Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»
Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»
Раскрытие музыкального образа на примере произведений современных композиторов, формирование исполнительских навыков. Ознакомление ученика с различными сторонами специфического языка музыки. В младших классах педагог старается выбрать для изучения те произведения, в которых раскрывается яркий образ, понятный и доступный детям. Часто это произведения с определенный названием, чтобы ребенку можно было нарисовать в своем воображении картинку, которая ему знакома и интересна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов» »
МАУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Преподавателя по классу фортепиано
Корниловой Надежды Александровны
на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»
Лихославль
2009
План-конспект
открытого урока
«Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»
преподавателя МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославля Корниловой Н.А.
на фортепианном отделении
Место проведения: ДШИ города Лихославля, класс фортепиано.
Дата проведения: __________ 2009 года.
Тема урока: Музыкальный образ в произведениях современных композиторов. Урок с учащейся 2-го класса.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Раскрытие музыкального образа на примере произведений современных композиторов, формирование исполнительских навыков. Ознакомление ученика с различными сторонами специфического языка музыки.
развивающая: развитие образного мышления, творческих способностей учащегося, умения анализировать характер музыкального произведения.
Методы урока:
словесное пояснение;
исполнительский показ;
игра в ансамбле с учащейся.
План урока:
Вступительное слово преподавателя.
Основная часть:
И. Парфенов «Детская полька»;
А. Молодкина «Цирковая обезьянка»;
А. Симонян «Полька Хоттабыча».
Заключительное слово преподавателя.
Содержание урока
Вступительное слово преподавателя
Музыка… Что это такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно.
«Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку…».
Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней.
Музыка – речь особого рода, тесно связана с обыкновенной словесной речью. И, наоборот, наша разговорная речь есть своего рода мелодия: разве не слышим мы в ней повышений и понижений, ускорений и замедлений, отдельных фраз, то есть всего того, что мы слышим в музыкальной мелодии?
Все богатства душевного мира музыка воплощает с несравненной силой. Душевный мир – мир эмоций – главная область музыкальной выразительности. Можно сказать, что музыка (единственное из искусств!) не только творит эмоцию, но и обращается к эмоции как к материалу.
Музыкальный образ – мелодия, гармония, метро-ритм, вид изложения, темп, тембр звучания – в результате взаимодействия всех компонентов создается единое целое – художественный образ.
Каждый компонент вносит свой неповторимый вклад в музыкальный образ, является выразительным средством.
В младших классах педагог старается выбрать для изучения те произведения, в которых раскрывается яркий образ, понятный и доступный детям. Часто это произведения с определенный названием, чтобы ребенку можно было нарисовать в своем воображении картинку, которая ему знакома и интересна.
Основная часть
И. Парфенов «Детская полька»
Для миниатюр Игоря Парфенова характерно разнообразие явлений и чувств, выраженных в музыке. Эти чувства и явления очень близки детям, отвечают их интересам.
Произведения этого композитора короткие, яркие, образные. Нужно отметить контрастность и разнообразие музыкальных образов. Они вызывают творческое мышление, эмоциональный отклик в душе ребенка.
Одной из таких миниатюр является «Детская полька».
Полька (от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг») – парный быстрый танец. Полька появилась в XIX веке в Чехии в провинции Богемия, и с тех пор стала известным народным танцем. Полька обобщила типические черты танцевальной культуры Чехии.
Во второй половине XIX века полька как бальный танец приобрела популярность во всей Европе, утратив в значительной мере национальные черты.
Музыкальный размер польки 2/4 (две четверти).
Танец «Детская полька» написан в 3-хчастной форме в тональности ре минор (d-moll).
Учащаяся исполняет произведение.
Какой образ рисует композитор в этой пьесе?
В произведении прослеживаются образы мальчиков и девочек, танцующих польку. Композитор раскрывает темы танцующих при помощи сменяющих друг друга интонаций, разных штрихов (staccato, legato).
В пьесе тема мальчиков звучит в басовом ключе, в малой октаве, staccato (коротко). С помощью этих музыкальных средств композитор передает неуклюжие, угловатые движения мальчиков в танце. Тема звучит, в основном, в левой руке.
Девочки – грациозные, изящные, кокетливые. Мелодия звучит во второй октаве. Состоит из коротких мотивов, исполняющихся связно (legato), часто встречающихся полутонов.
Тема мальчиков в танце звучит ярко (f, mf). Мягкие интонации девочек звучат тихо (p, mp).
Кокетство девочек подчеркивается частыми отклонениями в тональности соль минор (g-moll), ля минор (a-moll), фа мажор, си бемоль мажор.
Ребенок с удовольствием играет вначале тему мальчиков, затем девочек. Чтобы учащаяся ясно почувствовала характер исполняемого произведения, разные образы, играем вместе с Полиной. Полина играет тему мальчиков, педагог – девочек, и наоборот.
При повторном исполнении ученицей всего произведения пьеса прозвучала ярко, эмоционально, хорошо слышны темы, в хорошем темпе.
А. Молодкина «Цирковая обезьянка»
Произведение написано композитором из города Костромы. Пьеса яркая, образная, рисует образ цирковой обезьянки. Исполняется живо, задорно. Дети учат эту пьесу с удовольствием, несмотря на встречающиеся трудности при исполнении.
Образ раскрывается при помощи аккордовой фактуры в правой руке, синкопированного ритма с акцентами на первую долю. Роль синкопы – создание определенного художественного эффекта. Острый ритм рисует подпрыгивания обезьянки.
Левая рука – ровные восьмые (бас-аккорд) – помогает раскрыть данный образ. Интересные ходы в левой руке с акцентами на первую долю создают комический образ животного, которое хочет всех рассмешить. Подчеркивают образ форшлаги, большие скачки в обеих руках.
Произведение написано в трехчастной форме.
Средняя часть – иная по характеру. Здесь пунктирный ритм сочетается с ровными восьмыми. Появляется одноголосая тема в произведении. Меняется динамика: forte на piano, мажор на минор. Можно представить, как обезьянка выполняет какой-то сложный трюк. Зрители с волнением наблюдают и переживают вместе с дрессировщиком. Трюк выполнен.
Интересный прием исполнения использует композитор – удар по крышке рояля – хлопки зрителей.
Фермата почти в конце произведения и веселый пунктирный ритм, скачущие интонации, форшлаги завершают произведение.
А. Симонян «Полька Хоттабыча»
Дети очень часто любят играть в ансамбле с педагогом. «Полька Хоттабыча» – это ансамбль для исполнения в четыре руки. Танец написан в двухдольном размере.
Перед тем, как исполнять произведение, я прошу Полину сравнить эту польку с «Детской полькой» И. Парфенова. «Полька Хоттабыча» рисует совершенно другой образ. Полина читала повесть-сказку Л. Лагина «Старик Хоттабыч», поэтому у нее сразу возникают ассоциации со стариком Хоттабычем из сказки. Комический образ джина-старичка, которому несколько тысячелетий.
Пьеса написана в трехчастной форме в умеренном темпе.
В мелодии первой партии много скачков, форшлагов, акцентов. Мы сразу представляем смешной, веселый образ старичка-джина, слегка прихрамывающего.
В средней части темп звучит во второй партии. Звучит в низком регистре. Но несмотря на это юмористический, яркий, шутливый образ остается, благодаря синкопам и форшлагам.
Исполнение ансамбля.
Заключительное слово преподавателя
Работа над раскрытием музыкального образа очень многогранна. Работа над фразами, мелодией, акцентами, гармонической основой – все это способствует раскрытию музыкального образа. И от того, насколько ребенок овладеет всем этим, во многом зависит раскрытие художественного образа.
Но самое главное, чтобы каждая выученная фраза, штрих, мелодия были сопоставимы друг с другом. Фразы, выученные без такого сопоставления с «сорока другими», вне соотношения с логикой целого, могут звучать хорошо, но если они не будут ладить друг с другом, то не будут «влезать» в целое.
«Если фраза – говорил ученикам К.Н. Игумнов, – не будет соответствовать своим соседям и станет не в меру самостоятельной, то это неизбежно приведет к фальши в общем мелодическом движении и нарушит органическую связь музыкальной речи».
Задача педагога – научить ребенка понимать музыку, рисовать в своем воображении музыкальный образ, создавать единое целое, учить понимать язык музыки.
Список литературных источников:
Коган Г.М. Работа пианиста – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 204 с.
Головинский Г.Л. Книга о музыке – М.: Советский композитор, 1988. – 244 с.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста
Юдовина-Гальперина Т.П. За роялем без слез, или я – детский педагог – СПб., Союз художников, 2002
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано – Изд. 3 – Москва, Музыка, 1978