kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие музыкального образа на примере произведений современных композиторов, формирование исполнительских навыков. Ознакомление ученика с различными сторонами специфического языка музыки. В младших классах педагог старается выбрать для изучения те произведения, в которых раскрывается яркий образ, понятный и доступный детям. Часто это произведения с определенный названием, чтобы ребенку можно было нарисовать в своем воображении картинку, которая ему знакома и интересна.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов» »

МАУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ








ОТКРЫТЫЙ УРОК

Преподавателя по классу фортепиано

Корниловой Надежды Александровны

на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»


















Лихославль

2009

План-конспект

открытого урока

«Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»

преподавателя МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославля Корниловой Н.А.  

на фортепианном отделении

Место проведения: ДШИ города Лихославля, класс фортепиано.

Дата проведения: __________ 2009 года.

Тема урока:  Музыкальный образ в произведениях современных композиторов. Урок с учащейся 2-го класса.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Раскрытие музыкального образа на примере произведений современных композиторов, формирование исполнительских навыков. Ознакомление ученика с различными сторонами специфического языка музыки.

Задачи урока:

  • воспитательная: музыкально-эстетическое воспитание учащегося, воспитание вкуса, работоспособности;

  • развивающая: развитие образного мышления, творческих способностей учащегося, умения анализировать характер музыкального произведения.

Методы урока:

  • словесное пояснение;

  • исполнительский показ;

  • игра в ансамбле с учащейся.

План урока:

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Основная часть:

  1. И. Парфенов «Детская полька»;

  2. А. Молодкина «Цирковая обезьянка»;

  3. А. Симонян «Полька Хоттабыча».

  1. Заключительное слово преподавателя.

Содержание урока

  1. Вступительное слово преподавателя

Музыка… Что это такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно.

«Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку…».

Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней.

Музыка – речь особого рода, тесно связана с обыкновенной словесной речью. И, наоборот, наша разговорная речь есть своего рода мелодия: разве не слышим мы в ней повышений и понижений, ускорений и замедлений, отдельных фраз, то есть всего того, что мы слышим в музыкальной мелодии?

Все богатства душевного мира музыка воплощает с несравненной силой. Душевный мир – мир эмоций – главная область музыкальной выразительности. Можно сказать, что музыка (единственное из искусств!) не только творит эмоцию, но и обращается к эмоции как к материалу.

Музыкальный образ – мелодия, гармония, метро-ритм, вид изложения, темп, тембр звучания – в результате взаимодействия всех компонентов создается единое целое – художественный образ.

Каждый компонент вносит свой неповторимый вклад в музыкальный образ, является выразительным средством.

В младших классах педагог старается выбрать для изучения те произведения, в которых раскрывается яркий образ, понятный и доступный детям. Часто это произведения с определенный названием, чтобы ребенку можно было нарисовать в своем воображении картинку, которая ему знакома и интересна.



  1. Основная часть


              1. И. Парфенов «Детская полька»

Для миниатюр Игоря Парфенова характерно разнообразие явлений и чувств, выраженных в музыке. Эти чувства и явления очень близки детям, отвечают их интересам.

Произведения этого композитора короткие, яркие, образные. Нужно отметить контрастность и разнообразие музыкальных образов. Они вызывают творческое мышление, эмоциональный отклик в душе ребенка.

Одной из таких миниатюр является «Детская полька».

Полька (от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг») – парный быстрый танец. Полька появилась в XIX веке в Чехии в провинции Богемия, и с тех пор стала известным народным танцем. Полька обобщила типические черты танцевальной культуры Чехии.

Во второй половине XIX века полька как бальный танец приобрела популярность во всей Европе, утратив в значительной мере национальные черты.

Музыкальный размер польки 2/4 (две четверти).

Танец «Детская полька» написан в 3-хчастной форме в тональности ре минор (d-moll).

Учащаяся исполняет произведение.

Какой образ рисует композитор в этой пьесе?

В произведении прослеживаются образы мальчиков и девочек, танцующих польку. Композитор раскрывает темы танцующих при помощи сменяющих друг друга интонаций, разных штрихов (staccato, legato).

В пьесе тема мальчиков звучит в басовом ключе, в малой октаве, staccato (коротко). С помощью этих музыкальных средств композитор передает неуклюжие, угловатые движения мальчиков в танце. Тема звучит, в основном, в левой руке.

Девочки – грациозные, изящные, кокетливые. Мелодия звучит во второй октаве. Состоит из коротких мотивов, исполняющихся связно (legato), часто встречающихся полутонов.

Тема мальчиков в танце звучит ярко (f, mf). Мягкие интонации девочек звучат тихо (p, mp).

Кокетство девочек подчеркивается частыми отклонениями в тональности соль минор (g-moll), ля минор (a-moll), фа мажор, си бемоль мажор.

Ребенок с удовольствием играет вначале тему мальчиков, затем девочек. Чтобы учащаяся ясно почувствовала характер исполняемого произведения, разные образы, играем вместе с Полиной. Полина играет тему мальчиков, педагог – девочек, и наоборот.

При повторном исполнении ученицей всего произведения пьеса прозвучала ярко, эмоционально, хорошо слышны темы, в хорошем темпе.

              1. А. Молодкина «Цирковая обезьянка»

Произведение написано композитором из города Костромы. Пьеса яркая, образная, рисует образ цирковой обезьянки. Исполняется живо, задорно. Дети учат эту пьесу с удовольствием, несмотря на встречающиеся трудности при исполнении.

Образ раскрывается при помощи аккордовой фактуры в правой руке, синкопированного ритма с акцентами на первую долю. Роль синкопы – создание определенного художественного эффекта. Острый ритм рисует подпрыгивания обезьянки.

Левая рука – ровные восьмые (бас-аккорд) – помогает раскрыть данный образ. Интересные ходы в левой руке с акцентами на первую долю создают комический образ животного, которое хочет всех рассмешить. Подчеркивают образ форшлаги, большие скачки в обеих руках.

Произведение написано в трехчастной форме.

Средняя часть – иная по характеру. Здесь пунктирный ритм сочетается с ровными восьмыми. Появляется одноголосая тема в произведении. Меняется динамика: forte на piano, мажор на минор. Можно представить, как обезьянка выполняет какой-то сложный трюк. Зрители с волнением наблюдают и переживают вместе с дрессировщиком. Трюк выполнен.

Интересный прием исполнения использует композитор – удар по крышке рояля – хлопки зрителей.

Фермата почти в конце произведения и веселый пунктирный ритм, скачущие интонации, форшлаги завершают произведение.

              1. А. Симонян «Полька Хоттабыча»

Дети очень часто любят играть в ансамбле с педагогом. «Полька Хоттабыча» – это ансамбль для исполнения в четыре руки. Танец написан в двухдольном размере.

Перед тем, как исполнять произведение, я прошу Полину сравнить эту польку с «Детской полькой» И. Парфенова. «Полька Хоттабыча» рисует совершенно другой образ. Полина читала повесть-сказку Л. Лагина «Старик Хоттабыч», поэтому у нее сразу возникают ассоциации со стариком Хоттабычем из сказки. Комический образ джина-старичка, которому несколько тысячелетий.

Пьеса написана в трехчастной форме в умеренном темпе.

В мелодии первой партии много скачков, форшлагов, акцентов. Мы сразу представляем смешной, веселый образ старичка-джина, слегка прихрамывающего.

В средней части темп звучит во второй партии. Звучит в низком регистре. Но несмотря на это юмористический, яркий, шутливый образ остается, благодаря синкопам и форшлагам.

Исполнение ансамбля.

  1. Заключительное слово преподавателя

Работа над раскрытием музыкального образа очень многогранна. Работа над фразами, мелодией, акцентами, гармонической основой – все это способствует раскрытию музыкального образа. И от того, насколько ребенок овладеет всем этим, во многом зависит раскрытие художественного образа.

Но самое главное, чтобы каждая выученная фраза, штрих, мелодия были сопоставимы друг с другом. Фразы, выученные без такого сопоставления с «сорока другими», вне соотношения с логикой целого, могут звучать хорошо, но если они не будут ладить друг с другом, то не будут «влезать» в целое.

«Если фраза – говорил ученикам К.Н. Игумнов, – не будет соответствовать своим соседям и станет не в меру самостоятельной, то это неизбежно приведет к фальши в общем мелодическом движении и нарушит органическую связь музыкальной речи».

Задача педагога – научить ребенка понимать музыку, рисовать в своем воображении музыкальный образ, создавать единое целое, учить понимать язык музыки.



Список литературных источников:

  1. Коган Г.М. Работа пианиста – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 204 с.

  2. Головинский Г.Л. Книга о музыке – М.: Советский композитор, 1988. – 244 с.

  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста

  4. Юдовина-Гальперина Т.П. За роялем без слез, или я – детский педагог – СПб., Союз художников, 2002

  5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано – Изд. 3 – Москва, Музыка, 1978










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок на тему: «Музыкальный образ в произведениях современных композиторов»

Автор: Корнилова Надежда Александровна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "О Бахе сегодня" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-o-bakhie-sieghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "174172"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Козiмнiн карасы» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий»."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_v_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "491043"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-muzykal-nyie-instrumienty-skripka-violonchiel-ghitara"
    ["file_id"] => string(6) "235854"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443866510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образы защитников Родины в музыке"
    ["seo_title"] => string(37) "obrazy-zashchitnikov-rodiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "278489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453101802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства