Конспект урока по дисциплине "постановка голоса". Тема: Певческое дыхание.
Конспект урока по дисциплине "постановка голоса". Тема: Певческое дыхание.
Открытый урок. Предмет: постановка голоса. Тема: Певческое дыхание.
Группа: М-11, студентка: Хабдрахманова А.К.
Цель: Сформировать навыки певческого дыхания.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Задачи:
- Дать понятие термина дыхание, ознакомить с исполнителями школы Bell canto, особенностями вокальных школ. - Развить технику взятия нижнерёберно-ниафрагматического дыхания с помощью методов итальянской школы Bell canto.
- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Литература: Дж. Лаури-Вольпи «Вокальные параллели», Марио Мелани "Поговорим о вокале".
План урока:
I Организационный момент.
а) Сообщение темы, психологический настрой студента.
б) Актуализация знаний
II Изложение новых знаний
1. а) типы дыхания
б) использование нижнерёберно-диафрагматического дыхания
в) упражнения и дыхательная гимнастика
2. а) распевание
б) работа над произведениями
III Подведение итога занятия.
а) вопросы по пройденной теме, рефлексия.
б) домашнее задание
Ход урока:
I Организационный момент. Настрой студента на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски и опрос по предыдущим темам;
- Задумывались ли Вы как мы дышим?
- Какая певческая установка является правильной?
- В каком положении должен находится корпус во время пения?
II Изложение новых знаний.
а) Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.
Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.
Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
б) Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).
в) Упражнение «Насос»
Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:
- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;
- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);
- подъем с «нейтральным» звуком.
Итак, три раза на каждой ноте.
- Упражнение «Шарик»- представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения, которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.
2. а) Распевание с использованием приёмов Bell canto.
б) Работа над произведениями.
- Г. Зейдлер – Вокализ №6. – пропевание на гласную «А», нормируя подачу воздуха к каждой ноте. Проработка динамических оттенков, которые влияют на подачу звука, а следовательно на опору звука, дыхание.
- П. Булахов – И нет в мире очей – в произведении много отрывистых фраз, на которых необходимо продолжать удерживать взятый воздушный столб, сохраняя интонацию и начальное усиление звука. Проработка романса на слоги «Ми» - «Я», для приближения звучания и активизации мышечной поддержки диафрагмы.
III Подведение итога занятия.
а) Основные понятия и возможность применения певческого дыхания в произведениях. Рефлексия.
- о каких видах дыхания вы узнали?
- как вы оцениваете свою работу на уроке?
б) домашнее задание:
- задания по отдельным произведениям.
- изучить тему по выданной литературе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "постановка голоса". Тема: Певческое дыхание. »
Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы
«Щучье қаласы, педагогикалық колледжі» МКҚҚ
ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»
при управлении образования Акмолинской области
Открытый урок
по теме: Певческое дыхание
предмет «Постановка голоса»
Преподаватель: Гарт А.Ю.
Группа: М-11
Студентка: Хабдрахманова А.К.
2014
Цель:Сформировать навыки певческого дыхания.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Задачи:
- Дать понятие термина дыхание, ознакомить с исполнителями школы Bell canto, особенностями вокальных школ. - Развить технику взятия нижнерёберно-ниафрагматического дыхания с помощью методов итальянской школы Bell canto.
- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Литература: Дж. Лаури-Вольпи «Вокальные параллели»,Марио Мелани "Поговорим о вокале".
План урока:
I Организационный момент.
а) Сообщение темы, психологический настрой студента.
б) Актуализация знаний
II Изложение новых знаний
1. а) типы дыхания
б) использование нижнерёберно-диафрагматического дыхания
в) упражнения и дыхательная гимнастика
2. а) распевание
б) работа над произведениями
III Подведение итога занятия.
а) вопросы по пройденной теме, рефлексия.
б) домашнее задание
Ход урока:
I Организационный момент. Настрой студента на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски и опрос по предыдущим темам;
- Задумывались ли Вы как мы дышим?
- Какая певческая установка является правильной?
- В каком положении должен находится корпус во время пения?
II Изложение новых знаний.
а) Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.
Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.
Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
б) Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).
в) Упражнение «Насос»
Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:
- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;
- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);
- подъем с «нейтральным» звуком.
Итак, три раза на каждой ноте.
- Упражнение «Шарик»- представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения, которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.
2. а) Распевание с использованием приёмов Bell canto.
б) Работа над произведениями.
- Г. Зейдлер – Вокализ №6. – пропевание на гласную «А», нормируя подачу воздуха к каждой ноте. Проработка динамических оттенков, которые влияют на подачу звука, а следовательно на опору звука, дыхание.
- П. Булахов – И нет в мире очей – в произведении много отрывистых фраз, на которых необходимо продолжать удерживать взятый воздушный столб, сохраняя интонацию и начальное усиление звука. Проработка романса на слоги «Ми» - «Я», для приближения звучания и активизации мышечной поддержки диафрагмы.
III Подведение итога занятия.
а) Основные понятия и возможность применения певческого дыхания в произведениях. Рефлексия.
- о каких видах дыхания вы узнали?
- как вы оцениваете свою работу на уроке?
б) домашнее задание:
- задания по отдельным произведения, изучить тему по выданной литературе.