kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные этапы работы над развитием дикции и артикуляции у начинающих вокалистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.»

Уважаемые, коллеги! Сегодня вашему вниманию будет представлен конспект открытого урока по постановке голоса. Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом». Урок представлен учащейся вокального класса 1 – го года обучения Полиной С.

Учащаяся младшего школьного возраста, а мы с вами знаем, что младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребёнка в плане его становления как личности. На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7 – 10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание.

Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного обращения к себе. Поэтому, работая на уроках с детьми этого возраста, преподаватели обязательно должны применять здоровье – сберегающие технологии, и использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Принято считать, что в данном возрасте, примерный диапазон – ре – си 1 октавы. В пределах этой зоны, должен строиться весь исполняемый репертуар. Здесь детям удобно петь, у них легко, естественно и ненапряжённо звучит голос. Однако, нужно обязательно включать в работу над расширением диапазона, упражнения на перспективу развития вокальных навыков.



Открытый урок по постановке голоса



Дисциплина: Вокал

Преподаватель: Хламова Татьяна Олеговна

Концертмейстер: Милютина Ирина Михайловна

Учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Плесецкая школа» филиал ДО «Детская музыкальная школа» п. Североонежск

Дата: 01.11. 2016 г.

Учащаяся: Полина С., 8 лет (1 кл).

Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: открытый урок

Форма проведения: индивидуальная



Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.



Задачи:

Воспитывающие:

1. Создать условия для формирования речевой культуры;

2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к тексту;

3. Воспитание осознанного подхода к обучению.



Развивающие:

1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на

дикционный оборот.



Обучающие:


1. Обучение правильному произношению скороговорок;

2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и

при исполнении музыкального произведения;

3. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.

Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», «Дикция и артикуляция», карточки формирования гласных.

Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц

Методы обучения: наглядный (слуховой, зрительный), словесный (объяснение, диалог), иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником), эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов

Методические приёмы: творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; побуждение к самоконтролю; проговаривание текста песни «нараспев»;

поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям)  как способ вызвать положительные эмоции.



Структура урока:

I. Организационный момент (1 – 2 мин)

    Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют  посторонние дополнительные звуки.

   Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.(Показ плаката: строение голосового аппарата).

   Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.  Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым.



II. Практическая часть. Распевание: (15 – 20 мин)

1. Разминка

упражнения для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

- вдох – голова назад, задержка – голова прямо, выдох – голова вниз.

упражнения для развития бокового зрения:

- поворот глаз вверх – вниз, вправо – влево. Задача вокалиста увидеть окружающие его

предметы.

2. Артикуляционные упражнения.

- Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ); упражнения для

освобождения языка и гортани; упражнения для укрепления мышц гортани;

упражнения для освобождения нижней челюсти.


упражнения для смачивания и размягчения голосовых связок:

- пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);

- «бежит лошадка» - поцокивание языком;

- «дразнящаяся обезьянка».

упражнения для освобождения корня языка и гортани:

- быстрый и короткий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот, выдох резкий,

со звуком «ФУ»;

- энергично произнести: К – Г, К – Г;

- кашляем, как старички: кха – кха;

упражнения для освобождения нижней челюсти:

- просто открыть рот, подвигать челюстью в стороны.

упражнения для активности губ:

- ма – мэ – ми – мо – му; ба – бэ – би – бо – бу; да – дэ – ди – до – ду.

упражнения на развитие дикции:

- чтение скороговорок. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании, с разными интонациями. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения, не забывать про темп.

скороговорка на т, д, р

на дворе трава, на траве дрова

не руби дрова посреди двора.

скороговорка на т, п

от топота копыт, пыль по полю летит

3.Дыхательные упражнения.



упражнение на тренировку брюшного пресса


- активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание”

при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не

напрягались мышцы шеи.

- «надуваем шарик», руки на животе, вдыхаем через нос – задержка – выдох на звук С.

- «змея или шум леса» на звук «ш-ш-ш», усиливая и ослабляя звучание.

- «заводим мотоцикл» - р – р – р.


Переходим к вокальным упражнениям. Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе, вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.



4. Работа над дикцией в вокальных упражнениях и песенках – попевках.

1. «В школу» Е. Тиличеева.

2. «Бубенчики» Е. Тиличеева.

3. «Музыкальное эхо» Муз. М. Андреевой.

4. «Горошина» муз. В. Карасёвой.

III. Работа над дикцией и артикуляцией в песнях:

«Разноцветный дождик» муз.И. Кошминой, сл. Ю. Ильиной;

«Мышата» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова (20 мин).

1. Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).

2. Проверка домашнего задания

3. Прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в

песне).

4. Прочитать 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить

согласные.

5. Исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе, а затем в темпе песни,

обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.



IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Хламова Татьяна Олеговна

Дата: 17.04.2017

Номер свидетельства: 409672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_diktsiei_i_artikuliatsiei_v_vokalnykh_uprazhneniiakh_i_muzykalnom_pro"
    ["file_id"] => string(6) "550533"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1589937537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства