Музыкальный слух - это основа музыкального мышления и музыкальной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотных слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух,чувство мероритма).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание сольфеджио в детской школе искусств»
Преподавание сольфеджио в детской школе искусств
Тема 1. Музыкальный слух и его психофизиологические особенности.
Музыкальный слух — основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотный слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух, чувство метроритма).
Музыкальный слух как психофизиологическое явление. Механизм первичной переработки музыкального раздражения и реакция на него (рефлекторная дуга).
Роль рефлексов на отношения в музыкальном восприятии.
Внутренний слух.
Основные типы звуковысотного музыкального слуха: 1) абсолютный музыкальный слух (тональный) — врожденная долговременная память на высоту звуков; 2) относительный музыкальный слух (интервальный).
Тема 2. Содержание курса сольфеджио в детской музыкальной школе.
Учебная программа по предмету как нормативный документ, определяющий задачи обучения, устанавливающий его конкретное содержание в четкой дидактической системе и дающий рекомендации по организации занятий и методике обучения. Общий объем знаний и навыков, обозначенный Программой.
Распределение учебного материала по классам. Возможные коррективы.
Основные формы работы на уроке: 1) интонационные упражнения и пение с листа; 2) слуховой анализ; 3) развитие чувства метроритма; 4) музыкальный диктант; 5) теоретические сведения (музыкальная грамота); 6) творческое музицирование.
Тема 3. Организация и планирование учебного процесса. Урок сольфеджио в ДМШ.
Групповой урок как основная форма учебной работы. Принципы комплектования групп. Роль учителя на уроке и активность учащихся в усвоении учебного материала. Повторение пройденного на предшествующем уроке, изучение нового материала, закрепление знаний и определение домашнего задания как основа структуры урока. Общедидактические и специальные задачи урока сольфеджио в ДМШ. Типы уроков: 1) традиционный (комбинированный) урок с изучением нового материала; 2) традиционный (комбинированный) урок с закреплением пройденного материала; 3) контрольный урок.
Календарно-тематический (перспективный) план на полугодие.
Поурочный план, его особенности. Способы реализации комплексного подхода к формированию слухового восприятия: 1) применение одного и того же музыкального образца в нескольких формах работы по развитию слуха; 2) использование одной тональности во всех формах работы в течение целого урока. При таком подходе происходит своеобразное слуховое «погружение» (термин заимствован из лингвистической педагогики) в тональность, способствующее скорейшему формированию у учеников разносторонних музыкально-слуховых представлений. Поэтому метод погружения в тональность в рамках одного или нескольких уроков особенно эффективен и предпочтителен на начальном этапе музыкально-слухового развития.
В плане урока это может быть отражено следующим образом:
Пение с листа (или одноголосный музыкальный диктант).
Пение или прослушивание данной мелодии с аккомпанементом педагога.
Слуховой анализ аккомпанемента.
Запись аккомпанемента буквенно-цифровыми обозначениями.
Воспроизведение отдельными учащимися аккомпанемента на фортепиано (можно с мелодией).
Сочинение и запись варианта мелодии.
Сочинение и запись варианта аккомпанемента (если таковой возможен).
Вокальная импровизация на основе данной мелодии (в старших классах).
Инструментальная импровизация (в старших классах).
Перед сольфеджированием рекомендуется настроиться в нужной тональности путем пропевания различных ладотональных элементов, а также воспроизвести (простучать) ритмический рисунок выбранной мелодии.
Поначалу петь с листа рекомендуется только в классе под руководством педагога, чтобы сформировать у учеников правильный подход к этой важной в развитии слуха форме работы. Порядок действий должен быть следующим: «вижу-слышу-пою-проверяю на инструменте». В домашних занятиях следует лишь повторить пение пройденных в классе образцов. Один из них можно странспонировать в какую-либо из пройденных тональностей или подобрать к нему аккомпанемент.
Тема 4. Интонирование в курсе сольфеджио.Формирование ладового слуха.
Интонирование как один из важнейших факторов музыкальной деятельности и как проявление мелодического слуха.
Психофизиологические особенности интонирования. Роль ассоциативного мышления в процессе интонирования. Роль рефлексов на отношения в процессе интонирования. Интонирование интервалов.
Интонирование и музыкальный строй как «совокупность высотных отношений между зонами» (по-Гарбузову). Связь мелодического и гармонического строя в процессе интонирования.
Методы формирования ладового слуха.Интонационное освоение элементов лада.
Клавиатура фортепиано как эффективное наглядное пособие в развитии координации слуха и голоса. Ручные знаки Золтана Кодая как эффективное средство визуального и тактильного подкрепления ладовых слуховых ощущений:
Возрастные особенности голосового аппарата и формирование вокальных навыков. Физиология детского и юношеского голоса (диапазон, мутация).
Основные правила пения. Правильное певческое дыхание–залог точного вокального интонирования. Требования к фразировке. Упражнения для развития вокальных навыков. Формы интонационной работы.
Развитие навыков пения с листа (примерный порядок действий):
1) настройка в тональности данной мелодии (пение элементов лада);
2) схематичное пение звуков-ступеней мелодии (можно с ручными знаками);
3) воспроизведение ритмического рисунка мелодии (можно с использованием ударных инструментов — барабана, ложек и т.п.);
4) сольфеджирование мелодии;
5) сольфеджирование мелодии с аккомпанементом педагога;
6) анализ гармонии в аккомпанементе.
Работа над двухголосием. Пение простых канонов.
Тема 5. Слуховой анализ в курсе сольфеджио.
Слуховой анализ – форма слуховой работы, направленная на активизацию внутреннего музыкального слуха. Развитый внутренний музыкальный слух как способность мысленно представлять отдельные качества музыкальных звуков (высоту, тембр) и других компонентов музыкального языка необходим для успешной музыкальной деятельности.
Целостный анализ. Роль эмоционального фактора в процессе восприятия. Процесс осознания слышанного (от общего к частному). Использование вопросно-ответной системы в работе по слуховому анализу.
Примерный перечень вопросов и заданий для анализа на слух музыкального произведения (миниатюры) или фрагмента:
Каков характер музыки?
Какие средства музыкальной выразительности использованы композитором для создания данного музыкального образа?
Определите лад.
Определите размер.
Какие длительности и ритмические группы вы услышали в данном музыкальном произведении (или фрагменте)?
Какие тональности вы услышали?
Связь слухового анализа с музыкальной литературой.
Тема 6. Развитие гармонического слуха
Гармонический слух – это способность воспринимать созвучия.
Работу по развитию данного навыка необходимо начинать с первых уроков, предлагая ученикам в игровой форме (“Угадай-ка!”) определить фонизм (консонанс или диссонанс) и количество звуков в созвучиях.
Методы работы по развитию навыков определения фонической и функциональной сторон созвучий в ладу. Роль сравнения.
Формирование гармонического слуха путем выработки слушательских и исполнительских рефлексов по схеме «слышу – воспроизвожу на фортепиано – пишу». В целях развития навыка активного, осознанного восприятия через связь слуховых и зрительных впечатлений с тактильными ощущениями каждое упражнение должно быть прослушано, воспроизведено (голосом и на фортепиано) и зафиксировано в нотном тексте.
Связь гармонического слуха с интонированием и исполнительской практикой.
Упражнения, направленные на развитие гармонического слуха.
Тема 7. Развитие чувства метроритма.
Роль тактильных ощущений в восприятии метроритма.
Развитие ощущения метра как пульсации метрических единиц и как соотношения сильных и слабых долей .
Формирование чувства ритма как закрепленных в памяти представлений о соотношении музыкальных длительностей.
Формирование навыка соотнесения каждой длительности с метрической долей.
Методы освоения отдельных ритмических групп.
Роль дирижирования. Особенности работы над дирижерским жестом.
Дирижирование или тактирование – что предпочесть?
Использование «элементарных инструментов» для детского творческого музицирования. «Звучащие жесты» в практике К. Орфа: хлопки, притопы, щелчки. Основные формы и методы работы: релятивная (слоговая) система, словесный (вербальный) эквивалент, простукивание отдельных ритмических рисунков, ритмическое остинато, ритмическое рондо, игра в «эхо», ритмическое варьирование, ритмическая импровизация в рамках заданного метра как подготовка к мелодической импровизации. Шумовой оркестр. Ритмический диктант. Ритмические упражнения
Тема 8. Работа над музыкальным диктантом
Музыкальный диктант как одна из форм активного музыкального восприятия, выявляющая уровень музыкально-теоретических знаний и слуховой подготовки учащихся.
Музыкальный диктант как средство развития музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха.
Основные разновидности музыкального диктанта как формы работы в начальных классах музыкальной школы (устные диктанты, диктанты-«минутки», диктанты с ошибками).
Более сложные формы музыкального диктанта.
Основные методические установки:
уровень сложности;
разновидности настройки и их дидактическое значение;
техника записи музыкального диктанта (стенографическая, эскизная);
место музыкального диктанта в плане урока;
связь музыкального диктанта с другими формами работы на уроке;
связь музыкального диктанта с курсом музыкальной литературы;
музыкальный диктант как основа для творческого музицирования.
Тема 9.Творческое музицирование на уроках сольфеджио
Творческое музицирование на уроках сольфеджио как азы сочинения и импровизации.
Практическое значение данной формы работы. Отличие и сходство понятий «сочинение» и «импровизация».
Особенности творческого музицирования на начальном этапе обучения: образно-звуковая импровизация на фортепиано; сочинение мелодии на стихи, на заданный ритм; досочинение мелодии; подбор баса к мелодии и т.п.
Более сложные формы творческого музицирования:
мелодико-ритмическое варьирование темы;
жанровая и образная трансформация темы;
подбор аккомпанемента с использованием всех доступных ладогармонических средств;
гармоническая фигурация;
полифонические способы преобразования темы;
вокальная и инструментальная импровизация на заданное сопровождение;
сочинение и импровизация в заданной форме;
сочинение и импровизация в заданном жанре
Связь таких занятий с другими формами работы на уроке.
Тема 10. Усвоение теоретических сведений (музыкальная грамота) в курсе сольфеджио
Музыкальная грамота как ключ к осознанному восприятию слышимого.
От практики к теории, от слухового восприятия к теоретическим выводам, не не наоборот.
Практическое значение теоретических знаний в курсе сольфеджио. Основные цели усвоения теоретических сведений – научить грамотно читать (и воспроизводить) нотный текст и точно определять элементы музыкального языка. Работа с клавиатурой и нотным текстом.
Использование сообщающего и проблемного (поискового) методов в изучении музыкальной грамоты. Использование вопросно-ответной системы в освоении теоретического материала.
Способы закрепления теоретических знаний в сольфеджийной и исполнительской практике.
Тема 11. Изучение тональностей. Обзор учебно-методической литературы.
Понятия тональность, лад, гамма. Методы освоения квинтового круга тональностей. Освоение элементов лада.
«Погружение» в тональность (тональное единство урока) как один из способов оптимизации обучения.
Типы учебных пособий. Учебники сольфеджио для ДМШ, их разновидности. Классификация учебных пособий:1 )по формам работы; 2) по методической направленности (использование определенной системы); 3) по принципу подбора и систематизации музыкального материала.
Методические пособия, их классификация: методические записки к учебным пособиям. Методические пособия – приложения к учебникам сольфеджио для ДМШ.
Необходимость постоянного изучения специальной литературы и опыта лучших педагогов. Повышение квалификации, постоянное совершенствование педагогического мастерства – необходимое условие успешной педагогической работы.
Тема 12. История возникновения и развития сольфеджио как учебной дисциплины.
Реформа Гвидо Аретинского и ее значение.
Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.
Цифровая система Ж.-Ж. Руссо как способ массового распространения музыкальной грамоты. П. Гален, Э. Пари, Э.Шеве – последователи «цифрового метода» Ж.-Ж. Руссо.
Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.
Выход в свет в 1802 г. учебника «Сольфеджио» для Парижской консерватории и распространение абсолютной системы сольфеджирования в странах Европы.
Английская система «Тоника соль-фа», созднная С. Гловер и Дж. Кервином. Наглядные таблицы и «умственные эффекты».
Система «Тоника-до» (подвижное до) в Германии как разновидность относительной сольмизации.
Связь сольфеджио в России с развитием хоровой культуры.
Первые русские учебники сольфеджио в России. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого как система освоения нотной грамоты и сольмизации. «Азбука» А. Мезенца.
Роль М. Глинки и других русских музыкантов в формировании русской музыкальной педагогики.
Методы обучения в Бесплатной музыкальной школе.
Критика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в высказываниях Одоевского и Серова.
Музыкально-педагогическая деятельность Римского-Корсакова, Чайковского, Аренского, Лядова и др.
Перестройка системы музыкального образования в начале XX века. Выдвижение на первый план теории воспитания «интервального слуха» как основы слуховых представлений.
Взгляды Асафьева и Яворского на систему музыкального воспитания.
Утверждение ладового принципа развития музыкального слуха. Выход в свет «Сольфеджио» Островского.
Новый этап в формировании слухового восприятия, связанный с «преодолением ладовой инерции слуха» (по-Островскому), для освоения музыки XX века.
О возможностях и пользе объединения относительной и абсолютной сольмизации в единую систему развития музыкального слуха.
Относительная сольмизация как основа музыкального воспитания в Венгрии. Релятивная система З. Кодая.
Тема 13. Основные методы обучения, используемые в курсе сольфеджио
Сравнение как метод познания и формирования аналитического мышления.
Подражательный метод и его значение на начальном этапе обучения детей.
Сообщающий метод как традиционный способ передачи знаний. Необходимость воспитания у учащихся навыков добывания знаний.
Поисковый метод как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса. Обучение по моделям (шаблонам). Модель как образец, схема для дальнейших преобразований. Например, до мажор – модель мажорного лада, ля минор – минорного.
Тема 14. Релятивная система.
Релятивная система – относительная система слоговых обозначений ступеней лада и длительностей звуков. Разновидности систем сольмизационных слогов.Освоение ритма с использованием ритмослогов. Положительные и отрицательные стороны релятивной системы.
Тема 15. Особенности работы с дошкольниками.
Специфика занятий с дошкольниками: роль игрового начала, качество и доступность музыкального материала, необходимость частой смены форм работы, использование прогрессивных методик и систем. Примерный сценарий урока. Значение подражательного метода в работе с дошкольниками. Использование системы музыкального воспитания К. Орфа.
Тема 16. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО).
Карточки и музыкальное лото.
Понятие «обучающая окружающая среда»: наглядные пособия, дизайн классной комнаты. Техническое оснащение классной комнаты, предназначенной для занятий сольфеджио (цифровое фортепиано с функцией grand piano, наушниками и встроенным синтезатором; качественные динамики и аудиоаппаратура; доступ к электронным нотным библиотекам). Возможности современных технических средств и совершенствование контроля за усвоением учебного материала.
Значение электронных учебных пособий в самостоятельных занятиях учащихся.
Экология человека и отрицательное воздействие ТСО на здоровье (необходимость регулярной влажной уборки и проветривания классной комнаты).
Тема 17. Способы оптимизации учебной деятельности.
Научная организация учебной деятельности.
Профессионализм и креативность педагога.
Обучающая среда.
Роль психологического комфорта в успешной учебной деятельности. Психология сотрудничества в отношениях учителя и ученика.
Рациональное планирование учебной деятельности.
Систематизация учебной деятельности.
Роль межпредметных связей. Связь сольфеджио с курсом музыкальной литературы: музыкальный диктант, пение с листа и слуховой анализ на основе примеров из курса музыкальной литературы. Связь сольфеджио с курсом специальности: анализ различных элементов музыкального языка в произведениях из репертуара учащихся.
Роль внутрипредметных связей. Осуществление взаимосвязи между различными формами работы на уроке: связь музыкального диктанта, пения с листа со слуховым гармоническим анализом и творческим музицированием.
Использование прогрессивных методик.
Использование современных технических средств обучения.
Тема 18. Осуществление контроля над учебным процессом. Критерий оценки. Методика выявления и оценки музыкальных данных на приемных экзаменах в ДМШ.
Контроль как составная часть учебного процесса. Функции контроля: проверочная, обучающая, корректирующая, воспитательная, управляющая.
Объекты контроля: учебная работа учащихся в классе, самостоятельная работа дома, уровень знаний и навыков, динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.
Виды контроля. Необходимость систематического контроля. Роль самостоятельных и контрольных работ по отдельным разделам программы. Контрольный урок. Необходимость индивидуального подхода к оценке знаний учащихся с учетом уровня способностей и трудолюбия.
Тема 19. Организация и проведение приемных экзаменов в ДМШ и ДШИ.
Наличие музыкальных способностей – главный критерий отбора детей для обучения в музыкальной школе. Методика выявления и оценки музыкальных способностей. Способы проверки различных сторон музыкального слуха. Важность создания психологического комфорта для экзаменуемого ребенка, установления контакта с ним.
Выявление музыкальных данных у непоющих детей.
Необходимость творческого подхода педагога к проведению приемных экзаменов.
Методическая литература
Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975
Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977
Воспитание музыкального слуха. – М..1977
Глядешкина З., Енько Т. С.Ф. Запорожец – педагог. – М.,1986
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.
Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1976
Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1978
Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981
Калужская Т. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 6 класса ДМШ. – М., 1988
Кодай З. Избранные статьи. – М., 1986
Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М.,1985
Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М., 1984. С.190-232.
Незванов Б. А.Интонирование в курсе сольфеджио.– Л. 1985
Оконь В., Основы проблемного обучения. – М., 1968
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л.,1970
Как преподавать сольфеджио в XXI веке // под ред.
Берак О., Карасёвой М. – М., Классика-XXI, 2006
Учебные пособия
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ.– М., 1975
Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1986
Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1986
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1986
Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1987
Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1987
Золина Е. Сольфеджио для 7-8 классов ДМШ. – М., 2009
Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 класса ДМШ – М., 1988
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительной группы ДМШ. – Л., 1986
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для классной и домашней работы. Первый класс. – Л., 1987
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М., 1980
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Учебное пособие для 1 класса ДМШ
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Методическая работа на тему: «Развитие музыкальной памяти у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств на уроках сольфеджио»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_rabota_na_temu_razvitie_muzykalnoi_pamiati_u_uchashchikhsia_detsk"
["file_id"] => string(6) "482715"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1540887182"
}
}