это приводит к неестественности звукообразования, разрушению индивидуальных певческих данных ребенка.

Одним из способов устранения неестественности звукообразования является применение речевых упражнений или скороговорок. Произнесение их сопровождается внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание. Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные, вести своего подопечного от произнесения простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков.

Пропевание упражнений и произнесение скороговорок в быстром темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра голоса, естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, укладки языка, губ. Это связано с тем, что в быстром темпе у учащегося не успевает срабатывать подражательный рефлекс и проявляются его индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани.


II. Структура урока

Открытый урок по сольному пению

Преподаватель: Семенова Надежда Юрьевна

Концертмейстер: Колесников Андрей Евгеньевич

Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией музыкальном произведении»

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: Сольное пение

Год обучения: 3

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие артикуляционного аппарата учащегося по средствам отработки правильного произношения текста, во время исполнения музыкального произведения.

Задачи: Ясно и четко произносить поэтический текст

Использовать в пении речевые интонации

 

 

I. Организационный момент.  (1-2 минуты)

Педагог:  Здравствуй! Тема нашего урока – «Работа над дикцией и артикуляцией музыкальном произведении» Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

    Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Речевая дикция целиком зависит от четкого произношения согласных. Качество произношения звуков речи, разборчивость слов, дикция полностью зависит от активной работы артикуляционного аппарата, а вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.  Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

III. Практическая часть.

1.Распевание (15 мин.)

1.1    Дыхательные упражнения.

  1. Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  2. Надуй шарик. «Надувая шарик» носом сделать глубокий вдох и, затем медленно выдуваем воздух на звук – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

1.2 Артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

  1. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Пришел Прокоп кипит укроп, ушел Прокоп кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп , так и без Прокопа кипит укроп» - на глухие согласные «Три сороки тараторки тараторили на горке» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Все артикуляционные упражнения произносятся твердыми губами, при активной работе

  2. Проговорить несколько раз, плотно сжимая губы мышц:

  1. П – Б, П –Б, П – Б, П – Б зыка.

  2. Шшшшшшш – шумит лес

1.3. Распевки:

Ель моя елонька зеленая, зималь моя зимонька, ледяная

-У меня, у меня, у меня ли беда

-Ле-ли, ле-ди лель.


2. Работа над дикцией в песне р.н.п. «Выйду, выйду я на новое крыльцо» (15 -17 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню « Выйду, выйду я на новое крыльцо»( которую мы разучили на предыдущем занятии.  (Разучена мелодия на слог)

а) Беседа о настроении песни (радостная, солнечная).

б) Проверка домашнего задания

-Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке первого и второго куплета.

1Выйду, выйду я на новое крыльцо (2)

Я ударю в золоченое кольцо (2)

2.Созову гостей во пир пировать (2)

Во веселой во беседушке сидеть (2)


в) прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. (3мин)

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.

Формулировка домашнего задания:

- К следующему уроку проработай так-же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

- До свиданья!

 



Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано.

Методическое обеспечение занятия:

- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Работа над дикцией и артикуляцией в музыкальном произведении»

Автор: Семенова Надежда Юрьевна

Дата: 08.07.2019

Номер свидетельства: 516533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого занятия на тему: Дикция и артикуляция на уроках эстрадного вокала "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-na-tiemu-diktsiia-i-artikuliatsiia-na-urokakh-estradnogho-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "240786"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_diktsiiei_i_artikuliatsiiei_v_vokal_nykh_uprazhnieniiakh_i_muzykal_no"
    ["file_id"] => string(6) "409672"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492421368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением». "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-artikuliatsiia-kak-vazhnieishieie-usloviie-raboty-nad-vokal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "182668"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425568753"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вокально-хоровая  работа (по хору) для 1-3 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "vokal-no-khorovaia-rabota-po-khoru-dlia-1-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432806308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Театрализованные игры в детском саду" "
    ["seo_title"] => string(113) "pierspiektivnyi-plan-raboty-s-diet-mi-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-tieatralizovannyie-ighry-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "207204"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430373641"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства