Задание: данные словосочетания распределите на группы
Числительные
Количественные Собирательные Порядковые
Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три поросёнка, третий лишний, на четыре стороны, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова.
Слайд №17-21
IV.Проверка домашнего задания
Ученики дома приготовили доклады на тему "Старинные меры длины и веса".
ФРАГМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
"В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь."
В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см.), "большой палец" - дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад."
"Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (от 500 - 750 саженей)".
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь пятьсот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до семисот двадцати пяти миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стола равняться одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.
В середине двадцатого века оно достигло двух миллиардов пятисот семнадцати миллионов.
По прогнозам учёных к две тысячи третьему году население Земли достигнет шести-семи миллиардов человек.
VI. Работа с учебником
Упражнение 370
VII. Объяснение нового материала.
Морфологический разбор числительного
Вывод: числительное. действительно, важная часть речи и всей языковой системы языка. Без него никак невозможно. Эта часть речи способна посчитать количество людей, живущих на планете, количество звёзд, сияющих на ночном небе...
Слайд №22
Пословицы
7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.
2 смертям не бывать, а 1 не миновать.
Обещанного 3 года ждут.
У него 7 пятниц на неделе.
Конь о 4 ногах, и то спотыкается.
Старый друг лучше новых двух.
Слайд №23
Фразеологизмы
Гнуть в 3 шеи.
От горшка 3 вершка.
Наврал с 3 короба.
За тридевять земель.
7 вода на киселе.
7 пятниц на неделе.
Быть на 7 небе.
Драть 7 шкур. и т.д.
Творческий диктант
(Выполняем задание №6)
Задание: вставьте подходящие по смыслу числительные.
Мне ... лет.
Я учусь в ... классе.
В нашем классе ... учеников.
Среди них ... хорошистов.
Я встаю в ... часов утра, а ложусь спать в ... часов.
Я смотрю телевизор по ... часов в день.
В этом году я прочитал ... новые книги.
Я знаю наизусть ... стихотворений.
Мой рост - ...
Мой вес - ...
Слайд №24
VIII. Кроссворд
Слайд №25
IX. Тематический зачёт
Тематический зачёт
Имя числительное
Отметка
«Зачёт»
«4»
«5»
Обязательная часть
6
7
7
Дополнительная часть
2
4
Обязательная часть
I. Какой грамматический признак определён неверно?
1.Столетие — имя существительное.
2.Пятеро — собирательное числительное.
3.Трём — количественное числительное.
4.Двухместный — порядковое числительное.
II. Выбрать полный ответ: «Числительные бывают…»
1.Количественные, дробные, порядковые.
2.Количественные, собирательные, порядковые.
3.Количественные, порядковые.
4.Количественные, порядковые, простые.
III. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
1. К восемь целых две пятых прибавить шесть.
2. Трое подружек.
3. С двухстами книгами.
4. Четверо медвежат.
IV. Записать числительные словами.
1.854 сложить с 234
2.к 342 прибавить 672
3.из 943 вычесть 325
4.от 878 отнять 567
V. Образовать от количественных числительных порядковые, поставив их в родительном падеже.
1.15
2.58
3.582
VI. Списать предложения, вставив в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.
1.В … случаях ответ неверный.
2.По … сторонам дороги тянулись кусты.
3.Склоны … оврагов размыты дождями.
4.На … стенах висели стенды.
VII. Записать предложения, употребив в нужном падеже сочетание в скобках.
1.Работа сделана (полтора месяца) раньше срока.
2.В (полтораста метров) от дома начинался лес.
3.Мама купила около (полтора килограмма) сыра.
4.В книге было не более (полтораста) страниц.
VIII. Исправить ошибки в употреблении числительных. Исправленное предложение записать.
В древнегреческом языке словом СТАДИОН чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим фунтам, иначе сто двадцать пять шагов.