Просмотр содержимого документа
«Основные вокальные техники и приемы»
Что такое вокальные техники и какие существуют?
Вокальный приём — это конкретная техника или метод, используемый для достижения определенного эффекта во время исполнения музыкальной композиции.
Вокальные приёмы могут включать в себя различные техники: вибрато, фальцет, шепот и другие методы модуляции голоса. Каждый из них имеет свою особенность, что позволяет передать определенное настроение или эмоции во время исполнения.С первых занятий вокалом не лишним будет заранее «прощупывать» диапазон своих возможностей, экспериментировать и тренировать связки на практику хотя бы самых популярных приёмов: микста, бэтлинга, тванга, субтона.
Основные вокальные техники
Вокальных техник — множество. Владеть каждой из них не обязательно, но чем богаче арсенал, тем шире диапазон возможностей исполнения вокальных партий различных жанров. Комбинируя различные техники и приёмы, вы сможете достичь большей выразительности и контроля над своим голосом.
Микст
Микстовый регистр — голосовой регистр, который находится между грудным и головным голосом. По-другому его называют «средний регистр» или «переходный регистр».
В вокале под таким приёмом как микст подразумевают единовременное звучание и грудного, и головного регистра, т.е. их смешивание (от англ. mixed — смешанный). Сами пропорции такого смешивания в каждом конкретном случае будут различаться. Именно умение одновременно звучать и головой, и грудью в разных комбинациях в ряде вокальных школ считается первым отличием продвинутого вокалиста от новичка. Поэтому упражнения на «включение» обоих ключевых резонаторов — обязательная практика для каждого, кто хочет звучать профессионально. Бэлтинг или «вокальный» крик
Бэлтинг (англ. belting), он же «вокальный крик», обычно описывает технику пения, характеризующуюся сильным, мощным и выразительным звучанием в высоком регистре голоса.
Вспомните, как звучит финальное I will always love you у Уитни Хьюстон — это один из примеров бэлтинга.
Бэлтинг называют вокальным криком за напористость и акцентное звучание. По сути это умение петь высокие ноты полным голосом: пронзительно и плотно, не переходя на фальцет.
Для овладения техникой нужно много практиковаться, особенно важно уметь контролировать дыхание. Вокальным криком поют на задержанном дыхании, давая воздуху выходить буквально по миллиметру.
Тванг
Тванг (англ. twang) — один из самых популярных и широко используемых приёмов пения, который имеет характерный тембр: звонкий и резкий.
Чтобы изучить тванг, нужно непременно понимать певческую анатомию, поскольку именно особым положением гортани создается этот вокальный приём. Гортань при пении должна быть поднята.
Мышцы над связками должны быть сжаты, чтобы сделать гортань узкой.
Положение языка: высокое.
Кроме этого, для развития техники вокалисты «балуются» повторением звуком природы: мяукают, квакают, кричат совой. Такие необычные упражнения помогают в поиске резонанса, нахождении удобной для себя техники: носовой и гортанной. Твангом пользуется Рианна в большинстве своих песен.
Фальцет
Вокальный приём «фальцет» (итал. falsetto от falso «ложный») представляет собой верхний голосовой регистр, который отличается от обычного. В фальцете голос звучит более «тонко» и некоторыми может быть описан как «головной голос».
Чтобы освоить этот вокальный приём, необходимо для начала разграничить свой собственный голос и фальцет, другими словами — отработать фальцетный контраст:
Йодлинг
Вокальный приём под названием «йодль» (англ. yodel) или «йодлинг» является особой техникой пения, характерной для некоторых музыкальных традиций, в особенности альпийской музыки.
Йодль представляет собой быстрое и повторяющееся переключение между грудным и головным голосом, создавая эффект прерывистого перехода между высокими и низкими звуками.
Различают закрытый и открытый йодль: первый делается на закрытых звуках, второй — более яркий и гортанный — на открытых
Вокальные украшения
После освоения вокальной базы и постановки голоса вокалисты обычно переходят к сбору собственной коллекции вокальных украшений. Это в каком-то смысле комбинации из техник, которые помогают выдавать необычный, но гармоничный звук.
Вибрато — это буквально голосовые вибрации в диапазоне полтона и ниже. Равномерное прямое вибрато с сохранением ритма, амплитуды, мелодичности, буквально гипнотизирует слушателя и доставляет удовольствие, как кошачье мурлыканье.
Глиссандо — это проскальзывание по нотам без акцентов, при этом с сохранением ровной интонации. Глиссандо намеренно редко развивают, украшение получается использовать благодаря натренированному слуху, контролируемому голосу и дыханию, поэтому именно эти навыки можно считать ключевыми для хорошего профессионального глиссандо.
Как тренировать вокальные техники и приемы?
Тренировать вокальные техники и приемы помогают многочисленные упражнения. Так, например, тванг нарабатывают имитированием резонирующего кваканья или подражания кошачьим мартовским серенадам. Также немаловажный этап развития навыка использования вокальных техник и украшательств — тренировка дыхания и голосовых связок.
Простыми словами, микст — смешение грудного и головного резонаторов
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО» (Методическая разработка)
1. Сольфеджио на современном этапе развития. Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. В начале XX века методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе. В начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении. XXI век - это преподавание сольфеджио на стилевой основе, весомая роль ладового сольфеджио и использование методов психологии и синестезии. Преподавание сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших направлений в современной музыкальной педагогике. Считается необходимым, чтобы слух как бы прошел через все исторически важные этапы развития музыки. Поэтому выбор тематического материала основывается на последовательном обращении к творческому наследию композиторов разных эпох.
2. Формирование ладового слуха. Отмеченными выше обстоятельствами обусловлена специфика содержания предлагаемого материала. В данной работе описан педагогический опыт занятий на уроках сольфеджио. Задача данной работы, прежде всего, включить ребенка сразу в музыкальный процесс. Кроме того, развивая способности ребенка, как чисто музыкальные, так и общие, а также, используя свежесть и остроту восприятия в раннем возрасте, воспитывать у детей музыкальное чувство и музыкальный вкус, т.е. уже на начальном этапе приобщать к музыкальной культуре. Теоретические знания непрерывно и очень активно используются для свободного овладения клавиатурой. Прежде чем начать учить ребенка игре на инструменте по нотам, желательно чтобы он получил некоторый запас теоретических знаний. Теорией можно заниматься в группе, а применять полученные знания, как на групповых уроках, так и на индивидуальных. Наиболее короткий и верный путь для освоения музыкального материала - это развитие у детей ладового слуха и предпосылки к формированию функционального слуха, а в дальнейшем - полифонического слуха. В этом направлении следует строить всю работу по сольфеджио с первого класса. Для освоения лада удобно использовать наглядное пособие «Музыкальная лесенка», которое дети делают из картона и цветной бумаги. Лесенка включает 11 цветных полосок, символизирующих звукоряд. Кроме ступеней прямой гаммы, в нее добавлен верхний тетрахорд «ломаной», необходимой для проработки тональностей F-dur, G-dur, A-dur. Устойчивые ступени мы делаем красными, вводные - желтыми, остальные - зелеными. Все представленные ниже песенки ребята пропевают со словами и нотами, показывая звуки на этом наглядном пособии. Хотя программа предполагает вначале изучить мажорный лад, практика отчетливо показала, что целесообразно ознакомить детей и с минорным ладом. Его полезно ввести в слуховой анализ. Необходимо использовать песни с минорной ладовой основой, разучивая с текстом в классе. Плодотворность занятий во многом зависит от тщательного отбора музыкального материала при подготовке к урокам. Надо найти такие песни, где ярко противопоставляются контрастные ладовые краски параллельных и одноименных тональностей. Для начинающих педагогов немалую трудность представляет раздел о ладовом значении ступеней тональности. С этим материалом необходимо ознакомить учеников на начальном этапе обучения. И в этом случае надо идти не от записанной на доске гаммы С-dur и обозначения ладовых функций отдельных ступеней, а от слухового анализа большого количества примеров в С-dur. После такого анализа дети должны осознать семь звуков в песнях, строение звукоряда, разное ладофункциональное значение ступеней. 7 Помимо гаммы С-dur таким же методом должны быть изучены тональности G-dur, F-dur, D-dur. Причем, объясняя каждую последующую гамму, желательно вновь исходить из слухового анализа, а не из умозрительной записи гаммы. Например, сначала нужно попросить ученика подобрать знакомую мелодию в G-dur, чтобы он сам убедился внеобходимости минора и, лишь затем закрепить это теоретически. Необходимо транспонировать в новые тональности номера для сольфеджирования, диктанты. На первых порах учащимся следует предложить проставить ступени в транспонируемом примере и, соответственно им, переписать мелодию в другие тональности. Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. На начальном этапе обучения необходимо вводить в ход урока как можно больше игровых моментов, так сложный материал будет усваиваться гораздо быстрее, чем в традиционной форме, когда педагог просит учеников долго и утомительно записывать теорию и заучивать ее дома.
3. Ладовые, ритмические, интервальные игры. Ладовые игры. 1. «Дятел и эхо». Учитель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывают на «Музыкальной лесенке». Далее один из ребят повторяет последовательность, пропевая ее нотами. Задания могут быть даны в определенном размере и ритме. 2. «Угадай мелодию». Игра хорошо активизирует внутренний слух учащихся. Преподаватель показывает ступени на большой лесенке, учащиеся про себя 8 пропевают ступени. Тот, кто первым узнал песенку, исполняет ее нотами в указанной тональности. 3. «Живое пианино». Дети выстраиваются в линию, каждый из них - «живая клавиша». Учитель или ученик играет знакомую песенку, гамму, трезвучие, последовательность ступеней, как бы «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на участника игры, который пропевает свой звук. (Приложение1). Ритмические игры. На уроках сольфеджио работать вне ритма невозможно. Интонационные упражнения, чтение с листа, высотные и временные связи звуков неотделимы. Очень важно использовать в работе разные темпы упражнений, почувствовать, создать и удержать разные темпы. Пропевание гамм, интервалов, аккордов и примеры для сольфеджирования необходимо исполнять в разных темпах. Почти с первых занятий в первом классе дети работают с карточками, в которых указаны различные длительности (четверти, восьмые, половинные), соответствующие одному такту в размере 2/4. Кроме традиционных форм работы с этим пособием (прохлопать ритм, выложить ритмический диктант и длительности звуков в обычном диктанте) карточки широко используются в музыкальных играх. Однако ощутить, почувствовать ритм помогает, прежде всего, сама музыка. Чтобы ребята осознали, как данная ритмическая группа «живет»в музыкальном произведении, они разучивают песенки, в которых содержатся необходимые длительности. Для того чтобы заинтересовать детей они должны иметь интересный образный, легко запоминающийся текст, яркую мелодию.
1. «Ритмическое эхо». 9 Учащиеся выстраиваются в линию, прохлопывают по очереди в заданном размере, темпе предложенный учителем ритмический рисунок. 2. «Упрямый ослик». Кроме развития чувства ритма игра знакомит ребят с понятием «остинато». Значение этого слова легко запоминается детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Ребята поют знакомую песенку, а один из учеников играет роль « упрямого ослика», играя на детском ударном инструменте ритмическое остинато. 3. «Запиши свое имя». Учитель исполняет музыкальную фразу, в которой упоминается имя одного из учеников. Затем вся группа пропевает ее с дирижированием (размер дается заранее). Тот ребенок, которого назвали, должен выти к доске и записать ритм мелодии. 4. «Ладушки». Игра поможет узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые - друг с другом, как бы играя в ладушки. 5. «Телефон». Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритмический рисунок, простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ученика, а тот в свою очередь передает дальше. Последний ученик, записывает рисунок на доске, далее вся группа прохлопывает ритм со слогами.
Интервальные игры. Знакомство с интервалами происходит вначале в слуховом восприятии, а затем только осмысливается теоретически, причем, сначала интервалы изучаются в ладу, а позднее строят их от звука. Построение или определение интервала всегда необходимо начинать с количественной характеристики, поскольку энгармонически равные интервалы отличаются количеством ступеней, а не тонов. Для закрепления темы «Интервалы» учащиеся поют их вверх и вниз от заданного звука так называемые «вертикали» или «интервальные дорожки»: вверх - большие интервалы, вниз - малые. Затем наоборот. Далее целесообразно проверить пение интервалов цепочкой. Например, спеть вверх кварту, а затем от полученного звука вниз - другой интервал и т.д. Уроки, связанные с усвоением интервалов, можно сделать яркими и интересными, используя разные методические приемы. Это карточки, игры, знакомые детям песни, короткие запоминающиеся попевки. (1. «Эстафета». Смысл игры состоит в том, что ребята по цепочке строят какой-либо интервал, причем каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно вверх и вниз. 2. «Звуковые картинки». 11 Каждому интервалу даем характеристику (ч.1 - зануда, м.2-плакса, б.2-забияка, терции - красавицы и т.д.),на все интервалы есть рисунки и стихотворения. Учащиеся играют по картинке предложенный интервал, проговаривая текст.
Важные условия усвоения теоретического материала в курсе сольфеджио заключается в следующем: любые теоретические сведения необходимо «извлекать» из слуховых представлений, на основе показа и анализа музыкальных примеров. Это вытекает из интонационно-слуховой природы музыкального искусства. На уроках сольфеджио необходимо как можно чаще создавать проблемные ситуации, побуждающие учеников к поисковой деятельности. Преподаватель должен уметь создать на уроке творческую атмосферу, при которой учащиеся должны быть не пассивными «объектами» в деятельности преподавателя, а его партнерами. Это проявляется в создании ситуации «совместного» постижения той или иной истины, правила, закона в музыке. Создание творческой атмосферы - это также насущная необходимость в работе преподавателя сольфеджио. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. Необходимо помнить о контроле учителя за своим поведением на уроке. Это контакт учителя с классом, манера общения с учениками, речь, её грамотность, эмоциональность, умение перестроиться на ходу, а также способность к дифференцированному обучению учащихся.