ТЕМА: Обобщение и систематизация знаний по теме "Письменные приёмы умножения на двузначное и трёхзначное число".
УМК «Школа России», 4класс Автор: Малахова Т.С., учитель ГБОУ Школа№2034
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Форма урока: деловая экономическая игра
Место урока:№( №10 по теме) с. 44-46 учебника по математике М.И.Моро
Цель:
Задачи:
сформировать навыки умножения на двузначное и трёхзначное письмо;
развивать умения использовать алгоритм для данного вида умножения;
развивать умения решать задачи на нахождение неизвестного по 2разностям;
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы;
развивать умения рассуждать, анализировать, математически грамотную речь;
воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету,
Оборудование: презентация, листы с с/р (2уровня), листы с примерами групповой работы, листы самооценки
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности
Слайд 1(музыка)
- Сегодня мы играем в деловую игру. На уроках окружающего мира и истории мы говорили о экономике, о банках и выделении этими финансовыми учреждениями кредитов.
Мы с вами сегодня будем группой независимых экспертов.
- Кто такой эксперт? (Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса).
- Можете ли вы быть экспертами?
- Что должен уметь эксперт?
Наши задачи:
Проверить 2 строительные фирмы: 1) магазин игрушек и 2) приют для бездомных животных
Слайд 2
Слайд 3
- Что такое банк? (Крупное кредитное учреждение)
- Что такое кредит?(Финансовая операция, состоящая в получение денег в долг на определенных условиях).
- Что такое ипотека? (это кредит под залог какой-либо недвижимости. Т.е., вы берете у банка кредит на её покупку, а она становится залогом и гарантией возвращения денег в банк. Если вы не выплатите кредит, то банк вернет себе деньги за счет продажи залогового имущества, т.е., вашей квартиры ...)
Ипотечный кредит —кредит на покупку имущества, его ремонт или строительство сама приобретаемая недвижимость поступает в ипотеку (залог) банку как гарантия возврата кредита.
Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н. э. Древние греки так обозначали форму ответственности должника перед кредитором своей землёй. На границе земельного участка заёмщика ставили столб с надписью, которая гласила, что эта земля обеспечивает долг. Такой столб и назывался «ипотекой», в переводе с древнегреческого — «подпорка», «подставка». Хотя этот термин был известен ещё в Древнем Египте.
- Когда банк отказывает в ипотечном кредите? (Когда лицо, запрашивающий кредит, неплатежеспособное).
- Когда банк выдает кредит? (Когда лицо, запрашивающий кредит, платежеспособное).(Показ схемы возврата кредита банку).
II. Актуализация знаний уч-ся
Слайд 4
1.Устный счет.
-Эксперт должен хорошо считать. Я, как представитель правления банка, сейчас проверю, насколько хорошо вы это делаете.
Записываем только ответы.
Найдите произведение чисел 231 и 3
Найдите частное чисел 4900 и 700
Увеличьте 309 на 81
Увеличьте 510 в 3 раза
Уменьшите 960 на 26
Уменьшите 1680 в 8 раз
На сколько больше число 3909, числа 3409?
48 ∙ 72 + 48 ∙ 28
Найдите 3/4 от 16000
- Теперь каждый из вас – инспектор. Проверьте ответы вашего соседа.
Ответы:
∙ 693
: 7
3. + 390
4. х1530
5. - 934
: 210
- 500
4800
9. : 4000, х 12000
- Кто решил все правильно – старший эксперт, 7-8 заданий – эксперт, меньше 7 заданий – наблюдатель.
(Учитель раздает детям соответствующие таблички).
Слайд 6,7-11
2. Старшие эксперты оценивают участки для строительства магазина игрушек и приюта для бездомных животных.
Прием "Шахматы"-инт. д.
В это время другая группа экспертов решают задачи блиц- турнира на нахождение Ст., Ц., К.
Этот участок имеет длину 107м, а ширину - 100м. Найдите его S? (10.700м2)
Ширина участка 200м, что в 3раза меньше его длины. Какова его длина? (600м)
Ширина участка 200м, а длина- 600м. Найди Р участка? (200+600)∙ 2=1600м
Найдите ширину участка прямоугольной формы, если его S= 540м, а длина- 180? Подходит для строительства? Почему? (540:180=3м)
Найдите S квадратного участка со стороной 30м. Сколько это ар? (30 ∙ 30 =900м2 = 9а, т.к.1а=100 м2)
3.В это время другая группа экспертов решают задачи блиц- турнира на нахождение Ст., Ц., К.
За 1т кирпичей заплатили в рублей. Сколько следует потратить денег для приобретения 18т таких же кирпичей? ( в ∙ 18)
Для разметки участков под строительство пригласили 4 специалиста и заплатили поровну за их работу всего 32000рублей. Сколько стоит работа с замерщиков? (32000 : 4 ∙ с= 8000 ∙ с)
Для приюта животных требуется закупить вольеры на а рублей. Уже купили 16 вольеров по с рублей. Сколько денег осталось? (а - с ∙ 16)
Слайд 12
Проверка деятельности экспертов.
III. Работа по теме урока.
- В банк подали заявление о кредите 2 фирмы. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести решение о выдаче ипотечных кредитов.
(Сводная таблица на интерактивной доске).
| Пла ны | При быль | Доход | Произ води тель ность | Цены. Средн. зарабо ток | Налоги | Сделки | Итог |
I фирма | - | + | + | - | - | - | - | 2 |
II фирма | - | - | - | + | + | + | + | 4 |
Информацию будем фиксировать в таблице. Какая фирма наберет наибольшее количество плюсов, та и получит кредит.
Слайд 13-14
1.Проанализирйте правильность планов
Правильно ли поставлен порядок действий при умножении многозначного числа на двузначное и трехзначное? Результаты занесем в таблицу.
Для удобства каждая группа экспертов будет заниматься одной фирмой, затем все результаты будут сравниваться.
Групповая работа
1группа- строительство магазина игрушек.
1) Умножаем число единиц 2-го множителя на 1множитель.
2) Умножаем число десятков 2-го множителя на 1 множитель.
3) Смещаем 2-е неполное произведение на 1разряд влево.(отсутствует)
4) Результаты складываем.
5) Читаем ответ.
2группа- строительство приюта для бездомных животных.
1) Умножаем число единиц 2-го множителя на 1множитель.
2) Умножаем число десятков 2-го множителя на 1 множитель.
3) Смещаем 2-е неполное произведение на 1разряд влево.
4) Умножаем число сотен 2-го множителя на 1множитель.(отсутствует)
5) Смещаем 3-е неполное произведение на 1разряд влево.
6) Результаты складываем.
7) Читаем ответ.
Проверка.
-Какая ошибка возможна при таком приеме умножения? (прибавляем определенное количество каждого разряда, которое запоминали)
Результаты занесем в таблицу.
Слайд 15
2. Узнай прибыль фирм за год (12м-365/366дн.) и проанализируй рост расходов
- Что такое прибыль? (Сумма, на которую доход превышает затраты).
I фирма - 5170 ∙ 12 (10340; 5170; 62.040)
II фирма - 124 ∙ 365 (620; 744; 372; 45.260)
2ученика по очереди решают на доске с объяснением, остальные работают в маршрутных листах.
Результаты занесем в таблицу.
Слайд 16
3. Инфляция . Весь доход увеличился в 204 раза
62.040 ∙ 204 (24816; 12408; 12.656.160)
45.260 ∙ 204 (18104; 9052; 9.233.040)
2ученика решают на доске одновременно, остальные работают в маршрутных листах 1пример по выбору.
Слайд 17
4. Узнай производительность фирм
Два товарных поезда едут с одинаковой скоростью. Поезд с материалами 1фирмы проходит 2100км, а 2 поезд с материалами для строительства питомника проходит 1200км.Он в пути меньше на 3часа. Какое время затрачивает каждый поезд для доставки строительных материалов в фирму?
v (км/ч) t (ч) S (км)
I- ?, ? 2100
II- одинак. ( ?-3) 1200
1) 2100-1200= 900(км) - едут 3часа.
2) 900 : 3 = 300(км/ч) - v.
3) 2100 : 300 = 7(ч) - t 1поезда.
4) 1200 : 300 = 4(ч)- t 2поезда.
Результаты занесем в таблицу.
Слайд 17(гиперссылка)
ФИЗМИНУТКА(двигательная)
Слайд 18
5. Сколько стоит? Средний заработок.
(дифференциация по вариантам)
Узнайте , сколько стоит 1день оплаты труда работникам в каждой фирме
х : 469 = 285 (2345; 3752; 2345; 133.665р.) у + 769= 2740 ∙ 63 (822; 1644; 172620; 171851)
Слайд 19
6. В банк пришли документы. Выполни расчёты предоставленные фирмами
(налоги за последние 2 года)
№14 с. 45- по вариантам(I и IIв.- традиционно)
1фирма- 6пример ( 38; 72; 1800)
2 фирма- 5пример ( 56; 64; 2176)
Результаты сравнить. Результаты занесем в таблицу.
Слайд 20
7. Узнай количество сделок с международными фирмами за 2013 год
Работа в паре. Проверьте домашнее задание:
1фирма
2011- 49 сд. 1000-(49 +49∙12)=1000- (49+588)= 1000-637= 363(сд.)
2012- ? сд., в 12р.б. 1000сд.
2013- ?сд.
2фирма
2011- ? 1000 - 18- 18∙24= 1000-18-432=550 (сд.)
2012- 18сд., это в 24р. м. 1000сд.
2013- ?
Какая фирма заключила больше сделок в 2013 году? Результаты сравним и занесем в таблицу.
IV. Подведение итогов урока.Рефлексия
Слайд 21
- По результатам сводной ведомости, уважаемые эксперты, какой фирме мы можем выделить кредит? (Кредит нужно выделить IIфирме для строительства питомника для бездомных животных, т.е. эта фирма оказалась наиболее платежеспособной и честной).
Слайд 21 (гиперссылка)
Видео о бездомных животных.
-Что позволило узнать ответ на данный вопрос: какие вычислительные приемы использовали?
-Как вы думаете, после сегодняшнего урока, вы стали лучше считать, рассуждать?(ответ шепотом)
-Потребуются ли знания, полученные в ходе урока в вашей жизни? Почему так думаете?
Слайд 22
Самооценка: урок понравился, не понравился, остались ??? (ставят ладошки к этим словам на и/д).
Слайд 23(музыка)
Вот наш закончился урок.
Теперь мы подведем итог.
Вы все трудились и старались,
И без оценок не остались.
Свои вы знанья показали
И в банке фирмы проверяли.
Шагайте смело вы вперед-
Старательных удача ждет.
Слайд 24(музыка)
Домашнее задание:№7 с.44, № 17с.45(т.), р/т № 43, №46 с.52, 53