kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Работа над  дикцией и артикуляцией в вокальных  упражнениях и музыкальном  произведении с начинающим вокалистом.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения: 1

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.»

Открытый урок по вокалу

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения: 1

Тип урока: комбинированный


Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.


Задачи:


Образовательные:


  • Обучение правильному произношению скороговорок.

  • Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

  • Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.


Развивающие:


  • Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

  • Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.


Воспитательные:


  • Формирование речевой культуры.

  • Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

  • Воспитание осознанного подхода к обучению.








Методы обучения:

*наглядный (слуховой и зрительный);

* словесный (рассказ, объяснение, диалог);

* иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

*эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

* побуждение к самоконтролю;

* проговаривание текста песни «нараспев»;

*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.



Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано.



Методическое обеспечение занятия:

- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».















Структура урока

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

III. Практическая часть.

1.Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

  • Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  • Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.



1.2 Артикуляционные упражнения.


  • Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

  • Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.


1.3 Вокальные упражнения

  • Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

  • . Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

  • Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».

  • Песенка- попевка «Кролики» Горбиной Е.В. (см. Приложение 2)







2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)

а) Беседа о настроении песни ( радостная, весенняя, солнечная).

б) Проверка домашнего задания

-Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.

1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,

Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,

Чтобы запели птицы и расцвела сирень,

Чтоб мы гулять могли бы целый день.


Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,

Становятся задорнее и ярче голоса.

Весною столько света, столько солнечной любви,

Весною так прекрасны соловьи!


2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.

Пусть солнышко согреет и елку и сосну.

И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,

И раскрывает клювик маленький птенец.


в) прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.

г) прочитать 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:

« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,

Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.

Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе ( следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.









IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.

Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

- До свиданья!








































Приложение №1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

  • улучшают дренажную функцию бронхов,

  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

  • улучшают нервно - психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши.  Мы делаем по 8 движений  дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).







8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хомченко Дмитрий Евгеньевич

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_diktsiiei_i_artikuliatsiiei_v_vokal_nykh_uprazhnieniiakh_i_muzykal_no"
    ["file_id"] => string(6) "409672"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492421368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства