Просмотр содержимого документа
«Основы составления меню»
Основы составления меню и прейскурантов
Все названия должны быть предельно четкими и понятными для посетителя. По возможности нужно исключить словосочетания и сокращения. Посетитель должен точно знать, что ему предлагают, в каком объеме и по какой цене. Меню должно быть отпечатано четким, ясным шрифтом, на хорошей бумаге. Необходимо правильно подобрать размер и тип шрифта, пробелы между буквами и словами. Это связано с тем, что человек неодинаково воспринимает зрительную информацию. При разработке дизайна, все его элементы (цветовой фон, эмблемы, цвет шрифта и т.д.) необходимо продумать таким образом, чтобы текст был хорошо читаем даже при плохом освещении. Разработке меню, его ассортименту и оформлению стоит уделить особое внимание, поскольку это является одним из основных факторов формирующих мнение посетителя о заведении. Ассортиментный перечень должен соответствовать стилю, специфике, классу и тематической направленности заведения. При его разработке следует учесть специфику и особенности работы поставщиков или другого источника снабжения сырьем. Блюда и закуски, включенные в меню, должны быть в наличии в течение всего дня работы ресторана или в течение времени, указанного в меню для завтрака, обеда или ужина, поэтому, как показывает практика, необходимо предусмотреть запасной вариант поддержания ассортимента. Следует также иметь в виду, что предприятия питания в дневное время могут посещать клиенты с детьми. Поэтому в меню должны быть предусмотрены блюда в размере полупорций или специальные блюда для детей. При составлении меню должно быть достигнуто разнообразие закусок, блюд, кулинарных изделий, как по видам сырья, так и по способам кулинарной обработки. Следующий фактор, учитываемый при составлении меню, - сезонность потребления. Известно, что блюда, богатые жирами и белками, пользуются большим спросом в зимний период, а летом повышается спрос на холодные блюда, овощи и свежие фрукты. Положительно на спросе может сказаться расположение в меню фотографий готовых блюд, исторических справок, цитат известных людей и т.д. С их помощью можно выделить какое либо блюдо из общей массы, корректировать спрос и сократить время выбора блюда посетителем, тем самым сократить время обслуживания. Наконец, хорошая фотография всегда возбудит аппетит и оставит хорошее впечатление даже от просмотра меню. Для ресторанов класса "ЛЮКС" основу меню должны составлять фирменные блюда. Не маловажную роль играют особенности национальной кухни и национальная культура. О них следует помнить, как при составлении банкетного меню, так и при разработке технико-технологических карт. Предприятия, обслуживающие иностранных туристов, должны иметь меню на иностранных языках (французском, английском, немецком). Процесс разработки меню включает в себя несколько этапов: 1. Разработка предварительного ассортимента на основании технического задания. 2. Дегустационная проработка блюд, напитков, коктейлей. 3. Утверждение окончательного ассортимента. 4. Технологическая проработка. 5. Разработка технологических и технико-технологических карт. 6. Ценообразование и разработка калькуляционных карт. 7. Разработка внутренней описательной документации для работников зала. 8. Формирование закупочного листа. 9. Подбор поставщиков. 10. Разработка дизайна.
Порядок расположения блюд в меню
Основные принципы составления меню современного европейского ресторана были сформулированы королевскими поварами британской империи еще в XVIII веке. Блюда в меню перечисляют в последовательности, соответствующей порядку приема пищи и располагают в следующей очередности: от менее острых к более острым, от припущенных к отварным, жареным и тушеным, от простых к сложным, от легких к тяжелым, от светлых к темным и никаких повторений. 1. Фирменные холодные закуски. Холодные закуски - рыбные; - мясные; - овощные. 2. Фирменные горячие закуски. Горячие закуски: - рыбные; - мясные; - овощные. 3. Фирменные первые блюда. Первые блюда: - бульон; - борщи; - супы; - щи; - солянки; - пюреобразные супы. 4. Фирменные вторые блюда. Вторые блюда: - рыбные: а) отварные; б) рыба в соусе; в) жареные; г) запеченные. - мясные: а) натуральное мясо; б) мясо в соусе; в) птица. - овощные. 5. Соуса. 6. Гарниры. 7. Десерты. - горячие десерты; - холодные десерты; Фирменные десерты. 8. Горячие напитки. - чай; - кофе; - шоколад; - какао. 9. Холодные напитки. - вода; - сок; - соки фрэш; - сиропы. 10. Кондитерские изделия. Фирменные кондитерские изделия. 11. Фрукты.
Карта бара
Огромное значение в заведении играет карта бара, поскольку она отражает душу заведения. Карта бара должна быть четкая и ясная. Следует избегать всех видов ошибок, как смысловых, так и орфографических. По возможности все наименования стоит указывать на оригинальном языке, но в этом случае будет лучше к каждому вину добавить перевод на русский язык. Положительно скажется, если к каждому наименованию добавить комментарий, дегустационное описание, рекомендации по гастрономическим сочетаниям и год урожая.
Для тех напитков, качество которых не ухудшается после вскрытия, цена указывается за 100 гр. В прейскуранте указываются четыре графы: 1) наименование; 2) емкость бутылки; 3) цена за бутылку; 4) цена за 100 гр. Состав меню, расположение и количество блюд в нем может меняться в зависимости от вида и класса заведения.