Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (2 гитары), 2 пюпитра, 2 подставки для ног.
Ход урока:
Организационный этап
Основной этап
Заключительный этап
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: «Приёмы игры на гитаре»
Сегодня открытый урок я проведу с учеником 5-го класса.
Начать урок я хочу словами поэта Джона Ричардса: «Для многих из нас гитара – это нечто вдохновляющее! Это как муза, которая помогает творить. Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды и стихи»
Струны дрожат, пальцы по грифу Носятся, в поисках стройного лада, Льётся легато, бьются о рифы Звуки аккордов мажорного ряда.
Мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.
Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.
Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
2. Основной этап:
2.1. Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО.
- Максим, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p-i-m-a
2) обратное движение: p -a-m-i
3) полное прямое: p-i-m-a-m-i
4) полное обратное: p-a-m-i-m-a
5) ломаное: на 8.
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы расставляются на струнах заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Показ педагогом.
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит этюд, который исполняется этим приёмом.
Играет ученик: М. Карскасси "Этюд-каприс".
2.2. А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.
Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Максим сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ - (малое 2 упр. и большое - 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям.
Максим владеет этим приёмом, т.к. уже сформировался довольно крепкий исполнительский аппарат.
2.3. Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ГЛИССАНДО и ВИБРАТО
Рассмотрим каждый приём подробно.
Приём ЛЕГАТО (рассказывает ученик информацию которую искал самостоятельно):
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Максим сыграет "Этюд" М. Каркасси
2.4. ГЛИССАНДО — приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.
В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.
Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.
В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.
Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала», которую Максим разучил самостоятельно, в рамках контрольного урока "самостоятельная пьеса".
2.5. Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Максим продемонстрирует владение приемом на примере гаммы До мажор.
2.6. Приём ФЛАЖОЛЕТ.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.
- Максим, скажи, пожалуйста, сколько видов флажолета существует?
Отвечает ученик: 2 вида флажолетов:
1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.
- Максим, сыграй, пожалуйста, натуральный флажолет по этим ладам.
2) искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.
- На первой струне сыграем хроматическую последовательность приёмом искусств. флажолет.
Вначале играет педагог, затем просит продемонстрировать ученика.
2.7. ПИЦЦИКАТО – (итальянское щипать) – извлечение звуков, заглушённых у подставки ребром ладони, большим пальцем. Этот приём даёт характерный приглушённый тембр.
Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.
- Максим сыграет гамму этим приёмом.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
2.8. РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).
Это удары по струнам пальцами правой руки.
- Скажи, пожалуйста, Максим, для какой музыки характерен этот приём?
Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется часто композиторами и в классической гитарной музыке.
Существуют различные виды расгеадо:
1) ФРИЗЕ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем, начиная с мизинца, поочерёдно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. (от 6-й струны и от 1-й).
2) ИНДЕКС – удар по струнам указательным пальцем правой руки.(вниз и вверх)
3) ПУС – удар по струнам большим пальцем.(вниз и вверх)
Ученик демонстрирует все виды.
2.9. ТАМБУРИН.
Тамбурин — приём игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).
Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.
- С этим приёмом мы познакомились недавно, и продолжаем над ним работать. Пожалуйста, Максим, сыграй этот приём.
Отрабатывая этот приём, нужно следить за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.
3. Заключительный этап:
Сегодня на уроке мы показали чему научились за эти года обучения и какие приёмы освоили. В конце урока мы хотим исполнить "Испанский танец" Виктора Козлова, в котором сочетаются несколько приёмов игры на гитаре.
Максим, скажи какие приёмыиспользуются в этой пьесе?
Ответ ученика:
Расгеадо – фризе (от 6-й струны) ,
Тамбурин
Пиццикато.
4. Результат урока: - обучающийся знает, владеет и умеет применять различные приёмы игры на гитаре в произведениях.
- цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их в пьесах и в упражнениях.
Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
А.Ф. Гитман "Начальное обучение на шестиструнной гитаре" - М., - 2000г.