kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преподавание сольфеджио в детской школе искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный слух - это основа музыкального мышления и музыкальной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотных слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух,чувство мероритма).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание сольфеджио в детской школе искусств»

Преподавание сольфеджио в детской школе искусств

Тема 1. Музыкальный слух и его психофизиологические особенности.

Музыкальный слух — основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности. Уровни проявления музыкального слуха (звуковысотный слух, интонационный слух, чувство строя, гармонический слух, тембровый слух, чувство метроритма).

Музыкальный слух как психофизиологическое явление. Механизм первичной переработки музыкального раздражения  и реакция на него (рефлекторная дуга).

Роль рефлексов на отношения в музыкальном восприятии.

Внутренний слух.

Основные типы звуковысотного музыкального слуха: 1) абсолютный музыкальный слух (тональный) — врожденная долговременная память на высоту звуков;  2) относительный музыкальный слух (интервальный).

Тема 2. Содержание курса сольфеджио в детской музыкальной школе.

Учебная программа по предмету как нормативный доку­мент, определяющий задачи обучения, устанавливающий его конкретное содержание в четкой дидактической системе и дающий рекомендации по организации занятий и методике обучения. Общий объем знаний и навыков, обозначенный Программой.

Распределение учебного материала по  классам. Возможные коррективы.

Основные формы работы на уроке: 1) интонационные упражнения и пение с листа; 2) слуховой анализ; 3) развитие чувства метроритма; 4) музыкальный диктант; 5) теоретические сведения (музыкальная грамота); 6) творческое музицирование.

Тема 3. Организация и планирование учебного процесса. Урок сольфеджио в ДМШ.

Групповой урок как основная форма учебной работы. Принципы комплектования групп. Роль учителя на уроке и активность учащихся в усвоении учебного материала. Повторение пройденного на предшествующем уроке, изучение нового материала, закрепление знаний и определение домашнего задания как основа структуры урока. Общедидактические и специальные задачи урока сольфеджио в ДМШ. Типы уроков: 1) традиционный (комбинированный) урок с изучением нового материала; 2) традиционный (комбинированный) урок с закреплением пройденного материала; 3) контрольный урок.

Календарно-тематический (перспективный) план на полугодие.

Поурочный план, его особенности. Способы реализации комплексного подхода к формированию слухового восприятия: 1) применение одного и того же музыкального образца в нескольких формах работы по развитию слуха; 2)  использование одной тональности во всех формах работы в течение целого урока. При таком подходе происходит своеобразное слуховое «погружение» (термин заимствован  из лингвистической педагогики) в тональность, способствующее скорейшему формированию у учеников разносторонних музыкально-слуховых представлений. Поэтому метод погружения в тональность в рамках одного или нескольких уроков особенно эффективен и предпочтителен на начальном этапе музыкально-слухового развития.

В плане урока это может быть отражено следующим образом:

  1. Пение с листа (или одноголосный музыкальный диктант).

  2. Пение или прослушивание данной мелодии с аккомпанементом педагога.

  3. Слуховой анализ аккомпанемента.

  4. Запись аккомпанемента буквенно-цифровыми обозначениями.

  5. Воспроизведение отдельными учащимися аккомпанемента на фортепиано (можно с мелодией).

  6. Сочинение и запись варианта мелодии.

  7. Сочинение и запись варианта аккомпанемента (если таковой возможен).

  8. Вокальная импровизация на основе данной мелодии (в старших классах).

  9. Инструментальная импровизация (в старших классах).

Перед сольфеджированием  рекомендуется настроиться в нужной тональности путем пропевания различных ладотональных элементов, а также воспроизвести (простучать) ритмический рисунок выбранной мелодии.

Поначалу петь с листа рекомендуется только в классе под руководством педагога, чтобы сформировать у учеников правильный подход к этой важной в развитии слуха форме работы. Порядок действий должен быть следующим: «вижу-слышу-пою-проверяю на инструменте».  В домашних занятиях следует лишь повторить пение пройденных в классе образцов. Один из них можно странспонировать в какую-либо из пройденных тональностей или подобрать к нему аккомпанемент.

Тема 4. Интонирование в курсе сольфеджио.Формирование ладового слуха.

Интонирование как один из важнейших факторов музыкальной деятельности и как проявление мелодического слуха.

Психофизиологические особенности интонирования. Роль ассоциативного мышления в процессе интонирования. Роль рефлексов на отношения в процессе интонирования. Интонирование интервалов.

Интонирование и музыкальный строй как  «совокупность высотных отношений между зонами» (по-Гарбузову). Связь мелодического и гармонического строя в процессе интонирования.

Методы формирования ладового слуха. Интонационное освоение элементов лада.

Клавиатура фортепиано как эффективное наглядное пособие в развитии координации слуха и голоса. Ручные знаки Золтана Кодая как эффективное средство визуального и тактильного подкрепления ладовых слуховых ощущений:


Возрастные особенности голосового аппарата и формирование вокальных навыков. Физиология детского и юношеского голоса (диапазон, мутация).

Основные правила пения.  Правильное певческое дыхание–залог точного вокального интонирования. Требования к фразировке. Упражнения для развития вокальных навыков.
Формы интонационной работы.

Развитие навыков пения с листа (примерный порядок действий):

1) настройка в тональности данной мелодии (пение элементов лада);

2) схематичное пение звуков-ступеней мелодии (можно с ручными знаками);

3) воспроизведение ритмического рисунка мелодии (можно с использованием ударных инструментов — барабана, ложек и т.п.);

4) сольфеджирование мелодии;

5) сольфеджирование мелодии с аккомпанементом педагога;

6) анализ гармонии в аккомпанементе.

Работа над двухголосием. Пение простых канонов.

Тема 5. Слуховой анализ в курсе сольфеджио.

Слуховой анализ – форма слуховой работы, направленная на активизацию внутреннего музыкального слуха. Развитый внутренний музыкальный слух как способность мысленно представлять отдельные качества музыкальных звуков (высоту, тембр) и других компонентов музыкального языка необходим для успешной музыкальной деятельности.

Целостный анализ. Роль эмоционального фактора в процессе восприятия. Процесс осознания слышанного (от общего к частному). Использование вопросно-ответной системы в работе по слуховому анализу.

Примерный перечень вопросов и заданий для анализа на слух музыкального произведения (миниатюры) или фрагмента:

  1. Каков характер музыки?

  2. Какие средства музыкальной выразительности использованы композитором для создания данного музыкального образа?

  3. Определите лад.

  4. Определите размер.

  5. Какие длительности и ритмические группы вы услышали в данном музыкальном произведении (или фрагменте)?

  6. Какие тональности вы услышали?

Связь слухового анализа с музыкальной литературой.

Тема 6. Развитие гармонического слуха

Гармонический слух – это способность воспринимать созвучия.

Работу по развитию данного навыка необходимо начинать с первых уроков, предлагая ученикам в игровой форме (“Угадай-ка!”) определить фонизм (консонанс или диссонанс) и количество звуков в созвучиях.

Методы работы по развитию навыков определения фонической и функциональной сторон созвучий в ладу. Роль сравнения.

Формирование гармонического слуха путем выработки слушательских и исполнительских рефлексов по схеме «слышу – воспроизвожу на фортепиано – пишу». В целях развития навыка активного, осознанного восприятия через связь слуховых и зрительных впечатлений с тактильными ощущениями каждое упражнение должно быть прослушано, воспроизведено (голосом и на фортепиано) и зафиксировано в нотном тексте.

Связь гармонического слуха с интонированием и исполнительской практикой.

Упражнения, направленные на развитие гармонического слуха.

Тема 7. Развитие чувства метроритма. 

Роль тактильных ощущений в восприятии метроритма.

Развитие ощущения метра как пульсации метрических единиц и как соотношения сильных и слабых долей .

Формирование чувства ритма как закрепленных в памяти представлений о соотношении музыкальных длительностей.

Формирование навыка соотнесения каждой длительности с метрической долей.

Методы освоения отдельных ритмических групп.

Роль дирижирования. Особенности работы над дирижерским жестом.

Дирижирование или тактирование  – что предпочесть?

Использование «элементарных инструментов» для детского творческого музицирования. «Звучащие жесты» в практике К. Орфа: хлопки, притопы, щелчки. Основные формы и методы работы: релятивная (слоговая) система, словесный (вербальный) эквивалент, простукивание отдельных ритмических рисунков, ритмическое остинато, ритмическое рондо, игра в «эхо», ритмическое варьирование, ритмическая импровизация в рамках заданного метра как подготовка к мелодической импровизации. Шумовой оркестр. Ритмический диктант.
Ритмические упражнения


Тема 8. Работа над музыкальным диктантом

Музыкальный диктант как одна из форм активного музыкального восприятия, выявляющая уровень музыкально-теоретических знаний и слуховой подготовки учащихся.

Музыкальный диктант как средство развития музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха.

Основные разновидности музыкального диктанта как формы работы в начальных классах музыкальной школы (устные диктанты, диктанты-«минутки», диктанты с ошибками).

Более сложные формы музыкального диктанта.

Основные методические установки:

  • уровень сложности;

  • разновидности настройки и их дидактическое значение;

  • техника записи музыкального диктанта (стенографическая, эскизная);

  • место музыкального диктанта в плане урока;

  • связь музыкального диктанта с другими формами работы на уроке;

  • связь музыкального диктанта с курсом музыкальной литературы;

  • музыкальный диктант как основа для творческого музицирования.

Тема 9. Творческое музицирование на уроках сольфеджио

Творческое музицирование на уроках сольфеджио как азы сочинения и импровизации.

Практическое значение данной формы работы. Отличие и сходство понятий «сочинение» и «импровизация».

Особенности творческого музицирования на начальном этапе обучения: образно-звуковая импровизация на фортепиано; сочинение мелодии на стихи, на заданный ритм; досочинение мелодии; подбор баса к мелодии и т.п.

Более сложные формы творческого музицирования:

  • мелодико-ритмическое варьирование темы;

  • жанровая и образная трансформация темы;

  • подбор аккомпанемента с использованием всех доступных ладогармонических средств;

  • гармоническая фигурация;

  • полифонические способы преобразования темы;

  • вокальная и инструментальная импровизация на заданное сопровождение;

  • сочинение и импровизация в заданной форме;

  • сочинение и импровизация в заданном жанре

Связь таких занятий с другими формами работы на уроке.

Тема 10. Усвоение теоретических сведений (музыкальная грамота) в курсе сольфеджио

 Музыкальная грамота как ключ к осознанному восприятию слышимого.

От практики к теории, от слухового восприятия к теоретическим выводам, не не наоборот.

Практическое значение теоретических знаний в курсе сольфеджио. Основные цели  усвоения теоретических сведений – научить грамотно читать (и воспроизводить) нотный текст и точно определять элементы музыкального языка. Работа с клавиатурой и нотным текстом.

Использование сообщающего и проблемного (поискового) методов в изучении музыкальной грамоты. Использование вопросно-ответной системы в освоении теоретического материала.

Способы закрепления теоретических знаний в сольфеджийной и исполнительской практике.

Тема 11. Изучение тональностей. Обзор учебно-методической литературы.

 Понятия  тональность, лад, гамма. Методы освоения квинтового круга тональностей. Освоение элементов лада.

«Погружение» в тональность (тональное единство урока) как один из способов оптимизации обучения.

Типы учебных пособий. Учебники сольфеджио для ДМШ, их разновидности. Классификация учебных пособий:1 )по формам работы; 2) по методической направленности (использование определенной системы); 3) по принципу подбора и систематизации музыкального материала.

Методические пособия, их классификация: методические записки к учебным пособиям. Методические пособия – приложения к учебникам сольфеджио для ДМШ.

Необходимость постоянного изучения специальной литературы и опыта лучших педагогов. Повышение квалификации, постоянное совершенствование педагогического мастерства – необходимое условие успешной педагогической работы.

Тема 12. История возникновения и развития сольфеджио как учебной дисциплины.

Реформа Гвидо Аретинского и ее значение.

Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.

Цифровая система Ж.-Ж. Руссо как способ массового распространения музыкальной грамоты. П. Гален, Э. Пари, Э.Шеве – последователи «цифрового метода» Ж.-Ж. Руссо.

Возникновение «натурального сольфеджио» в XVIII веке.

Выход в свет в 1802 г. учебника «Сольфеджио» для Парижской консерватории и распространение абсолютной системы сольфеджирования в странах Европы.

Английская система «Тоника соль-фа», созднная С. Гловер и Дж. Кервином. Наглядные таблицы и «умственные эффекты».

Система «Тоника-до» (подвижное до) в Германии как разновидность относительной сольмизации.

Связь сольфеджио в России с развитием хоровой культуры.

Первые русские учебники сольфеджио в России. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого как система освоения нотной грамоты и сольмизации. «Азбука» А. Мезенца.

Роль М. Глинки и других русских музыкантов в формировании русской музыкальной педагогики.

Методы обучения в Бесплатной музыкальной школе.

Критика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в высказываниях Одоевского и Серова.

Музыкально-педагогическая деятельность Римского-Корсакова, Чайковского, Аренского, Лядова и др.

Перестройка системы музыкального образования в начале XX века. Выдвижение на первый план теории воспитания «интервального слуха» как основы слуховых представлений.

Взгляды Асафьева и Яворского на систему музыкального воспитания.

Утверждение ладового принципа развития музыкального слуха. Выход в свет «Сольфеджио» Островского.

Новый этап в формировании слухового восприятия, связанный с «преодолением ладовой инерции слуха» (по-Островскому), для освоения  музыки XX века.

О возможностях и пользе объединения относительной и абсолютной сольмизации в единую систему развития музыкального слуха.

Относительная сольмизация как основа музыкального воспитания в Венгрии. Релятивная система З. Кодая.

Тема 13. Основные методы обучения, используемые в курсе сольфеджио

Сравнение как метод познания и формирования аналитического мышления.

Подражательный метод  и его значение на начальном этапе обучения детей.

Сообщающий метод как традиционный способ передачи знаний.  Необходимость воспитания у учащихся навыков добывания знаний.

Поисковый метод как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса.  Обучение по моделям (шаблонам). Модель как образец, схема для дальнейших преобразований. Например, до мажор – модель мажорного лада, ля минор – минорного.

Тема 14. Релятивная система.

Релятивная система – относительная система слоговых обозначений ступеней лада и длительностей звуков. Разновидности систем сольмизационных слогов.Освоение ритма с использованием ритмослогов.
Положительные и отрицательные стороны релятивной системы.

Тема 15. Особенности работы с дошкольниками.

Специфика занятий с дошкольниками: роль игрового начала, качество и доступность музыкального материала, необходимость частой смены форм работы, использование прогрессивных методик и систем. Примерный сценарий урока. Значение подражательного метода в работе с дошкольниками. Использование системы музыкального воспитания К. Орфа.

Тема 16. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО).

Карточки и музыкальное лото.

Понятие «обучающая окружающая среда»: наглядные пособия, дизайн классной комнаты.
Техническое оснащение классной комнаты, предназначенной для занятий сольфеджио (цифровое фортепиано с функцией grand piano, наушниками и встроенным синтезатором; качественные динамики и аудиоаппаратура; доступ к электронным нотным библиотекам).
Возможности современных технических средств и совершенствование контроля за усвоением учебного материала.

Значение электронных учебных пособий в самостоятельных занятиях учащихся.

Экология человека и отрицательное воздействие ТСО на здоровье (необходимость регулярной влажной уборки и проветривания классной комнаты). 

Тема 17. Способы оптимизации учебной деятельности.

Научная организация учебной деятельности.

  1. Профессионализм и креативность педагога.

  2. Обучающая среда.

  3. Роль психологического комфорта в успешной учебной деятельности. Психология сотрудничества в отношениях учителя и ученика.

  4. Рациональное планирование учебной деятельности.

  5. Систематизация учебной деятельности.

  6. Роль межпредметных связей. Связь сольфеджио с курсом музыкальной литературы: музыкальный диктант, пение с листа и слуховой анализ на основе примеров из курса музыкальной литературы. Связь сольфеджио с курсом специальности: анализ различных элементов музыкального языка в произведениях из репертуара учащихся.

  7. Роль внутрипредметных связей. Осуществление взаимосвязи между различными формами работы на уроке: связь музыкального диктанта, пения с листа со слуховым гармоническим анализом и творческим музицированием.

  8. Использование прогрессивных методик.

  9. Использование современных технических средств обучения.

Тема 18. Осуществление контроля над учебным процессом. Критерий оценки. Методика выявления и оценки музыкальных данных на приемных экзаменах в ДМШ.

Контроль как составная часть учебного процесса. Функции контроля: проверочная, обучающая, корректирующая, воспитательная, управляющая.

Объекты контроля: учебная работа учащихся в классе, самостоятельная работа дома, уровень знаний и навыков, динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Виды контроля. Необходимость систематического контроля. Роль самостоятельных и контрольных работ по отдельным разделам программы. Контрольный урок. Необходимость индивидуального подхода к оценке знаний учащихся с учетом уровня способностей и трудолюбия.

Тема 19. Организация и проведение приемных экзаменов в ДМШ и ДШИ.

Наличие музыкальных способностей – главный критерий отбора детей для обучения в музыкальной школе. Методика выявления и оценки музыкальных способностей. Способы проверки различных сторон музыкального слуха. Важность создания психологического комфорта для экзаменуемого ребенка, установления контакта с ним.

Выявление музыкальных данных у непоющих детей.

Необходимость творческого подхода педагога к проведению приемных экзаменов.

Методическая литература

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977

Воспитание музыкального слуха. – М..1977

Глядешкина З., Енько Т. С.Ф. Запорожец – педагог. – М.,1986

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1976

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1978

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981

Калужская Т. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 6 класса ДМШ. – М., 1988

Кодай З. Избранные статьи. – М., 1986

Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М.,1985

Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М., 1984. С.190-232.

Незванов Б. А.Интонирование в курсе сольфеджио.– Л. 1985

Оконь В., Основы проблемного обучения. – М., 1968

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л.,1970

Как преподавать сольфеджио в XXI веке // под ред.

Берак О., Карасёвой М. – М., Классика-XXI, 2006

Учебные пособия

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ.– М., 1975

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1986

Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1986

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1987

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1987

Золина Е. Сольфеджио для 7-8 классов ДМШ. – М., 2009

Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 класса ДМШ – М., 1988

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительной группы ДМШ. – Л., 1986

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: Учебное пособие для классной и домашней работы. Первый класс. – Л., 1987

Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М., 1980

Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Учебное пособие для 1 класса ДМШ

Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 1975




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Преподавание сольфеджио в детской школе искусств

Автор: Метликина Татьяна Александровна

Дата: 24.06.2019

Номер свидетельства: 515853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении детской школы искусств"
    ["seo_title"] => string(79) "opyt_prepodavaniia_solfedzhio_na_muzykalnom_otdelenii_detskoi_shkoly_iskusstv_1"
    ["file_id"] => string(6) "668025"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1743955131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование компьютерных технологий в преподавании сольфеджио. "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-priepodavanii-sol-fiedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "206040"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430078448"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая работа на тему: «Развитие музыкальной памяти у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств на уроках сольфеджио»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_rabota_na_temu_razvitie_muzykalnoi_pamiati_u_uchashchikhsia_detsk"
    ["file_id"] => string(6) "482715"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540887182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства