kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические основы общения. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

содержание конспекта занятия раскрывает роль общения  в психическом развитии дошкольника; дает полный  обзор научных исследований в  области педагогического общения,  представления о специфике общения детей раннего и дошкольного возраста. В таблице систематизирован материал по возрастным периодам дошкольного детства с характеристикой новообразований детского общения в конкретном периоде. Представленный материал поможет студентам педагогического колледжа понять  сущность и значимость изучения данной темы в будущей профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы общения. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте»



Лекция 1

Дисциплина: МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Продолжительность занятия: 2 академических часа..


Тема. Психологические основы общения. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте


Тип урока:изучение нового материала

Задачи:

дидактические:

раскрыть роль общения в психическом развитии дошкольника;

провести обзор научных исследований в данной области;

дать общие представления о специфике общения детей раннего и дошкольного возраста

воспитательные:

понимать сущность и значимость изучения данной темы в будущей профессиональной деятельности;

развивающие:

осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Средства обучения: мультимедийная установка

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Основные понятия: общение, вербальные, невербальные средства, субъект, объект общения

План изучения темы:

  1. Общение и его роль в развитии ребенка.

  2. Исследования в области педагогического общения.

  3. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте.

























Технологическая карта занятия

№ п/п

Содержание и структура урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы обучения и контроля

Формы обучения

ПК и ОК

 

Организационный этап

2

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания

 

1 фаза «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 

Актуализация опорных знаний

3

Обращает внимание обучающихся на название темы урока  и просит ответить на вопросы:

-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?

-Почему?

Отвечают на вопросы

беседа

фронтальная

ОК1

ОК9

 

Целеполагание

5

Ставит цель урока

Определяют вместе с преподавателем цель урока, формулируют задачи

Беседа

фронтальная

ОК2

2 фаза «Осмысление содержания (получение новой информации)

 

Сообщение нового материала -  рассказ преподавателя:

ориентируемся в понятии -общение.

Раскрываем предмет исследований специалистов разных времен в области педагогического общения.

35

Преподаватель поясняет понятие общение.

поддерживает активное восприятие новой информации, ее осмысление, соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Обучающиеся делают записи в тетрадь.

Поддержка активного восприятия новой информации, ее осмысление, соотнесение с полученной информацией и с собственными знаниями.

лекция

фронтальная

ОК11

 

Определяем роль общения, признаки и специфику развития в периоды дошкольного возраста.

25

Преподаватель организует заполнение таблицы «Особенности развития детского общения»


заполняют таблицу

Практическая работа

Фронтальная

 


ОК2

ОК4

ПК.2.7

3 фаза «рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

 

Рефлексия

20

Предлагает объединиться в пары для оформления итогового тезиса

Работа в паре. Озвучивание результатов.


Парная работа

ОК3

 

Домашнее задание

5

Самостоятельная работа № 1

Составить библиографический список современной литературы по психологии общения детей дошкольного возраста.

 

самостоятельная

индивидуальная

ОК5



КОНСПЕКТ

1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКА

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью и непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Владение навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста имеет разноплановую научно-теоретическую и практическую реализацию:

- для воспитателей и учителей, так как на этом фоне формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный;

- для родителей, поскольку нормы поведения, усвоенные ребенком в семье отражаются на процессе его общения со сверстниками, а многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе привносятся в семью;

- для самих дошкольников, так как в дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: конфликтные и дружеские, и выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Как и у взрослого у ребенка способность к общению включает в себя:

- желание вступать в контакт с окружающим миром;

- знание норм и правил, которым надо следовать;

- умение организовать общение (слушать, сопереживать, выходить из конфликта).

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребёнка и взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном, а ребёнок воспринимает другое и соответственно отвечает ему о своём. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нём возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребёнка в непонятливости или непослушании. Задача взрослого как раз и состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребёнка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького собеседника, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Иногда взрослым кажется, что психическое развитие ребёнка происходит само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность детей, кормить, одевать и т.п. Но это не так. Окружающие взрослые - это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способами, знаниями, умениями, коммуникативными навыками, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребёнок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо не кормили и не одевали. Всё это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Роль общения особенно велика в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Благодаря общению создаются условия для развития творческой, всесторонне развитой личности. От того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным, непринужденным будет общение, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие ребенка, его дальнейшая социализация.

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребёнка, его характер и, в целом, будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребёнка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребёнок не может стать полноценным человеком.

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности. Так же отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Таким образом, недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей.



2. Исследования в области педагогического общения

Сфера общения в целом привлекала пристальное внимание исследователей в разные времена. Изучали природу общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения специалистов из разных областей науки:

Б.Д.Парыгин, И.С.Кон – социологи

А.А.Леонтьев – психолингвист

Я.Л.Коломинский, В.С.Мухина – специалисты детской и возрастной психологии.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. ( Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Многие ведущие психологи Л.И.Божович, Л.C.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, а также А. Валлон, Р. Заззо отмечают, что дошкольный возраст - это возраст, когда фактически закладываются основы личности. В это время у ребенка формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими. Малая общительность, неуверенность в себе могут оказаться серьезным тормозом в развитии активности и инициативности ребенка.

три стороны общения:

информационная (или коммуникативная),

взаимодействие (или интерактивная),

понимание (или перцептивная).

Признаки общения (по М.И.Лисиной):

Неспецифические:

1. Внимание и интерес к другому человеку.

2. Эмоциональная реакция на другого человека.

Специфические:

3. Инициативные акты (привлечение внимания к себе).

4. Чувствительность к воздействию другого человека



  1. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте.

.. Многие проблемы взрослого человека уходят своими корнями во младенчество. Характер будущей привязанности ребенка к своей семье напрямую зависит от реакции матери, ее способности откликаться на сигналы ребенка, ее чувствительности и отзывчивости.

Присутствие матери – основа безопасности для малыша. Он чувствует себя не уязвимым, испытывает меньше страхов, если уверен, что мать рядом. Стиль младенческой привязанности служит внутренним психологическим ориентиром при возникновении эмоциональной привязанности взрослого человека, его отношений к людям: родителям, супругу, детям. Ученые заметили, что все малыши, разлученные с матерью, реагируют на это одинаково. Сначала ребенок горько плачет, надрывно зовет ее, сопротивляется любым попыткам его утешить или заменить мать кем-то другим. Потом наступает отчаяние, полная пассивность. И, наконец, приходит защитное отчуждение, очевидное равнодушие, если мать вернется в этот момент – ребенок станет ее избегать.

Один из самых известных экспериментов, изучающих привязанность младенца обезьяны, проведен психологом Харлоу в 1959году. Использованы манекены из шерсти и из металла. В последнем – еда. В ситуации опасности детеныш бежал к шерстяному манекену, т. к. он напоминал ему о матери. Привязанность формируется постепенно.

Этапы привязанности младенцев:

1 этап от 0 до 3 месяцев - готов общаться с любыми близкими, не осознает мать как отдельное особое существо.

2 этап от 3 до 6 месяцев- выделяет мать, т.к.она быстрее и активнее реагирует на нужды малыша. Выделяет мать даже по отношению к бабушке.

3 этап от 6 до 8 месяцев- возникает чувство привязанности по отношению к тем, кто к ним проявляет любовь и заботу.

Общение ребенку в этом возрасте важнее, нежели кормление. У детей в домах малютки, где большой недостаток теплых отношений, человеческого общения у детей развивается «эффект госпитализма». Дети отстают в физическом развитии (весе, росте), они не улыбаются, у них нет комплекса оживления, они не реагируют на игрушки. В ситуации длительной изоляции, даже когда ребенок накормлен и здоров, возможна « смерть в колыбели».

Особенности детского общения проявляются:

1)в разной величине потребности в общении (зависит от темперамента); Потребность в общении со сверстниками ярко проявляется с 3 лет. Это ситуативное общение. В раннем возрасте оно отличается высокой эмоциональностью, раскованностью, непосредственностью. Дети часто кричат, смеются, жестикулируют. Экспрессивность в 9-10 раз выше, чем у взрослых. Дети легче «читают с лица».

2)Нерегламентированность (отсутствие знаний о нормах и правилах общения).Дети часто прыгают, кривляются, визжат, принимают причудливые позы, бегают друг за другом. Такое свободное поведение является важным элементом развития. Ребенок проявляет свою естественность и оригинальность.

3)Отсутствие настоящего взаимодействия.

Один из сверстников обычно более доминантен в общении (не умеет слушать другого, быть внимательным к его чувствам). Это причина конфликта. В общении со сверстниками дети подражают взрослым, осуждая товарищей за их проступки. До 4 лет детей важно научить сочувствовать.

На 5 году сверстники сознательно выбирают партнером по общению ребенка, а не взрослого. Содержанием общения становится – игра. У детей появляется потребность в признании, уважении со стороны сверстника. Открыто показывают зависть, злорадство, ревность, хвастают. К 5 годам у детей сформированы основы самооценки. Через сравнение себя с другими ребенок оценивает и утверждает себя.

В 6-7 лет меняется отношение к сверстникам. Возрастает дружелюбие, желание защищать товарища, узнать его настроение, реже - злорадство. Общение обусловлено не только сюжетом игр, а интересом к товарищу, могут подолгу разговаривать с ним. Возникают устойчивые привязанности – дружба. Дети ищут друга. Важно понимать, что ребенку хочется поделиться с кем-то своими переживаниями, надо уметь понять, подсказать способ поведения. Т.О. особенности общения в том, что у детей слабый волевой контроль, небольшой опыт, не сформированы коммуникативные навыки, отсутствуют знания этикета, неполный речевой арсенал, чтобы выразить свои эмоции. Нарушения общения, трудности общения и коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: логический, стилистический, семантический и фонетический. Барьеры социально-культурных различий: социальные, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д. Барьеры отношений: эмоциональное неприятие, недоверие к коммуникатору, неуверенность в обществе коммуникатора и т.д. Группы трудностей (В.Н.Куницына): субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера и «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Первичные и вторичные трудности. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Дефицитное общение: одиночество, отчуждённость. Дефектное общение: акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты. Деструктивное общение: понятие, формы.

1. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик?

2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

4.     Л. С. Выготский отмечал, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого

7.     Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

8.     Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию.





Период

Характеристика

Новообразования

Параметры общения

Кризис одного года


Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (истерик), спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жестов, мимики или неудовлетворенными потребностями. Ребенок уже умеет ходить, выполняет многие действия с предметами, понимает речь взрослого начинает сам говорить.

Контакты полностью слиты с конкретными и перцептивными действиями

появление речи, доверие или недоверие к людям.

Потребности в общении нет. Есть 1 и 2 его признаки

1-2 года

Контакты полностью слиты с ситуацией и конкретными действиями

Не «видит» и не «слышит» другого ребенка

Возникает взаимодействие с предметом

Выделяет круг близких для общения

Потребности в общении нет. Проявляются 3 и 4 его признаки

2-3 года

ситуативное общение

Отличается высокой эмоциональностью, раскованностью, непосредственностью. Привлекает процесс совместных действий: манипуляции, убегание, сооружение построек.

Экспрессивность в 9-10 раз выше, чем у взрослых. Дети легче «читают с лица».

Общение –как процесс, а не результат.

Общение полностью слито с игрой

Речь – 5% контактов

Применение выразительных жестов, поз, мимики.

Потребность в соучастии, доброжелательном внимании

3-4 года

Величина потребности в общении зависит от темперамента.

Нерегламентированность (отсутствие знаний о нормах и правилах общения). Дети часто прыгают, кривляются, визжат, принимают причудливые позы, бегают друг за другом. Неспособность договариваться друг с другом. Отсутствие настоящего взаимодействия. Один из сверстников обычно более доминантен в общении.

Общение полностью слито с игрой

Речь – 75% контактов

Потребность в самовыражении (соучастии), доброжелательном внимании

4-5 лет

Сознательно выбирают партнером по общению ребенка, а не взрослого. Открыто показывают зависть, злорадство, ревность, хвастают. К 5 годам у детей сформированы основы самооценки. Через сравнение себя с другими ребенок оценивает и утверждает себя.

Речь – 85% контактов

Содержанием общения становится – сюжетно-ролевая игра.

В сотрудничестве, признании со стороны сверстника.

5-6 лет

Потребность в деловом сотрудничестве, склонность к конкуренции, преобладает эмоциональная окраска контактов.

Тяжелое переживание отверженности от группы.

Речь возможна без зрительных контактов, предметные действия

В сотрудничестве, признании

6-7 лет

Меняется отношение к сверстникам. Возрастает дружелюбие, желание защищать товарища, узнать его настроение, реже - злорадство. Особенности общения: слабый волевой контроль, небольшой опыт, не сформированы коммуникативные навыки, отсутствуют знания этикета, неполный речевой арсенал, чтобы выразить свои эмоции.

Общение обусловлено не только сюжетом игр, а интересом к товарищу. Возникают устойчивые привязанности – дружба.

В сотрудничестве, в уважении




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические основы общения. Специфика общения в раннем и дошкольном возрасте

Автор: Ведринцева Елена Ильинична

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования глазами родителей: преимущества и перспективы развития» "
    ["seo_title"] => string(149) "fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart-doshkol-nogho-obrazovaniia-ghlazami-roditieliei-prieimushchiestva-i-pierspiektivy-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "158830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421818311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Использование народного фольклора  в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "ispol-zovaniie-narodnogho-fol-klora-v-formirovanii-nravstviennykh-chuvstv-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "241285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445205542"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Психологические особенности и основы психологической коррекции детей раннего и дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(117) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-i-osnovy-psikhologhichieskoi-korriektsii-dietiei-ranniegho-i-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "135999"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417015364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация.Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-formy-priobshchieniia-doshkol-nikov-k-dietskoi-subkul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "238696"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444635893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства