Основы оркестрового исполнительства в ДМШ на примере детского камерного и симфонического оркестра
Основы оркестрового исполнительства в ДМШ на примере детского камерного и симфонического оркестра
Методическая работа посвящена проблеме работы с детским камерным и симфоническим оркестром в ДМШ. В ней раскрываются вопросы формирования и развития навыков коллективного инструментального музицирования у детей школьного возраста. Рекомендуется для ознакомления преподавателям оркестровых классов духовых и струнно-смычковых инструментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы оркестрового исполнительства в ДМШ на примере детского камерного и симфонического оркестра»
Основы оркестрового исполнительства в ДМШ на примере детского камерного и симфонического оркестра
Коллективное инструментальное музицирование для обучающихся является одной из важнейших музыкальных дисциплин в ДМШ. Это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Радость и удовольствие от совместного музицирования – залог интереса детей к этому виду искусства. При этом каждый из них становится активным участником коллектива, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе обучающихся.
Одним из важнейших факторов, определяющих успех процесса обучения в специальном классе ДМШ, являются занятия в классе оркестра. Все без исключения обучающиеся имеют возможность принимать участие в составе оркестра, что корректируется репертуаром, подбираемым для определенного, в данный момент существующего коллектива.
С самого начала обучения важно привить каждому обучающемуся учебную дисциплину и внушить подопечным, что оркестр – это единый организм. Каждый участник коллективадолжен подчиняться правилам, установленным в оркестре (посадка за пультом, одновременное поднятие и опускание инструментов в момент начала и окончания произведения, подчинение дирижерскому жесту). Только соблюдая правила, можно достичь слаженного ансамблевого исполнения и сценического поведения.
Коллективное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные в уроках знания и навыки должны помочь детям в их занятиях сольфеджио, на инструменте. Обучающиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной классики, что наряду с уроками специальности и музыкальной литературы способствует формированию их кругозора.
Немаловажны и психологические и нравственные аспекты коллективной работы в классе оркестра. В. Сухомлинский писал: «Если внимательно проанализировать то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем, удачей и неудачей… - все это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласуя их с желаниями других людей». Никто не имеет права забывать, что рядом с ним находятся другие люди, что каждый поступок одного человека неизбежно отражается на окружающих. Важнейшая задача педагога – воспитание культуры человеческих отношений.
«Совместное исполнительство развивает «культуру человеческих отношений», «культуру желаний» самым непосредственным и действенным образом. «Согласование своих желаний с желаниями других людей» - первооснова музыкального содружества» [4, с. 28].
На занятиях по специальности ученик привыкает к тому, что от него одного зависит направление, метод работы и ее конечный результат. Он в центре внимания педагога на уроке, в центре внимания публики во время концертного выступления. Поэтому работа в камерном или симфоническом оркестре имеет для него особое значение. «Совместная игра – это, прежде всего, объединенные, к одной цели направленные усилия всех исполнителей, воплощающих общий, равно для всех участников процесса увлекательный и естественный замысел, дружный и радостный коллективный труд» [см. там же], - писал А. Д. Готлиб.
Важным фактором, способствующим воспитанию и развитию навыков коллективной игры, является правильный подбор репертуара. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки, оригинальные произведения, произведения современных авторов, переложения русской и зарубежной классики.
Учитывая разную степень подготовки обучающихся, степень обобщенности приобретенных ими знаний и навыков, в репертуарные списки должны состоять из произведений различной степени сложности.
Работа с детским оркестром – особый вид деятельности педагога, требующий от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Всякую исполнительскую работу венчает публичное выступление. Руководитель должен предусмотреть все: от внешнего вида своих подопечных до их психологического настроя.
Концертное выступление детского симфонического (камерного) оркестра – красивое зрелище. Разнообразие инструментов в детских руках, организованное поведение, качественное исполнение музыкальных произведений, интересно подобранный репертуарный список – это неполный, но обязательный список факторов успешного выступления на сцене. При выполнении этих условий успех гарантирован. К тому же, выступление камерного или симфонического оркестра станет украшением любого концерта, семинара.
Формирование навыка игры с оркестром – процесс сложный и многосторонний. Этот вид деятельности дает обучающемуся более полное представление о работе музыканта, развивает в ребенке новые качества, помогает формировать его как грамотного исполнителя. И самое немаловажное – многие из учеников именно после обучения в классах оркестра и ансамбля решают связать свое профессиональное будущее с музыкой. Знания и умения, полученные оркестровом классе, помогут выпускникам впоследствии для участия в самодеятельных коллективах в качестве активных пропагандистов музыкальной культуры, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах СУЗов.
Список использованной литературы:
Аркин И. А. Воспитание оркестрового музыканта // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. ст. / Сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966. — 317 с.
Баренбойм, Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. – М., 1978. – 360 с.
Готлиб, А. Д. Заметки о фортепианном ансамбле / А. Готлиб // Музыкальное исполнительство / общ. ред. Г.Я. Эдельмана и В.А. Натансона. – Вып. 8. – М.: Музыка, 1973. – 101 с.
Куус, И. И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – В сб.: Вопросы методики начального музыкального образования. – М., 1981. – 91 с.
Петров, Р. М. Школа коллективной игры для духовых инструментов. Учебно-методическое пособие для музыкальных колледжей и академических лицеев. – Ташкент, 2004. – 215 с.
Программа научно-методического центра по художественному образованию Федерального агентства по культуре и кинематографии для ДМШ. – М., 2006. – 76 с.