ПЛАН УРОКА Предмет: “Товароведение продовольственных товаров”. Специальность: “Продавец, ”. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цели урока: Учебная – создать условия для обобщения и систематизации знаний; Проверка знаний, умений, навыков по изучаемой теме. Воспитательная – воспитывать ответственность, заинтересованность в результатах труда, интерес к выбранной профессии, предмету; воспитание навыков самостоятельности. Развивающая – способствовать развитию памяти, находчивости, творческого отношения к работе, логического мышления; Методическая – методика использования оптимальных способов повторения изученного материала. Межпредметные связи: Производственное обучение – тема “Хранение товаров, требование к качеству товаров”; предмет “Технология розничной торговли” – тема “Технология продажи бакалейных товаров”, закон “О защите прав потребителей”, “Маркировка и упаковка товаров”; предмет “Торговые вычисления” – подсчет стоимости покупки; предмет “Оборудование торговых предприятий” – тема работа в режиме продаж на кассовом ПОS-терминале. Материально-техническое оснащение урока: Учебники “Товароведение и организация торговли продовольственными товарами” А.М.Новикова, закон “О защите прав потребителей”, опорные конспекты по теме “Крупы”, “Макароны”, “Пищевые концентраты”, натуральные образцы товаров, конкурсные карточки-задания, стандарты на крупы, кроссворды, кассовый ПОS–терминал. ХОД УРОКА Часть урока | Содержание | Время (мин) | Организационно-методические указания (ОМУ) | 1. | Организационный момент | 4-5 мин | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организовать четыре команды по 6 чел, выбрать капитанов – 4 учащихся, экспертов 2 учащихся. | 2. | Первый блок: Конкурс “ Ключ” | 5-6 мин | Графический диктант “Верно - не верно” Критерии оценивания: Ошибок нет - 8 баллов, каждая ошибка – минус один балл. | 3. | Второй блок: Конкурс “ Шанс” | 5-6 мин | Работа всех учащихся с тестом “Проверь свои знания” Критерии оценивания: максимально 7 баллов для одной команды. Каждая ошибка - минус один балл. | 4. | Третий блок: Интересные сообщения по теме “Зерномучные товары” | 7-8 мин | Учащиеся выступают с интересными новостями и сообщениями по изучаемой теме. (Домашнее задание: умение знакомиться с информацией в подписных периодических изданиях). 3 балла - критерии оценивания. | 5. | Физкультминутка | 2-3 мин | Веселые физические упражнения. | 6. | Четвертый блок: Торговая ситуация Примечание: Учащиеся из команды соперника комментируют правильность действий продавца и покупателя. | 10-15 мин | Диалог: “Продавец – покупатель”. Творческое задание выполняют по двое участников с каждой команды. Критерии оценивания: - Наличие элементов продажи (встреча покупателя, выявление спроса, показ товара, консультация покупателю, расчет); - 2 балла - Применение закона “О защите прав потребителей” - 2 балла. Артистичность – 1 балл. | 7. | Пятый блок: Работа у доски Примечание: Одновременно участник каждой команды выполняет задание блока 6. | 8-10 | Работа по карточкам задания по представленным образцам товара. По одному учащемуся с каждой команды. Критерии оценивания: максимальное количество баллов 5. | 8 | Шестой блок Органолептическая оценка качества товара | 8-10 | Определить качество натурального образца круп, используя стандарты. Образцы представляет команда соперника - (Пищевые концентраты, хлеб, макаронные изделия, крупы). Максимальное количество баллов – 5. | 9. | Седьмой блок: Игра “ Брейн- ринг” | 7-8 мин | Кто быстрее ответит на вопрос преподавателя. Максимальное количество баллов 15 | 10. | Подведение итогов | 8-9 мин | Эксперты сообщают количество набранных баллов. Преподаватель объявляет оценки. Домашнее задание (составить кроссворд по теме “Зерномучные товары”). | Примечание: члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают пятерки, второе место - четверки, третье место – тройки. За нарушение дисциплины преподаватель на доске выставляет штрафные баллы. Задание к блоку 1. Графический диктант (конкурс “ключ”) 1. Из проса вырабатывают пшено | (верно). | 2. Крупа продел - это целые ядра гречихи | (не верно). | 3. Из ячменя вырабатывают крупу перловую | (верно). | 4. На марки М, ТМ, Т подразделяют ячневую крупу | (не верно). | 5. Крупу перловую подразделяют на пять номеров | (верно). | 6. В ржаной муке содержится жира больше, чем в соевой | (не верно). | 7. Макаронные изделия подразделяют на группы А, Б, и В | (верно). | 8. В продажу не допускается хлеб с дефектом неравномерная пористость | (не верно). | Учащиеся самостоятельно выставляют за это задание количество баллов, сравнивая с графиком на доске , эксперты контролируют. Задание к блоку 2. Конкурс “Шанс” (тест) № п/п | Вопрос | Варианты ответов | Эталон | 1 | Какая мука содержит больше витаминов | А. Экстра; Б. Первый сорт; В. Второй сорт. | А | 2 | От чего зависит сорт муки | А. От содержания отрубей; Б. От вкуса и запаха; В.от количества клейковины | В | 3 | Какая из перечисленных круп - пшеничная? | А. Рисовая, ядрица; Б. “полтавская”, “артек”; В. Продел, ячневая. | Б | 4 | Какие крупы применяются в диетическом и детском питании | А. Горох, фасоль; Б. Манная, рисовая; В. Перловая, кукурузная. | Б | 5 | В рецептуру какого пищевого концентрата входит крахмал | А. Желе сухое клубничное; Б. Кисель вишневый; В. Крем ванильный сухой. | Б | 6 | Какое основное сырье используют для получения хлеба | А. Сахар, молоко; Б. Муку воду, дрожжи; В. Дрожжи,изюм, повидло. | Б | 7 | Какие крупы содержат полноценные белки | А. Горох, гречка, овсяная Б. Рис, просо, В. Перловая, ячневая | А | Задание к блоку 5. Работа у доски с образцами товаров. Карточка-задание 1. № п/п | По представленному образцу пищевого концентрата определить: | 1 | Калорийность (энергетическую ценность 150 г). | 2 | Производителя | 3 | Дату выработки | 4 | Срок хранения и срок реализации | Карточка-задание 2. № п/п | По представленному образцу макаронных изделий определить: | 1 | Вид образца | 2 | Дефекты | 3 | Класс, сорт | 4 | Дату выработки, срок хранения | Карточка- задание 3. Заполнить таблицу: микроэлементы в крупах: Хром | Кальций | Магний | Железо | Цинк | Кремний | Медь | | | | | | | | Задание к блоку 7. Конкурс-игра “Брейн-ринг”. № п/п | Задание | Ответ | 1. | Крупу продел вырабатывают из | гречихи | 2. | Чем выше процент содержания клейковины в муке, тем сорт | выше | 3. | Рожки относят к типу макаронных изделий | трубчатых | 4. | Крупу ядрицу быстро разваривающуюся вырабатывают из | гречихи | 5. | Спагетти относят к типу макаронных изделий | вермишель | 6. | Наибольшее количество клейковины содержится в муке | высшего сорта | 7. | По качеству крупу манную подразделяют на | марки Т, МТ, М | 8. | В обогащенную крупу добавляют | молоко, сахар | 9. | Желе относят к пищевым концентратам | третьих блюд | 10. | Макаронные изделия подразделяют на классы | первый, второй | 11. | Перья относят к типу макаронных изделий | трубчатые | 12. | В крупах больше содержится белков, или углеводов | углеводов | 13 | Какие углеводы содержаться в крупах | крахмал, клетчатка | 14 | Какие сроки хранения макаронных изделий без добавок | 12 месяцев | 15 | В каком отделе реализуют крупы | в бакалейном |
Лист эксперта № п/п | Наименование блока | Номер команды | Количество баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | Конкурс “Ключ” | | | | | 8 | 2 | Конкурс “Шанс” | | | | | 7 | 3 | Конкурс “Интересные сообщения” | | | | | 3 | 4 | Конкурс “Торговая ситуация” | | | | | 5 | 5 | Конкурс “Работа у доски по карточке” | | | | | 5 | 6 | Конкурс “Оценка качества” | | | | | 5 | 7 | Конкурс “Брейн-ринг” | | | | | 15 | | Максимальное количество баллов | | | | | 48 | | |