kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование народного фольклора в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

       На современном этапе развития общества особенно актуальна проблема нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

        В современных условиях одним из ведущих задач дошкольного звена является - формирование нравственных чувств, основ духовной и нравственной культуры личности ребенка дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом жизни человека. Ведь на этом этапе закладываются основы нравственной личности, развиваются представления, чувства, вырабатываются привычки, навыки, которые будут направлять дальнейшее ее совершенствование.

      Сегодня наше общество переживает кризис не только в экономике, но и в духовной жизни нации. К сожалению, даже современные СМИ вместо жизнерадостности, бодрости, желание жить, творить иногда транслируют передачи, содержание которых имеет деструктивное влияние. Очень осторожно нужно относиться к формированию нравственных чувств личности дошкольника, так как их психика только формируется и крайне чувствительной к любым воздействиям извне. Педагоги, родители, вообще все взрослые, которые находятся рядом с ребенком не имеют права допустить, чтобы у ребенка появилась недоверие к миру, к вечным общечеловеческим ценностям: любви, добра, справедливости, человечности, милосердия. Ведь именно в том, как ребенок относится к страданиям близких и чужих людей проявляется ее отношение к добру и зла, прекрасного и безобразного в жизни.

      Согласно государственных документов («О дошкольном образовании» (2001), «Национальная доктрина развития образования Украины в XXI в.» (2002), Базовый компонент дошкольного образования в Украине (1998 г. и 2012 г.) ведущими задачами которых - всестороннее развитие человека как личности, как высшей ценности общества, воспитание высоких моральных качеств будущих граждан, обогащения их культурного потенциала, основанного на культурно - исторических и моральных ценностях украинского народа, его традициях и духовности; овладение ценностями мировой культуры, общечеловеческими достижениями.

     Данная  проблема нашла свое отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых О.А. Ольжича, С.Ф. Русовой, М.И. Стельмаховича, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Педагоги отмечали, что фольклор является средством воспитания духовности и нравственности ребенка, поэтому на протяжении дошкольного возраста уместно использовать в общении с детьми малые жанры украинского фольклора (пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, считалки, афоризмы).

       Современные ученые, так же как и классики отечественной педагогики одним из ведущих средств духовного и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста считают украинский фольклор (А. Богуш, В. Бойко, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Н.В. Гавриш, В.И. Кононенко, А.Л. Кононко). Фольклор fоlк-Іоrе, - народная мудрость; народное знание), или традиционная народное творчество - художественная коллективная литературная и музыкальная творческая деятельность народа, яки средствами языка сохранила знания о жизни и природе, древние культы и верования, а также отражение мира мыслей, представлений, чувств и переживаний, народно фантазии [1].Особое внимание уделяли вопросу нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности и общении.
      Цель статьи заключается в определении и научном обосновании педагогических формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста средствами милых форм украинского народного фольклора.

    Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и ранней юности, когда добро и зло честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности, нравственной сути и видит, делает, наблюдает [5].

     Проблема нравственного воспитания является главным аспектом в становлении нравственно развитой личности. Согласно определим сущность нравственного воспитания и моральных чувств.

    Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [5].Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности, своего собственного поведения. В моральном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного [2]. Значение чувств в нравственном формировании личности очень велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. От направленности моральных чувств во многом зависит поведение человека.

      По мнению М. Стельмаховича, система образования должна воспитывать высоконравственного личность на основе национальных достижений: «Мудрость нашего народа идет от деда-прадеда, семьи, родного дома и материнской языка, от ясного неба и светлого солнца, от доброго сердца и всей души, глубоких человеческих чувств и переживаний, кристальной честности и человечности, светлой духовности, сердечной любви к детям » [4, с. 1311].

     Согласно исследовательскими выводами (Запорожец, Кононко), уже в конце дошкольного возраста ребенок проявляет способность понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых, ребенок делает те или иные поступки. Исследуя проблему нравственного развития ребенка, опираясь на труды педагогов Р. Буре, А. Виноградовой, С. Козловой, В. Нечаевой можно утверждать, что в условиях целенаправленного воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста преобладают мотивы личной выгоды. Ребенок способен осознавать нравственный смысл своего поведения.

        Известный педагог А.М. Богуш раскрывает особенности влияния народного фольклора на развитие ребенка, формирование его как личности. По мнению А.М. Богуш, дети, воспитанные на фольклоре, в основном более чувствительны к художественному образного слова. развитие ребенка вне фольклором только в пределах бытового общения тормозит развитие духовного начала, содержит опасность закрепления подсознательной ориентации уже с детства преимущественно на удовлетворение утилитарных потребностей I1].

     Н.В. Гавриш исследовала особенности осознания детьми переносного смысла пословиц и поговорок и обнаружила, что дети проявляют интерес к необычному содержания этих выражений, стремятся определиться в их значении, однако колеблются в понимании и интерпретации.

    В результате проведенных исследований по проблеме формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора важно всестороннее развитие морально воспитанного, всесторонне развитой личности, которая отражает ментальность своего украинского народа.

     Итак, процесс решения проблемы мы предлагаем начинать по взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, на основе взаимного доверия и заинтересованности. Потому что родители и педагоги являются первыми наставниками и проводниками в жизни ребенка.

      Важно пример взрослого, учитывая склонность ребенка к подражанию,
копирование поведения, при этом необходимо учёт характерных для возраста детей потребностей и интересов. Склонность дошкольников к усвоению нравственных норм может остаться нереализованной, если взрослый не может проникнуть в содержание моральных требований и не укажет на конкретные способы их выполнения.
          В  практической работе над данной проблемой использовались теоретические, эмпирические, статистические методы исследования. В частности были использованы игровые методы и приемы. В результате наблюдений замечены следующие изменения: - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они использовали для своего выступления пословицы, поговорки, в сюжетно - ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывали народные игры - забавы с помощью считалок. Мы заметили повышенный интерес к использованию малых форм фольклора у родителей во время совместной деятельности с детьми дома, в процессе которой дети подбирают пословицы и поговорки, а взрослые объясняют детям их смысл. Таким образом, анализ научной литературы и образовательной практики показал, что проблема нравственного становления личности актуальна, и в этой сфере сделано немало открытий (например, А.И. Киселева «Морально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами украинского фольклора»). Исследователь утверждает, что процесс нравственного воспитания заключается во взаимодействии воспитателя и ребенка с целью приобщения ее к моральным ценностям общества, формирования нравственного опыта, воспитания нравственных качеств личности, мотивов поведения.

      Процесс формирования нравственных чувств, нравственной и духовной воспитанности имеет свою специфику и трудности в организации, однако, усвоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать ее нравственные представления и культуру поведения.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование народного фольклора в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста »

Использование народного фольклора

в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста



На современном этапе развития общества особенно актуальна проблема нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

В современных условиях одним из ведущих задач дошкольного звена является - формирование нравственных чувств, основ духовной и нравственной культуры личности ребенка дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом жизни человека. Ведь на этом этапе закладываются основы нравственной личности, развиваются представления, чувства, вырабатываются привычки, навыки, которые будут направлять дальнейшее ее совершенствование.

Сегодня наше общество переживает кризис не только в экономике, но и в духовной жизни нации. К сожалению, даже современные СМИ вместо жизнерадостности, бодрости, желание жить, творить иногда транслируют передачи, содержание которых имеет деструктивное влияние. Очень осторожно нужно относиться к формированию нравственных чувств личности дошкольника, так как их психика только формируется и крайне чувствительной к любым воздействиям извне. Педагоги, родители, вообще все взрослые, которые находятся рядом с ребенком не имеют права допустить, чтобы у ребенка появилась недоверие к миру, к вечным общечеловеческим ценностям: любви, добра, справедливости, человечности, милосердия. Ведь именно в том, как ребенок относится к страданиям близких и чужих людей проявляется ее отношение к добру и зла, прекрасного и безобразного в жизни.

Согласно государственных документов («О дошкольном образовании» (2001), «Национальная доктрина развития образования Украины в XXI в.» (2002), Базовый компонент дошкольного образования в Украине (1998 г. и 2012 г.) ведущими задачами которых - всестороннее развитие человека как личности, как высшей ценности общества, воспитание высоких моральных качеств будущих граждан, обогащения их культурного потенциала, основанного на культурно - исторических и моральных ценностях украинского народа, его традициях и духовности; овладение ценностями мировой культуры, общечеловеческими достижениями.

Данная проблема нашла свое отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых О.А. Ольжича, С.Ф. Русовой, М.И. Стельмаховича, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Педагоги отмечали, что фольклор является средством воспитания духовности и нравственности ребенка, поэтому на протяжении дошкольного возраста уместно использовать в общении с детьми малые жанры украинского фольклора (пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, считалки, афоризмы).

Современные ученые, так же как и классики отечественной педагогики одним из ведущих средств духовного и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста считают украинский фольклор (А. Богуш, В. Бойко, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Н.В. Гавриш, В.И. Кононенко, А.Л. Кононко). Фольклор fоlк-Іоrе, - народная мудрость; народное знание), или традиционная народное творчество - художественная коллективная литературная и музыкальная творческая деятельность народа, яки средствами языка сохранила знания о жизни и природе, древние культы и верования, а также отражение мира мыслей, представлений, чувств и переживаний, народно фантазии [1] .

Особое внимание уделяли вопросу нравственного воспитания детей
дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности и общении.
      Цель статьи заключается в определении и научном обосновании педагогических формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста средствами милых форм украинского народного фольклора.

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и ранней юности, когда добро и зло честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности, нравственной сути и видит, делает, наблюдает [5].

Проблема нравственного воспитания является главным аспектом в становлении нравственно развитой личности. Согласно определим сущность нравственного воспитания и моральных чувств.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [5].

Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности , своего собственного поведения. В моральном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного [2].

Значение чувств в нравственном формировании личности очень велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. От направленности моральных чувств во многом зависит поведение человека.

По мнению М. Стельмаховича, система образования должна воспитывать высоконравственного личность на основе национальных достижений: «Мудрость нашего народа идет от деда-прадеда, семьи, родного дома и материнской языка, от ясного неба и светлого солнца, от доброго сердца и всей души, глубоких человеческих чувств и переживаний, кристальной честности и человечности, светлой духовности, сердечной любви к детям » [4, с. 1311].

Согласно исследовательскими выводами (Запорожец, Кононко), уже в конце дошкольного возраста ребенок проявляет способность понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых, ребенок делает те или иные поступки. Исследуя проблему нравственного развития ребенка, опираясь на труды педагогов Р. Буре, А. Виноградовой, С. Козловой, В. Нечаевой можно утверждать, что в условиях целенаправленного воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста преобладают мотивы личной выгоды. Ребенок способен осознавать нравственный смысл своего поведения.

Известный педагог А.М. Богуш раскрывает особенности влияния народного фольклора на развитие ребенка, формирование его как личности.
По мнению А.М. Богуш, дети, воспитанные на фольклоре, в основном более чувствительны к художественному образного слова ... развитие ребенка вне фольклором только в пределах бытового общения тормозит развитие духовного начала, содержит опасность закрепления подсознательной ориентации уже с детства преимущественно на удовлетворение утилитарных потребностей I1].

Н.В. Гавриш исследовала особенности осознания детьми переносного смысла пословиц и поговорок и обнаружила, что дети проявляют интерес к необычному содержания этих выражений, стремятся определиться в их значении, однако колеблются в понимании и интерпретации.

В результате проведенных исследований по проблеме формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора важно всестороннее развитие морально воспитанного, всесторонне развитой личности, которая отражает ментальность своего украинского народа.

Итак, процесс решения проблемы мы предлагаем начинать по взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, на основе взаимного доверия и заинтересованности. Потому что родители и педагоги являются первыми наставниками и проводниками в жизни ребенка.

Важно пример взрослого, учитывая склонность ребенка к подражанию,
копирование поведения, при этом необходимо учёт характерных для возраста детей потребностей и интересов. Склонность дошкольников к усвоению нравственных норм может остаться нереализованной, если взрослый не может проникнуть в содержание моральных требований и не укажет на конкретные способы их выполнения.
          В практической работе над данной проблемой использовались теоретические, эмпирические, статистические методы исследования. В частности были использованы игровые методы и приемы. В результате наблюдений замечены следующие изменения: - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они использовали для своего выступления пословицы, поговорки, в сюжетно - ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывали народные игры - забавы с помощью считалок. Мы заметили повышенный интерес к использованию малых форм фольклора у родителей во время совместной деятельности с детьми дома, в процессе которой дети подбирают пословицы и поговорки, а взрослые объясняют детям их смысл. Таким образом, анализ научной литературы и образовательной практики показал, что проблема нравственного становления личности актуальна, и в этой сфере сделано немало открытий (например, А.И. Киселева «Морально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами украинского фольклора»). Исследователь утверждает, что процесс нравственного воспитания заключается во взаимодействии воспитателя и ребенка с целью приобщения ее к моральным ценностям общества, формирования нравственного опыта, воспитания нравственных качеств личности, мотивов поведения.

Процесс формирования нравственных чувств, нравственной и духовной воспитанности имеет свою специфику и трудности в организации, однако, усвоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать ее нравственные представления и культуру поведения.

Использованная литература:


  1. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкільна лінгводидактика: Теорія і методика навчання дітей рідної мови: Підручник / За ред. А.М Богуш. - К.: Вища шк.., 2007. - 542 с.

  2. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С.Буре. –М.: Просвещение. 1987.-221 с.

  3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / і М Виноградова. - М.: Просвещение, 1991.- 106 с.

  4. Стельмахович М.Г. Українська народна педагогіка / М.Г.Стельмахович. - К.: 1997. – 288 с.

  5. Сухомлинський В.О. Вибрані твори / В.О.Сухомлинський. - К.: Радянська школа, 1997. - 640 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дегтярёва Юлия Владимировна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265146"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449848722"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста “"
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "265148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449849359"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка "
    ["seo_title"] => string(76) "vliianiie-narodnoi-siemieinoi-piedaghoghiki-na-razvitiie-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "141401"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418119522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства