kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оркестровые инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный открытый урок для учеников "Школы искусств"

Просмотр содержимого документа
«Оркестровые инструменты»

Открытый урок на тему «Инструменты оркестра»

Дата проведения: 25.10.2019г. Место проведения: Кабинет Мировой музыкальной литературы

Звучит пьеса Э. Грига «Утро»

Цель:

  • Сформировать представление об оркестрах и его составе.

Задачи:

  • Познакомить с основными инструментами, звучащими в казахском и эстрадно -духовом оркестрах.

  • Познакомить с историей происхождения инструментов.

  • Научить различать звучание инструментов.

  • Расширить словарный запас.

  • Расширить музыкальный кругозор.

Организационный момент.

Приветствие.

Звучит народный кюй «Айжан кыз»

Асель Сериковна:

- Первым создателем казахского народного оркестра стал Ахмет Куанович Жубанов. Для того, чтобы создать оркестр он, преподавая в в Алматинском музыкальном техникуме организовал экспериментальную мастерскую, в которой работали музыкальные мастера. Музыкальные мастера работали над улучшением казахских музыкальных инструментов, как кобыз, домбра, дауылпаз и др.

Для создания оркестра нужны были не только хорошие инструменты, но и грамотные музыканты и репертуар. Ахмет Жубанов нашел несколько молодых умельцев домбристов, обучил игре на домбре людей, которые умели только петь. Пригласил в оркестр несколько знакомых домбристов виртуозов и с 1932 года начал подготавливать и знакомить мир с прекрасными песнями и кюями казахских композиторов.

Первый ансамбль состоял из 10 человек. Впервые в 1934 году ансамбль выступил на «Все казахстанском слете деятелей народного искусства» с первыми народными кюями «Кенес», «Би кюй», «Карабас», «Айжа кыз».

Выступление ансамбля убедило слушателей в том, что оркестровое звучание народной музыки усиливает ее выразительность. Позднее ансамбль стал пополняться количеством участников и ему присвоили имя Великого композитора кюйши. На сегодняшний день оркестр им. Курмангазы в составе которого более тридцати участников выступает и покоряет своим репертуаром слушателей разных стран.


Айзада: В древнем городе Хорезм при раскопках ученые обнаружили древние статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных инструментах, напоминающих домбру. Выяснилось, что такие инструменты появились в сакских кочевых племенах более 2000 лет назад.


Звучит кюй «Балбырауын»


Алина: Если верить старым преданиям, шертер появился в IX веке и именно на нем играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук летели птицы и садились рядом с музыкантами.  Шертер употребляли для сопровождения кюев, сказаний, легенд. И выглядел он больше похожим на кобыз. Ранее он был изогнутой формы, обтянутой кожей.

Звучит «Светит месяц»


Нурасыл: Дауылпаз появился в древние времена. Такой инструмент использовали для военных действий, религиозных событий и охоты. Также инструмент использовался условным сигналом при виде опасности или предстоящей кочевки.


Жасмин: Ударный инструмент Асатаяк появился из древности. Ранее считался шаманским инструментом да и выглядел он намного необычнее, чем сейчас. Его рукоятка была очень длинной, как посох деда Мороза. Шаманы во время совершения обряда стучали жезлом по земле, а дополнительным звуком к стуку звенели металлические детали инструмента, создавая необычный волшебный звук. Обычный человек боялся касаться инструмента, т.к. звук инструмента был слишком резким.


Звучит «Ритмический рисунок»


Николай Григорьевич:

- В давние времена, около 200 лет назад в России образовались первые оркестры из рожков. Такие оркестры стали называть РОГОВЫМИ.

В крепостное время крестьяне могли играть только одну ноту. Поэтому их за частую их называли Марья Васильевна – СИ бемоль, Иван Иванович Соль диез и т.д.

По взмаху дирижера люди с рожками начинали считать бесконечные паузы. И только за время исполнения произведения они только раз или два извлекали один звук.

Но это требовало большой внимательности, т.к. за ошибки их строго наказывали. Лишали обедов, секли розгами.

Позднее появились духовые оркестры. Они озвучивали балы, звучали в маршах и танцах. Такие оркестры исполняли Вальсы, Польки, Полонезы, Менуэты.

Первый известный оркестр появился в Австрии и руководили ими отец и сын Штраусы. Их в свое время называли Королем Вальса. Достаточно вспомнить знаменитые Вальсы, как Венский вальс, дунайские волны, Жизнь артиста и Цыганский Барон.


Дарига: Флейта в древние времена появилась от тростникового стебля. Дуновение ветра навеяло древнему человеку на создание «Пан-флейты». Дальнейшее развитие флейты пошло на создание его из дерева Самшита. Позднее ее заменили на металл (серебро и никель).

Звучит итальянская пьеса «О мое солнышко!»

Роман: Кларнет – маленькая труба появилась в 1820 году. Создатель ее фр. Мастер Бем. Кларнет изготавливался из дерева. Он состоит из трех частей: мундштука, боченка, 1 и 2го колена и раструба. Все эти части разделимы. Его мягкий звук напоминает о звуке ручейка.

Звучит «Старинная французская песенка»

Настя: Саксофон относится к группе деревянных инструментов. Он является инструментом характерной деревянной группы. Изначально он изготавливался из дерева бельгийским мастером Адольфом Саксом. Впоследствии его стали делать металлическим из сплава никеля и меди. Его звук довольно резкий и певучий, поэтому его используют чаще всего в эстрадном ансамбле или оркестре.

Звучит Франц Грубер «Тихая ночь»

Ярослав: Синтезатор относится к группе электронных инструментов. Это клавишный инструмент, произошедший от органа. Имеет встроенные многочисленные ритмы и большой набор тембров. На этом инструменте обычно исполняют эстрадные произведения, но и также возможно исполнять классические произведения.

Звучит «Мельница» И.Николаева

Асель Сериковна: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и развеяться. Сейчас мы с вами попробуем разгадать загадки:

  • Как называется ансамбль из трех человек? (трио)

  • Каким ключом дверь не откроешь? (басовым, скрипичным)

  • Какую ноту добавляют в суп? (соль)

  • Каким инструментом владеет каждый человек? (голосом)

  • Он похож на погремушку, только это не игрушка? (маракас)

  • Какими нотами можно измерить пространство? (МИ ЛЯ)

  • Начало мое – нота, потом краса оленья, а в целом это значит… дорожное движенье….( ДО рога)

  • Начало-голос птицы, конец на дне пруда, а целое названье в музее найдется без труда.. .(КАР тина)

  • Первый слог мой – нота, и второй слог тоже, вместе это слово на бобы похоже (ФА соль)

  • В оркестре узнаю нас по раскату меди, не обойтись без нас и на обеде… (тарелки).



Николай Григорьевич: А сейчас, изучив примерный тембр каждого инструмента, ребята будут сделать музыкальный анализ, на котором должны определить партию соло ведущего инструмента, который исполняет главную мелодию. (Ответ засчитывается по поднятой руке.)



Музыкальная викторина:



  1. «Шутка» И.Бах

  2. «Бала мишка» Н.Тлендиев

  3. «Щелкунчик» «Вальс Цветов» П. Чайковский

  4. «Неаполитанская песенка»

  5. «Дауылпаз»

  6. «Аллегретто» А.Моцарт

  7. «Сыбызгы, шанкобыз, асатаяк»

  8. «Лебедь» Сенсанс

Асель Сериковна: Ну, что же ребята, наш урок подошел к концу и нам хотелось бы узнать у вас, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что было интересным?

- Что было не интересным и почему?

Домашнее задание: какие инструменты входят в состав оркестра Симфонического и казахского народного?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Оркестровые инструменты

Автор: Виноградов Николай Григорьевич

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "История русских народных инструментов "
    ["seo_title"] => string(41) "istoriia-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "118813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413265739"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методический доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера с духовыми инструментами и в классе домры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_spetsifika_raboty_kontsertmeistera_s_dukhovymi_inst"
    ["file_id"] => string(6) "485753"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542232365"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Духовые музыкальные инструменты "
    ["seo_title"] => string(35) "dukhovyie-muzykal-nyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "177448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424646684"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Основы оркестрового исполнительства в ДМШ на примере детского камерного и симфонического оркестра"
    ["seo_title"] => string(111) "osnovy_orkiestrovogho_ispolnitiel_stva_v_dmsh_na_primierie_dietskogho_kamiernogho_i_simfonichieskogho_orkiestra"
    ["file_id"] => string(6) "344070"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474021287"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Оркестровая деятельность в детском саду"
    ["seo_title"] => string(39) "orkestrovaia_deiatelnost_v_detskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "514654"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560435764"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства