Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Имя числительное. Повторение"»
Гагиева Ляна Аршаковна,
учитель осетинского языка и литературы
МБОУ СОШ №27 г. Владикавказа
План-конспект открытого урока
Тема урока: Имя числительное в осетинском языке
Цели урока:
1. Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Имя числительное в осетинском языке».
2. Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся, универсальные учебные действия на уроке.
3. Прививать любовь к родному краю.
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени числительном в осетинском языке. Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру общения, формировать навыки сотрудничества в коллективе; прививать любовь к родному краю. Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ. Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: · Прием рефлексивной деятельности · Метод конкретизации целей обучения · Метод открытого обсуждения новых знаний · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
На уроке использовались: интерактивная доска, презентация по теме урока, текст, учебники, «Этимологический словарь осетинского языка» В.А.Абаева.
Ход урока:
1. Организационная часть.
- Здравствуйте, ребята!
1) Мотивация
- Ребята, мы получили электронное письмо, которое меня очень удивило. Я хочу, чтобы и вы его прочитали.
1 слайд. Текст: «Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами подружиться!»
- Ребята, вам интересно узнать, кто написал это письмо?
- Вместе с письмом таинственный адресат прислал нам картинку, по которой вы сможете узнать и самого отправителя. Но для начала запишите сегодняшнее число и тему урока.
2 слайд: На снимке – планеты Солнечной системы.
- Посмотрите внимательно на изображение. Что вы на нём видите? (планеты Солнечной системы).
- Перечислите их в порядке отдаленности от Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Итак, ребята, как вам кажется, кто же нам прислал электронное письмо, кто хочет подружиться с нами?
- Инопланетянин.
- Правильно!
3 слайд.
4 слайд: (с озвучиванием): «Здравствуйте, ребята! Всегда хотел увидеться с вами. Мечтаю побывать на планете Земля и познакомиться с Осетией».
- Ребята, как вы думаете, пригласить нам его? (Да).
- Давайте отправим ему приглашение. Но, чтобы отправить приглашение, нам следует выполнить задание.
5 слайд. Посмотрите на доску. В предложениях вместо точек впишите подходящие числительные (задание выполняется на интерактивной доске).
6 слайд: 7, 4, 12, 365 (366), 9, 6480.
- Ребята, вспомним, какой всемирный праздник мы будем отмечать скоро? (12 апреля, не только Россия, но и весь Мир отмечает День Космонавтики. В 1961 году 12 апреля в космос впервые полетел Юрий Гагарин).
Проверим, правильно мы выполнили задание или нет?
8 слайд: задание с ответами.
- С заданием справились и приглашение отправляется.
2.Постановка проблемы и задач урока
- Ну а пока инопланетянин летит к нам, мы продолжаем работу. Ещё раз прочитайте слова, которые мы вписали в предложения вместо точек. Интересно, а как называются эти слова в осетинском языкознании? (Имена числительные).
- Верно. Так кто догадался из вас, как называется тема сегодняшнего урока? (Имя числительное в осетинском языке).
9 слайд: Тема: Имя числительное в осетинском языке.
- Вы угадали. Сегодня мы вспомним все, что вы знаете об имени числительном в осетинском языке. Сегодняшний урок осетинского языка необычный, потому что связан с космосом.
3. Актуализация знаний.
1) Какие слова называются числительными?
2) На какие разряды делятся числительные?
3) Какие два вида счёта есть в осетинском языке? (Десятичный и двадцатичный).
4) Что вы знаете о склонении имен числительных?
- Ребята, а где же наш гость?
10 слайд : прилетел инопланетянин.
- Вот он, прилетел наш гость! Надо с ним познакомиться. Инопланетянин хочет, чтобы вы сами узнали его имя. Для этого надо выполнить задание.
3. Формирование новых понятий.
- Перед вами лежит текст. Прочитайте его и выпишите имена числительные. Имя гостя спрятано в таблице. Ребята, поставьте эти числа в порядке возрастания, а под ними впишите соответствующие буквы.
Текст
Из девяти планет Солнечной системы человеку можно жить только на Земле. На других планетах условий жизни нет. Ни одна из планет Солнечной системы, в их нынешнем состоянии, не позволит снять скафандр после космического полета, вдохнуть свежий воздух...
Из планет Солнечной системы быстрее всех вращается Меркурий. Поэтому древние римляне называли его «Крылатым Богом». Вокруг Солнца он совершает оборот за восемьдесят восемь дней.
Удивительна красива другая планета – Венера. Её так назвали в честь богини любви и красоты Венеры (на осетинском языке – Бонварнон, что означает «Утренняя звезда»). Эта планета совершает оборот вокруг Солнца за семь месяцев.
Планета Марс получила свое название в честь римского Бога войны – она красного цвета (цвета крови). По размерам Марс в два раза меньше Земли, а по объёму – меньше в семь раз. Марс, подобно Земле, вращается вокруг своей оси.
Таблица
2
9
1
7
у
и
г
м
- Какие числа вы выписали? (Учитель пишет их на доске).
- На какие группы можно разделить эти числа с точки зрения математики? (Однозначные и двузначные.)
- Как такие числительные называются в языкознании? (Простые и составные).
- Какое из этих числительных можно посчитать двадцатичным видом счёта (осетинский счет)? (88 - аст ама цыппарыссадзы).
- Какое число из них лишнее и почему? (Число 88, потому что оно двузначное).
-А чем ещё отличается это число? ( Десятки и единицы этого числа обозначены одной и той же цифрой).
- Зачеркните число 88 из данного числового ряда. Остальные числа расположите в порядке возрастания в таблице.
11 слайд : Гуми
- Так как же зовут нашего гостя? (Гуми).
- Гуми расскажет о себе. А вы внимательно послушайте его и найдите числительные в его рассказе.
12 слайд: рассказ Гуми с озвучиванием.
Расскажу вам про себя:
У меня есть голова,
Один рот , два уха,
Один нос, два глаза.
На одном красивом теле
Две руки и две ноги.
А зовут меня - Гуми!
- Назовите числительные, которые вы услышали. (Один, два).
- Какие они по разряду? (Количественные).
- Переведем их в порядковые, дробные. (Первый, второй, одна вторая).
- Ребята, а каких числительных нет в русском языке в отличие от осетинского языка? (Разделительные - дихонта).
-В следующем задании вы просклоняете словосочетания из рассказа Гумми с именами числительными. Работаете в группах.
Задание для 1 группы. Просклонять словосочетание с количественным числительным «один нос».
Задание для 2 группы. Просклонять словосочетание с количественным числительным «два глаза».
Выполнение упражнения 228 учебника осетинского языка. Задание: определить разряды числительных.
- А сейчас расскажем Гуми о нашей республике. Но для этого надо выполнить следующее задание.
Задание выполняется в программе SMART. (Дети перетягивают правильные ответы).
1. Сколько километров составляет площадь Северной Осетии? (8000 кв.км)
2. Сколько городов в Северной Осетии? (6 городов: Владикавказ, Алагир, Беслан, Дигора, Ардон, Моздок).
3. Сколько километров составляет длина реки Терек? (600км). 4. В каком году Осетия присоединилась к России? (1774 год). 5. В каком году была построена крепость Владикавказ? (в 1784 году). 6. Сколько театров в нашем городе? (7 театров. Северо-Осетинский драматический театр, Русский драматический театр, Дигорский народный театр, Музыкальный театр, Кукольный театр «Саби», Конный театр «Нарты», Молодёжный театр «Амран»).
-Очень хорошо. Мы немного познакомили Гуми с географией, историей и достопримечательностями Осетии.
Пришло время познакомить его с нашими традициями. Осетины придают магическое значение числам 3 и 7. Откройте Этимологический словарь осетинского языка» В.А.Абаева и найдите значение слов, обозначающих данные числа.
«Ærtæ ’три»; весьма популярное в фольклоре число, относится к древнему иранскому и индоевропейскому фонду. Восходит к иран. *treyes с закономерной метатезой *art, что означает огонь.
Avd ’семь’. Излюбленное число в фольклоре. Как и другие числительные – иранское наследие. (Аудæн-æй). Аудæн, значит лелеять.
У осетин число 3 символично и значимо. С этим числом связано много: три пирога на праздничном столе означают солнце, землю и воду. И поэтому мы молимся Богу с тремя пирогами в руках, чтобы эти стихии были милостивыми к нам.
Осетинская люлька (авдæн). В слове авдæн – «авд» на осетинский язык переводится как число семь. Такое название у осетинской люльки связано с тем, что в ней должны были вырасти не менее семи младенцев.
15слайд: картинки с национальной символикой и атрибутикой.
- Рассмотрите картинки и, опираясь на них, составьте словосочетания с числительными 3 и 7. (Трехцветный флаг, три пирога,три трехугольных пирога, треногий стол, три ребра (от жертвенной туши),осетинская люлька «авдан»).
На первой картинке изображены российский и осетинский флаги.
- Скажите, что означают три цвета на флаге России и Осетии. (На Российском флаге Белый цвет является символом благородства, свободы. Синий цвет - символом верности, честности, безупречности. Красный цвет - это цвет смелости, мужества, любви и великодушия. Белый цвет осетинского флага означает – духовную чистоту, красный – воинственность, желтый – изобилие).
- Треногий стол (фынг) также символичен, потому что он связан с магическим значением числа 3 для осетин. Круглая столешница похожа на Солнце, Землю и бесконечна, как Вселенная.
- В Осетии с молитвой к Богу и святым покровителям принято обращаться за столом. Отсюда и место застолья «Фынг» (дословно – «стол») также является как бы святым местом, за которым не допускаются вольности или же недостойное поведение.
У наших предков не было других молельных мест. Фынг и был их самым доступным святым местом. Здесь осетины молились, общались, принимали важные решения. И поэтому, не забывайте, ребята, вести себя за столом так, как полагается вести себя возле святого места.
У осетин есть обычай снимать фату невесты, произнося ей при этом слова-пожелания. В этих словах – пожелание стать матерью (родить 7 сыновей и одну голубоглазую дочь). Фату снимает белым флажком мальчик-подросток, в руках у него – белый платок (символ чистоты), называют его в Осетии «шарыжады хацъил», по обычаю он хранится в доме жениха.
- Следующее задание – придумать предложения с составленными словосочетаниями, разобрать их по членам предложения.
- Дети, скажите, что такое словосочетание, и чем оно отличается от предложения? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и не выражает законченной мысли; в предложении же содержится законченная мысль; словосочетание не может состоять из одного слова, а предложение – может. Например: Весна. Это предложение, а теплая весна – словосочетание).
Например: Мама положила на стол три пирога.
- Какими членами предложения могут быть имена числительные? (Подлежащим и определением).
Работа в группах.
- А теперь познакомим Гуми с Осетинским народным творчеством. Для выполнения этого задания, вам надо разделиться на две группы. На эту работу вам дается 3 минуты.
I-группа. Вспомните и запишите осетинские и русские пословицы, в которых встречаются числительные.
1. Двух братьев и медведь боится (осетинская).
2. На Земле три учителя: жизнь, книга и человек (осетинская)
3. Глухому в колокол два раза не ударяют (осетинская)
4. У семи нянек дитя без глазу.
5. Семеро одного не ждут.
6. В трех соснах заблудился.
7. Глупец в лес два раза ходит (осетинская).
8. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
II-группа. Запишите осетинские и русские загадки с числительными.
1. У одного мужчины – двенадцать сыновей. (Год).
2. У нарта Урузмага сто рубашек. (Капуста).
3. У трех братьев одна бурка. (Треножный стол).
4. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы).
5.Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).
- Ребята, так как мы сегодня говорим о дружбе, хотим подружиться с инопланетянином, то я бы хотела услышать от вас, как вы понимаете значение пословицы « Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
- Ребята, а кто из вас знает стихотворение, в котором есть имена числительные?
(Ученик читает стихотворение «Про Семёна»).
- И опять нам Гуми что-то хочет сказать.
15 слайд: Гуми (с озвучиванием текста). Здесь в Осетии я узнал осетинскую пословицу: Надо уметь не только прийти, но постараться красиво уйти. Рад был встретиться с вами, познакомиться с обычаями, культурой и историей осетин. Я понял, что вы очень гостеприимны, любите свою родину, почитаете свои обычаи. Хочу пожелать вам счастья и здоровья, успехов в учёбе! И тогда следующая наша встреча состоится на моей планете.
- Пришло время попрощаться с нашим гостем. Понравился ли вам Гуми? Будете с ним дружить?
- Вы тоже очень понравились Гуми, и он хочет сделать для вас какое-нибудь доброе дело. Напишите на листочках свои желания, что не бывает, вдруг Гуми исполнит вашу самую заветную мечту. А теперь ему пора возвращаться. Пожелайте ему удачного пути!
17 слайд: Гуми улетает.
- В космосе много неизведанного. Метеорит, который упал недавно в Челябинске, тому пример. По подсчетам экспертов, метеорит составил около 4—5 м в диаметре. Такие объекты принято считать мелкими, а обнаружить их крайне трудно.
- И если, ребята, после сегодняшнего урока кому-то из вас в голову пришла мысль стать учёным-исследователем или даже космонавтом, желаю, чтобы его мечта сбылась!
- Как вы думаете, для чего нам нужны числительные?
18слайд: Рефлексия.
- Ребята, скажите, вам интересно было на уроке?
- Какие задания вам больше понравились?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Оцените свое участие в уроке.
9. Домашнее задание.
-Пользуясь именами числительными, описать свой распорядок дня.