Играть можно после первого же знакомства со знаками препинания, но особенно полезно при повторении пунктуации со старшеклассниками. Задача ведущего — подбирать задания, соответствующие уровню подготовки ребят. Количество играющих любое. Ход игры Игра аналогична предыдущей, только предложения составляются не по синтаксической схеме, а по заданной ведущим последовательности знаков препинания. Например, по последовательности знаков — , можно составить предложение: Честно говоря, идти туда мне не хотелось — страшно было, да и стыдно. В остальном ход игры такой же, как и в «Предложениях по схеме». Варианты. Можно усложнить игру, если отбрасывать предложения, имеющие одинаковую синтаксическую структуру, то есть поставить командам задачу привести как можно больше синтаксически разных предложений с одной и той же последовательностью знаков препинания. В этом случае необходимо дать командам время на обсуждение (не менее 5 минут), чтобы они могли сверить предложения и сделать их разнообразнее. Этот вариант игры эффективнее, но существенно сложнее. Цели. Игра предлагает ребятам совершенно новую задачу, обратную привычной — расстановке знаков препинания в готовом тексте. Она развивает «пунктуационную бдительность». Как и упражнения с пропущенными буквами, привычные задания на расстановку знаков препинания притупляют внимание, тем более что в одном упражнении обычно бывают представлены однотипные случаи. Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребятам нее многообразие синтаксических значений, выражаемых пунктуацией. Они обнаруживают, что запятые могут быть парными и одиночными и что функционально это совершенно разные знаки; удивляются многообразию значений, выражаемых с помощью тире, различным способов комбинирования знаков препинания. Несколько раз поиграв в эту игру, особенно по усложненному варианту, ребята будут гораздо лучше знать и помнить правила пунктуации. |