Просмотр содержимого документа
«Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.»
Уважаемые, коллеги! Сегодня вашему вниманию будет представлен конспект открытого урока по постановке голоса. Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом». Урок представлен учащейся вокального класса 1 – го года обучения Полиной С.
Учащаяся младшего школьного возраста, а мы с вами знаем, что младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребёнка в плане его становления как личности. На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7 – 10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание.
Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного обращения к себе. Поэтому, работая на уроках с детьми этого возраста, преподаватели обязательно должны применять здоровье – сберегающие технологии, и использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Принято считать, что в данном возрасте, примерный диапазон – ре – си 1 октавы. В пределах этой зоны, должен строиться весь исполняемый репертуар. Здесь детям удобно петь, у них легко, естественно и ненапряжённо звучит голос. Однако, нужно обязательно включать в работу над расширением диапазона, упражнения на перспективу развития вокальных навыков.
Открытый урок по постановке голоса
Дисциплина: Вокал
Преподаватель: Хламова Татьяна Олеговна
Концертмейстер: Милютина Ирина Михайловна
Учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Плесецкая школа» филиал ДО «Детская музыкальная школа» п. Североонежск
Дата: 01.11. 2016 г.
Учащаяся: Полина С., 8 лет (1 кл).
Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: открытый урок
Форма проведения: индивидуальная
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Воспитывающие:
1. Создать условия для формирования речевой культуры;
2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к тексту;
3. Воспитание осознанного подхода к обучению.
Развивающие:
1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на
дикционный оборот.
Обучающие:
1. Обучение правильному произношению скороговорок;
2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и
при исполнении музыкального произведения;
3. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.
Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», «Дикция и артикуляция», карточки формирования гласных.
Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц
Методы обучения: наглядный (слуховой, зрительный), словесный (объяснение, диалог), иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником), эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов
Методические приёмы: творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; побуждение к самоконтролю; проговаривание текста песни «нараспев»;
поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Структура урока:
I. Организационный момент (1 – 2 мин)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.(Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым.
II. Практическая часть. Распевание: (15 – 20 мин)
1. Разминка
упражнения для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
- вдох – голова назад, задержка – голова прямо, выдох – голова вниз.
упражнения для развития бокового зрения:
- поворот глаз вверх – вниз, вправо – влево. Задача вокалиста увидеть окружающие его
предметы.
2. Артикуляционные упражнения.
- Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ); упражнения для
освобождения языка и гортани; упражнения для укрепления мышц гортани;
упражнения для освобождения нижней челюсти.
упражнения для смачивания и размягчения голосовых связок:
- пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);
- «бежит лошадка» - поцокивание языком;
- «дразнящаяся обезьянка».
упражнения для освобождения корня языка и гортани:
- быстрый и короткий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот, выдох резкий,
со звуком «ФУ»;
- энергично произнести: К – Г, К – Г;
- кашляем, как старички: кха – кха;
упражнения для освобождения нижней челюсти:
- просто открыть рот, подвигать челюстью в стороны.
упражнения для активности губ:
- ма – мэ – ми – мо – му; ба – бэ – би – бо – бу; да – дэ – ди – до – ду.
упражнения на развитие дикции:
- чтение скороговорок. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании, с разными интонациями. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения, не забывать про темп.
скороговорка на т, д, р
на дворе трава, на траве дрова
не руби дрова посреди двора.
скороговорка на т, п
от топота копыт, пыль по полю летит
3.Дыхательные упражнения.
упражнение на тренировку брюшного пресса
- активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание”
– при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не
напрягались мышцы шеи.
- «надуваем шарик», руки на животе, вдыхаем через нос – задержка – выдох на звук С.
- «змея или шум леса» на звук «ш-ш-ш», усиливая и ослабляя звучание.
- «заводим мотоцикл» - р – р – р.
Переходим к вокальным упражнениям. Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе, вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.
4. Работа над дикцией в вокальных упражнениях и песенках – попевках.
1. «В школу» Е. Тиличеева.
2. «Бубенчики» Е. Тиличеева.
3. «Музыкальное эхо» Муз. М. Андреевой.
4. «Горошина» муз. В. Карасёвой.
III. Работа над дикцией и артикуляцией в песнях:
«Разноцветный дождик» муз.И. Кошминой, сл. Ю. Ильиной;
«Мышата» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова (20 мин).
1. Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).
2. Проверка домашнего задания
3. Прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в