Поурочное планирование вокального кружка « Веселинка»
5 класс
Тема: « Певческое дыхание»
Цели:
Обучающая:
- Закрепить у учащихся различные приемы дыхания
Развивающая:
-развивать музыкальный слух на образцах многоголосной музыки с контрастными элементами;
-певческий диапазон
-чувства ритма;
-слушательскую культуру
Воспитывающая:
- воспитывать поликультурную личность
-воспитывать понимание тесной связи музыки с жизнью,
-воспитывать эмоциональное отношение к музыке, формировать музыкальный вкус, музыкальные потребности
-.вызвать эмоциональный отклик.
Задачи:
-Беседа: « Певческое дыхание»
- Продолжить разучивание песен, посвященных ВО войне
Музыкальный калейдоскоп (повторение ранее изучаемых песен по выбору детей).
Оборудование:
1.фортепиано
2.компьютер
Методы музыкального обучения:
-сравнения
-наблюдения
-метод эмоциональной драматургии
Ход занятия:
-Психолого –педагогический настрой
-Распевание голосов
(исполняются упражнения на звукообразование, дикцию, движение во фразе, выразительность, чувства ритма.)
-Беседа: « Певческое дыхание»
Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.
Беззвуковые упражнения:
? Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
? «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса.
? Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
? Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.
? Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.
? Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.
? Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую).
? Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я».
? Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.
? Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание.
? Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.
Такими упражнениями надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха. Цепное дыханиеОдним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании .Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует от певцов особого внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.
Основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться
ожидаемого эффекта - беспрерывности и протяжности общего звучания хора. Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью я использую в работе упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур.
- Продолжить разучивание песен, посвященных ВО войне
-Музыкальный калейдоскоп (повторение ранее изучаемых песен по выбору детей).
Домашнее задание: выучить тексты песен, посвященных ВО войне.
Рефлексия:
Круг радости «Мне нравится петь, потому что…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-развивать музыкальный слух на образцах многоголосной музыки с контрастными элементами;
-певческий диапазон
-чувства ритма;
-слушательскую культуру
Воспитывающая:
- воспитывать поликультурную личность
-воспитывать понимание тесной связи музыки с жизнью,
-воспитывать эмоциональное отношение к музыке, формировать музыкальный вкус, музыкальные потребности
-.вызвать эмоциональный отклик.
Задачи:
-Беседа: « Певческое дыхание»
- Продолжитьразучивание песен, посвященных ВО войне
Музыкальный калейдоскоп (повторение ранее изучаемых песен по выбору детей).
Оборудование:
1.фортепиано
2.компьютер
Методы музыкального обучения:
-сравнения
-наблюдения
-метод эмоциональной драматургии
Ход занятия:
-Психолого –педагогический настрой
-Распевание голосов
(исполняются упражнения на звукообразование, дикцию, движение во фразе, выразительность, чувства ритма.)
-Беседа: « Певческое дыхание»
Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.
Беззвуковые упражнения: Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. Переход от беззвуковых упражнений к звуковым. Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха. Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы. Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую). Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я». Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания. Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание. Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания. Такими упражнениями надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха. Цепное дыханиеОдним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании .Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует от певцов особого внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.
Основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться
ожидаемого эффекта - беспрерывности и протяжности общего звучания хора. Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью я использую в работе упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур.
- Продолжитьразучивание песен, посвященных ВО войне
-Музыкальный калейдоскоп (повторение ранее изучаемых песен по выбору детей).
Домашнее задание: выучить тексты песен, посвященных ВО войне.