Презентация "Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре" предназначена для педагогов,родителей.?
Детская субкультура является одним из основных компонентов социализации ребенка.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в её отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Внутренняя логика возрастных фаз развития ребенка предопределяет общие принципы этого процесса. Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов. Конкретные способы действенного освоения окружающего мира, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками передаются от поколения к поколению детей в рамках традиций детской субкультуры.
Выделены несколько основных функций субкультуры.
Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной ее функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и вместо нее) берет на себя обучающие и воспитывающие функции.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.
Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношение мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
- детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др.);
- детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории – небылицы, «черный юмор», или детские «садистские» стишки);
- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.
- детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;
- детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
- коллекционирование и собирательство. Почти все дети рано и поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость однородности с разнообразием, что дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.
- создание собственных сокровищниц, которые обычно хранятся дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища».
Сокровищницей мальчика, как правило, считается его карман. Основное содержимое обычно составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице, подаренные, перешедшие по наследству от старших или выменянные у других детей, туда не кладут предметы, купленные в магазине. Своим богатством ребенок, как правило, любуется один, чтоб никто не мешал. Сокровищница существует в течение нескольких лет, а затем незаметно исчезает.
Тайники и секреты свидетельствуют о желании ребенка материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира.
Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.(9 слайд)
2.Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре
Основными задачами приобщения к детской субкультуре выступают:
- развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
Для решения поставленных задач создаются условия, обеспечивающие ребенку возможность транслировать окружающим свой собственный мир, его интеграцию в детское сообщество и накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и разного пола:
- использование разнообразных форм приобщения дошкольников к детской субкультуре с учетом возрастной специфики,
- создание предметно-развивающей среды, наполненной компонентами детской субкультуры.
В ходе работы можно использовать различные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре:
· презентации жизни детской группы ("Новогодние фантазии", "Как мы играем", "В гостях у сказки" и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций;
· организацию выставок: персональных ("Мои увлечения" и др.), тематических ("Семейные увлечения", "Моя любимая книга"). Эта форма работы направлена на трансляцию ребенком собственного внутреннего мира и осознание значимости личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа вариативности;
· проведение праздничных событий и игровых тематических проектов ("Ярмарка современной игрушки", конкурс "Антимода", организация работы по изданию детского журнала, фотоателье). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом; совместные праздники детей и родителей. В процессе подготовки и проведения праздников создаются условия для гуманизации межличностных отношений между детьми и родителями, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, его желания "быть хорошим".
- проведение экскурсий. Дети дошкольного возраста быстро усваивают и запоминают новую информацию, если она подается в необычной обстановке. Каждое посещение нового места может стать настоящим захватывающим приключением, запоминающимся на долгие годы. Одним из таких важных событий в жизни дошкольника бывает посещение парка или музея, поездка в другой город или даже страну, где малыш узнает много нового, весело и интересно проводит время с родными, близкими и друзьями, обогащает свой жизненный опыт. Ребенок начинает понимать широту мира и расширять свое жизненное пространство. У него появляется устойчивый интерес и желание отправиться в новое увлекательное путешествие.
- художественно-издательская деятельность, в процессе которой решаются следующие задачи: обогащение социального опыта детей и их художественно-эстетических впечатлений, формирование познавательно-речевой активности каждого ребёнка в повседневной жизни, стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, а также создание благоприятного климата в группе. В ходе совместного творчества создаются книжки-самописки, ширмы-газеты, ширмы-коллажи (ширма (нем. Schirm) - складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей, бумагой; коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета Каждый участник художественно-издательской деятельности выполняет определённую функцию. Родители и педагоги участвуют в подготовке и сборе информации: они совместно со своим ребёнком рассматривают и подбирают фотографии, иллюстрации, сочиняют рассказы согласно выбранной теме. Тематика коллажа, газеты или книжки-самописки определяется темой, которая вызвала наибольший интерес у детей и нашла интересное отражение в их продуктивной деятельности. Педагоги выступают в роли координаторов и художников-дизайнеров, которые с помощью интересных приёмов оформляют совместно с детьми собранный материал.
- введение общегрупповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. В результате совместного обсуждения с детьми устанавливаются правила поведения: в группе, в центрах активности,в спальне и в приёмной. Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой.
Предметно-развивающая среда в группах может пополниться следующими компонентами детской субкультуры:
- для удовлетворения детской потребности в собирательстве - предметами-накопителями (сундучки, ларцы, коробы, корзины и т.д.);
- для осознания ребенком предпочтений других детей – сокровищницами;
- для осознания ребенком себя на разных возрастных этапах – моделями возрастных периодов (паровозики времени, «ладошки» и др.);
- для формирования навыков социальной безопасности у детей – социально-адаптированными играми.
· с целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, в групповой спальне можно организовать «Полочку нежности и ласки», где каждый ребёнок может уединиться. Здесь дети помещают свои фотографии с мамой или любимой игрушкой в красивой сюжетной рамочке, которые подбираются вместе с родителями. Каждый ребёнок имеет возможность перед сном мысленно пообщаться с любимой мамочкой или с другом, по которому скучает. «Полочка нежности и ласки», создает каждому ребёнку некое «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий окружающего мира, тем самым, выполняя и психотерапевтическую функцию.
Таким образом, приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.; Воронеж; 2000.
2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М., 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Иванова Н. О детской субкультуре// Дошкольное воспитание. 2004. №4 с.34-36